Онтологические и гносеологические взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона……………….4
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке……7
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой……………………………...10
Заключение………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………..14

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

Социальная утопия, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству. [4, с. 125-126]

    Платоновское  государство – это теоретическая  схема утопического государства,  в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.

 

3. Сходство и различие  в понимании диалектики у Гераклита,  с одной стороны, и Сократа  и Платона, с другой.

    Для античных философов  характерны зачатки диалектики  в объяснении развития мира, его  познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего существующего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – «Логос» («слово», «разум», «закон»). В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры понимания мира, непосредственно данного живому созерцанию. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

    Гараклитовская космология строится на основе стихийной диалектики.

    Таким образом, Гераклит  совмещает философский и естественно-научный подход в объяснении первоначала мира. Субстанция бытия отождествляется с конкретной стихией, явлением природы.[6, с. 65]

    Сократ не признает  проблем, которые занимали философов  тех времен: природа, первоначало,  мироздание не интересовали его. Вопросы этики -  вот главное, чем должна заниматься философия. При этом для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно – диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Своими поисками Сократ проложил путь к миру идей Платона и его диалектике. [7, с. 95; 3, с.60]

    Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

    Платон развивал проблемы  диалектики в форме диалога,  споров, дискуссии. «В споре рождается  истина»,- считал он. Он рассматривал  противоречивое развитие  самого  мышления, а также противоречия взаимодействия мира вещей и мира идей. [2, c. 268]

    Таким образом, по  Гераклиту, все развивается по  Логосу, стихийно и подчинено  судьбе. Для Сократа и Платона  – истина рождается в споре.  Гераклит считал, что всем явлениям  присущи внутренние противоречия, а также противоречия между ними. Для Сократа и Платона противоречиво мышление.

 

   

   

Заключение.

    Рассмотрев различные  стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях. Теория «идей» Платона называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам почувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое – многое, тождество – различие. [4, c. 127]

    Платон – выдающийся  представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок развитию всей западной философии.

В этом смысле справедливы слова  А.Н. Уайтхеда, писавшего: «Самая надежная характеристика европейской философии  состоит в том, что она представляет собой ряд примечаний к Платону».

    Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.[5, c. 223]

 

Список использованной литературы:

 

    1. А.А. Радугин.

       Философия: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших

        учебных заведений.  Москва: издательство «Центр», 1999. –  270 с.

    2. Блинников Л.В.

        Великие философы: Учебный словарь-справочник. – 2-е изд., перераб. и

        доп. М.: Издательская  корпорация «Логос», 1998 – 432 с.

    3. В.С. Нерсесянц.

        Сократ. Издательство «Наука», Москва 1977, -150 с.

    4. Жизнь замечательных людей / Е.Н Орлов, Е.Ф. Литвинова, Ю.М.

        Антоновский:  Библиографические очерки. – СПб.: ЛИО Редактор, 1994.

        – 326 с.

    5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.

   Платон. Жизнеописание. М., 1977.

6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.

    В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

7. Фомичев Н.А.

    Сократ. – М.: Мол. Гвардия, 1984. – 191 с.

 

 

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 25012




Информация о работе Онтологические и гносеологические взгляды Платона