Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:45, контрольная работа
Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического.
Введение……………………………………………….………………………….…2
1. Онтология религии……………………………………………………………….4
2. Гносеология религии……………………………………………………………..5
3. Религия о смысле жизни………………………………………............................7
4. Библиографический список………………………………….............................17
Введение……………………………………………….………
1. Онтология религии…………………………………
2. Гносеология религии……………………………
3. Религия о смысле
жизни………………………………………..........
4. Библиографический список………………
Слово "религия" происходит от лат. religio - благочестие, набожность. Это такой тип мировоззрения, в котором освоение мира основано на вере в сверхъестественное.
Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания.
Религиозное мировоззрение,
стихийно сложившееся в глубокой древности,
менялось в зависимости от общественных
изменений. Существует множество разновидностей
религиозного мировоззрения. Однако всем
им присущи, хотя и в разной степени, некоторые
общие характерные черты и особенности.
Перечислим их.
Прежде всего, самой существенной
чертой любого религиозного мировоззрения
является признание существования сверхъестественных
сил, бога или богов. Реальное существование
человека, природы, мира зависит от них.
Другой существенной чертой религиозного
мировоззрения является идея креационизма
— божественного творения мира. Эта идея
пронизывает все древние мифы, существует
она и в современных богословских концепциях.
Следующей чертой является учение о целесообразности
и целенаправленности явлений природы
и общества.
В противоположность этому
Основной целью познания теология подчеркивает, что человеческий разум не в состоянии познать сущность Бога. Научное познание мира рассматривается богословами как второстепенное, нацеленное на исследование глубокой материи и неспособное постичь духовные процессы. Высшей духовной ценностью человека считается в религиозном мировоззрении не его способность к мышлению и творческой деятельности, а вера в Бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной. Тем самым происходит принижение роли разума. Вера как особая форма познания, по мнению теологов,-- это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без помощи разума. Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявилось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии.
В процессе о соотношении веры и разума существовали и существуют две тенденции. Одна полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция возникла еще в раннем христианстве. Вторая тенденция пыталась примирить веру и разум и использовать разум для обоснования веры.
В чем же смысл религии?
1. Онтология религии
Религия и Бог неразделимы. Любые рассуждения подобные тому, что атеизм – это тоже религия, неуместны и несостоятельны. Как может Религия, ведущая или восстанавливающая, а для многих уже установившая связь с Богом, быть не Божественной, то есть атеистической?
Каждая религия, отойдя в разной степени от своего Источника, по-разному и дает представление о Боге. В индуизме, будь Он под именем Брахман, Парабрахман, То или Атман, не имеет сущностного образа. Его Присутствие во всем, но все же это есть нечто То, что достижимо, хотя и только лишь в упорном труде в различных йогах. В буддизме Бог вообще никогда не упоминается – разве можно говорить о Непознаваемом? В маздаизме или зороастризме высшее начало Ахура-Мазда во многом соответствует арийским традициям и является целью достижения. Но уже в мировых религиях, рожденных на Землях Ближнего Востока, Бог принимает образ хотя и вездесущей, всепроникающей, всемогущей, но Сущности. Его Пребывание, хотя точно и не определено, но все-таки он обитает где-то на Небесах. В таких религиях как иудаизм, христианство и ислам Бог представлен в виде Сущности, но единой для всех людей. Именно поэтому указанные мировые религии принято называть религиями Единого Бога или Единобожия. Так сложилось исторически. Последние религии, более поздние по отношению ко всем восточным (иудаизму, зороастризму, буддизму, конфуцианству, даосизму были приняты в качестве основных конфессий народами, чья цивилизация заняла доминирующее положение в мире.
Европейские страны, принявшие христианство, и Арабские страны, представлявшие ислам, вели себя достаточно высокомерно по отношению к странам, находившимся в упадке в соответствии с законом ритма и циклов. Страны, ими порабощенные, потому и были порабощены, что люди в них потеряли свою основу в представлениях о Боге. Они стали предаваться более фетишизму и магии, нежели религии, а потому и деградировали. Их поработителям потому было выгодно представлять религию порабощенных народов как религию многобожия, а потому как языческую. Но первоначально каждая из таких религий по сути, несмотря на упоминание множества Богов, имела и Единого Бога. Ярким примером того служит индуизм, пантеон богов которого неисчислим, но имеется и Высшее Начало – Атман, Браман или Парабраман.
Задача Единой религии, ведущей к единству человечество, заключается не в том, чтобы опорочить или отменить представление о Боге в общепризнанных мировых религиях, а, наоборот, вернуть к первоначальному смыслу, Данному Теми, кто является символом этих религий. Так каждый Бог будет возвеличен подлинным Единством Единого Бога. Каждый верующий получит новый импульс радостного познавания и устремления к Образу Беспредельного Бога, который Един для всех.
Такое всевмещение и терпимость принесут мир, справедливость и сотрудничество людей всего мира. Так придет мир во всем мире!
2. Гносеология религии
Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя;
Исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.
Гносеологические корни религии (от греческого gnosis — знание). Здесь важно уяснить противоречивый характер познавательного процесса человека и возможность, в силу этого, формирования различных представлений о мире, обществе и самом себе: материалистических, идеалистических и религиозных представлений. Если вопрос о социальных корнях религии рассматривает общественные условия, породившие ее, то вопрос о гносеологических корнях религии показывает нам, как, каким образом в человеческом сознании формируется фантастическое неадекватное отражение действительности. Ибо к объекту отражения наряду силам и природы и общества следует отнести и сущностные силы человека. Человек, изменяя внешний мир, формирует самого себя. Личная биосоциальная структура человека является объектом его самопознания. Человек еще не мог адекватно объяснить рождение и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, чувства и волю, зачатки развивающеюся интеллекта и т.д. Эти явления ему были непонятные, пугающие, и их причины он искал в мистике.
Гносеологические корни религии — это предпосылки, возможность формирования религиозных верований в процессе познавательной деятельности человека.
Почему процесс познания, в ходе которого человек открывает в вещах реальные свойства и тем самым овладевает окружающим миром, увеличивая свою власть над ним, в то же время является почвой, на которой произрастает религия? Это объясняется сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Процесс познания мира человеком сложен, он не адекватен зеркальному отражению. Отражая мир, люди не только воспринимают «сигналы» действительности, но преобразуют их в своей голове. Сложность объекта, каковым является реальная действительность, создаст возможность отразить его неверно; и не полностью верно; и точно. Эта субъективная форма познания и рождает возможность «отлета» мысли от действительности. Преобразующая деятельность человеческого познания, переработка им данных чувственных ощущений и восприятий уже несет в себе отвлечение от всего богатства и многообразия единичного. При переходе от чувственного познания к абстрактному опосредованность сознания с реальным миром, его вещами и предметами усиливается и способна даже породить в новом понятии «кусочек фантазии».
3. Религия о смысле жизни
Сначала рассмотрим содержание понятия «религия»
На протяжении всей истории
развития культуры общества человек
стремился объяснить сложное
социальное явление – религию, причины
и условия ее возникновения. Отдельные
представители науки и культуры
в соответствии своим философско-
Философы 17-18 ст. также оставались в плену
представлений о религии как обман народа.
Томас Гоббс считал, что религия основывается
на выдумках государства. Французские
просветители 18 ст. Руссо, Вольтер, Маришель
и др. понимали религию как определенный
обман народа корыстными правителями
и жрецами.
Рассмотрим, какие же существуют представления
о понятии «религия».
Определенное распространение в сознании
получили традиционно-обыденные
представления о религии – как о совокупности
легенд, фантастических выдумок. Но если
религия действительно является только
следствием выдумок, мифом, почему она
имеет огромное влияние на сознание и
поведение людей? Существует представление,
что религия – это набор абсурдных, примитивных
понятий, ненужных представлений, которые
присущи людям с низким уровнем культуры
и образования. Но как объяснить тот факт,
что верующие были и высокообразованными
и культурными людьми.
Кроме обыденных представлений
о религии существуют научно-
Марксизм также определял
Итак, религия – сложное явление общественной
жизни. Религия – единственное явление
общественной жизни, которое утверждает
и стремится обосновать существование
сверхъестественного: Бога, богов, дьявола,
духов, чудес. Религия – одна из форм общественного
сознания. Религия – это мировоззренческая
форма общественного сознания и определяет
миропонимание человека. Религия – это
наиболее постоянная форма общественного
сознания, которая меньше всего поддается
изменениям. Спецификой религиозного
сознания является вера в сверхъестественное.
Любые стороны общественного бытия человек
воспринимает через призму сверхъестественного
и осознает себя как его неотъемлемая
часть. Условия собственной жизни человек
воспринимает как следствие вмешательства
добрых или злых сверхъестетвенных сил.
Таким образом, религия – это
форма общественного сознания, в которой
иллюзорно отражаются силы, которые господствуют
над человеком в его повседневной жизни
и которые трансформируются в его сознании
в форме неземных сил.
Итак, религия представляет собой
сложное, многоуровневое явление. Поэтому
изучение религиозного феномена осуществляется
целым рядом дисциплин.
Все современные религии имеют свою структуру,
которая состоит из следующих частей:
религиозное сознание, религиозные отношения
и деятельность, религиозные организации
и институты.
Религиозное сознание –
это форма общественного сознания, совокупность
идей, мифов, взглядов и представлений,
чувств и эмоций, традиций и обычаев, в
которых отражается окружающий мир через
представления о сверхъестественном.
Основным признаком религиозного сознания
является вера в реальное существование
сверхъестественных сил и существ. Религиозная
вера – достаточно сложное психологическое
чувство человека. Религиозное сознание
содержит идею бога, мифы или легенды о
создании мира, об ангелах, рае, аде, грехе
и т.д. Религиозное сознание проявляется
на обыденном и теоретическому уровнях.
Обыденное религиозное сознание – это
присущие массе верующих представления
об объекте их каждодневного поклонения,
которые формируются в процессии их обыденной
жизни. Теоретический уровень – это концепции,
учения, систематизированные, отработанные
теологами, т.е. учеными-богословами.