Онтология, гносеология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:45, контрольная работа

Описание работы

Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического.

Содержание работы

Введение……………………………………………….………………………….…2
1. Онтология религии……………………………………………………………….4
2. Гносеология религии……………………………………………………………..5
3. Религия о смысле жизни………………………………………............................7
4. Библиографический список………………………………….............................17

Файлы: 1 файл

Философия..docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

Религиозная деятельность – это вид социальной деятельности, которая делится на внекультовую и культовую. Внекультовая религиозная деятельность – это когда верующие и религиозные общины ведут благотворительную, миссионерскую, преподавательскую деятельность, пропагандистскую, реставрационно-строительную работы.

Важным видом религиозной  деятельности является культ. Содержание культа определяется культовыми текстами, к которым принадлежит Святое Письмо, молитвы, псалмы, песни и  т.д. Воспроизводство этих текстов  во время проведения культов формирует  в сознании верующих религиозные  образы и представления, принципы религиозной  идеологии. Существует два вида культовых  действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление. Магия – система действий, с  помощью которых влияют на сверхъестественное. Виды магии: промышленная, военная, лечебная, любовная и др. Культ умилостивления обращен к Богу или духам и состоит из жертвоприношения, обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы осуществления культовой деятельности – храм, молитвенный дом, искусство, культовые предметы (крест, свечи, иконы, кадило и т.д.). Особенное, символическое значение среди средств культа имеют храмы, соборы, мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется церковными канонами (правилами). 
Религиозные отношения – вид идеологических отношений, которые реализуются через отношения верующих, религиозные связи общин и церквей. Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и враждебности. 
Религиозные организации и институты. Религия как социальное явление имеет свои организационные формы. Самой распространенной организационной формой религии является церковь. Церковь – это объединение верующих на основе общих догматических представлений, обрядов и канонов. Следующая форма религиозной организации – секта. Это относительно закрытое объединение единоверцев, которое возникает как оппозиционное течение к существующей конфесии. Для секты характерны изоляционизм, фанатизм определенной части верующих. Деноминация – это специфическое религиозное объединение, которое находится на стадии становления, организационного оформления. Деноминация характеризуется собственным самоуправлением, отсутствием священников и т.д. В определенных условиях у деноминации может возникнуть тенденция преобразования в церковь или секту. 
 
Отдельно от религиозных организаций существуют разные религиозно-политические институты, религиозно-политические партии, международные религиозные объединения и т.д.

 

Функции религии.

 
Любая религия, существующая в обществе, выполняет определенные функции, которые  характеризуют сущность влияния  церкви на социальные отношения. Функции  – это способы воздействия  религии на общество. 
Мировоззренческая функция. Религия как мировоззрение дает верующему определенную сумму знаний, понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению человек мотивирует свое отношение к миру, свое место в обществе, решает вопрос смысла жизни. Религиозное мировоззрение – это духовно-практическое преобразование мира соответственно идеалам, надеждам и потребностям верующего. Это особенная форма мышления и познания мира, которая реализуется в поведении и отношениях верующих. 
Интегративная функция. Способность религии быть способом идейного объединения, консолидации масс, индивидов и институтов. Интегративная функция религии – конкретно-историческая. При одних исторических условиях вероисповедание может объединить, а при других – выполнять дезинтегративную роль (ослаблять стабильность между конфессиями, в обществе в целом и т.д.). Благодаря интегративной функции верующий соотносит себя с определенной социальной группой. Он может осознавать себя, например, христианином, мусульманином, буддистов и т.д.  
Комуникативная функция – это использование религии как средства общения между верующими в пределах единого вероисповедания. Она является производной от интегративной функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, семейные и другие связи на основе единого вероисповедания. 
Регулятивная функция – это способность религии быть способом регулирования поведения людей, определение стереотипа этого поведения благодаря существованию в религии системы норм и правил. Религиозное регулирование осуществляется прежде всего в культовой деятельности через систему разнообразных запретов и наставлений, которых верующие должны обязательно придерживаться. 
Иллюзорно-компенсаторная функция – способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование. 
Определенные социальные функции выполняет и религиозная культовая деятельность. Основная функция религиозного культа – это воссоздание, укрепление и усиление религиозные идей и представлений. Религиозный культ выполняет и психологическо-терапевтическую функцию, то есть выступает средством психологического влияние на личность. Религиозный культ выполняет и эстетическую функцию, то есть с помощью использования разнообразных видов и жанров искусства удовлетворяются эстетические потребности верующих, формируются эстетические чувства. 
 
Определенные функции в обществе выполняют религиозные объединения и организации, которые действуют в пределах одного государства. Вот некоторые из них:

 
функция богослужения – удовлетворения религиозных потребностей верующих через проведение проповедей, обрядов, ритуалов и церемоний культа духовенством; 
 
миссионерская функция – распространение с помощью миссионеров (священников) вероучения. Она осуществляется как среди иноверцев, так и среди неверующих. Любая церковь пропагандирует свое вероучение, чтобы привлечь новых членов (адептов). Осуществляется оно разными методами и формами (например, насильственное привлечение к католической церкви народов Африки и Америки в 17-18 ст.; использование денежного вознаграждения для привлечения к Российской православной церкви народностей Поволжья – мордвы, чувашей и др. в 18 ст.); 

пропагандистская (идеологическая) функция – распространение с помощью радио, телевидения, газет и журналов, кино и театра религиозных вероучений. Современные церкви владеют соответствующими трансляционными каналами идеологического влияния на людей. Стремясь распространить влияние религии, церковь часто проводит богослужения и чтение проповедей в общественных местах (стадионы, дворцы спорта, клубы и т.д.);

 
политическая  функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством. Государство использует церковь как способ контроля за политической благонадежности людей, полицейского надзора, политического воспитания людей. Так, на Руси царь Петр I официально вводил полицейское наказание за отказ от исповеди, и одновременно обязал священников докладывать о политической крамоле, которую он узнает во время тайны исповеди. У нас также существует проникновение церкви в социально-политическую жизнь общества, благодаря созданным политическим партиям;

 
хозяйственно-экономическая  функция – находит проявление в ведении хозяйства, в производстве культовых предметов и сельскохозяйственной продукции для внутренних потребностей, проведение реставрационно-строительных работ; 
 
благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвах стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории;

 
филантропическая  функция очень похожа на благотворительную функцию и осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.; 
 
просветительская функция состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории или культуре, морали т.д. Она проявляется: в подготовке кадров духовенства в соответствующих учебных заведении (академии, семинарии, школы); в осуществлении религиозного просвещения среди верующих и неверующих (воскресные школы, церковные школы); в содержании общеобразовательных и высших учебных заведений; в воспитании людей с помощью издания и распространения литературы; в праздновании различных церковно-исторических дат и событий;

 
функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу;

 
создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.

 
Такие функции и роль религии  в обществе. Они, конечно, исторически  изменялись, зависели от существующего  политического строя страны и  других факторов. Но церковь как  объективно существующий социальный институт обязательно находила достойное  место в структуре социальных отношений.

Что же такое смысл жизни?

 

Смысл жизни - одна из самых  больших загадок мироздания и  бытия. Вопросом о смысле жизни интересовались во все времена, но ответ так и  не найден до сих пор. Самой огромной ошибкой в поисках жизни является то, что все предлагаемые теории рассматривают только смысл жизни  человека, а не жизнь всего живого на земле. Как можно до сих пор думать, что человек есть совершенно иным живым существом, который живет по отдельным от всего живого на планете законам? Именно по этому люди никогда не найдут истинный ответ на этот вопрос, так как ищут в очень узком для этого вопроса направлении.

Да, человек по нашему мнению самое разумное существо на планете, и только человек может задавать подобные вопросы. Вспоминается как говорил Фрейд:

   “Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен.”

Конечно это не так, и это  хорошо что мы пытаемся найти ответы о мире, что нас окружает, но порой в своих ответах мы заходим так далеко, что Фрейд становится прав.

Смысл жизни в  религиях.

Чтобы охватить взгляды религий  на этот вопрос нужно писать отдельную  книгу, ясно одно, у каждой религии  свой взгляд на это.

Большинство религий охватывают и выражают определенные понятия  о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение  религиозной веры – это убеждение  в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Часто предполагается, что  религия – это ответ на человеческую потребность перестать ощущать  состояние растерянности или  страх смерти (и сопутствующее  желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живем, движемся, существуем». Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам – (см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.

Резюмирую все вышесказанное, становится ясно, что поиск ответов  на вопрос о смысле жизни остается из области поиска Бога, души, мысли, т.е. ту область, которую невозможно доказать или опровергнуть, но одно я могу сказать с полной уверенностью, искать вопрос нужно не в контексте человеческого вида, а жизни во вселенной в целом!

Однозначно, жизнь во вселенной  выполняет определенную функцию, и  эта функция скорее всего есть одним из самых важных условий существования самой вселенной. Вот только какого?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         4. Библиографический список

 

1. Раушенбах, Б. Религия и нравственность. / Б. Раушенбах // Знамя. 1991. №1.

2. Федотов, Г. П. Социальное  значение христианства. / Г. П.  Федотов // Философские науки. 1991. №3.

3. Ахундов, М. Д. Естествознание  и религия в системе культуры. / М. Д. Ахундов, Л. Е. Баженов. // Вопросы философии. 1992. №12.

4. Лоренц, К. Восемь смертных  грехов цивилизованного человека. / К. Лоренц // Вопросы философии. 1992. №3.

5. Соловьев, В. С. Жизненный  путь христианства. / В. С. Соловьев // Философские науки. 1991. №3.

6. Лосева, И. Н. Миф и  религия в отношении к рациональному  познанию. / И. Н. Лосева // Вопросы  философии. 1992.№7.

7. Бибихин, В. В. Философия и религия. / В. В. Бибихин // Вопросы философии. 1992. №7.

8. Мень, А. История религии. / А. Мень. – М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Онтология, гносеология религии