Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:45, контрольная работа
Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического.
Введение……………………………………………….………………………….…2
1. Онтология религии……………………………………………………………….4
2. Гносеология религии……………………………………………………………..5
3. Религия о смысле жизни………………………………………............................7
4. Библиографический список………………………………….............................17
Религиозная деятельность – это вид социальной деятельности, которая делится на внекультовую и культовую. Внекультовая религиозная деятельность – это когда верующие и религиозные общины ведут благотворительную, миссионерскую, преподавательскую деятельность, пропагандистскую, реставрационно-строительную работы.
Важным видом религиозной
деятельности является культ. Содержание
культа определяется культовыми текстами,
к которым принадлежит Святое
Письмо, молитвы, псалмы, песни и
т.д. Воспроизводство этих текстов
во время проведения культов формирует
в сознании верующих религиозные
образы и представления, принципы религиозной
идеологии. Существует два вида культовых
действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление.
Магия – система действий, с
помощью которых влияют на сверхъестественное.
Виды магии: промышленная, военная, лечебная,
любовная и др. Культ умилостивления обращен
к Богу или духам и состоит из жертвоприношения,
обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы
осуществления культовой деятельности
– храм, молитвенный дом, искусство, культовые
предметы (крест, свечи, иконы, кадило и
т.д.). Особенное, символическое значение
среди средств культа имеют храмы, соборы,
мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется
церковными канонами (правилами).
Религиозные отношения –
вид идеологических отношений, которые
реализуются через отношения верующих,
религиозные связи общин и церквей. Религиозные
отношения могут иметь разный характер
– солидарности, терпимости и нейтралитета,
конкуренции, конфликта и враждебности.
Религиозные организации
и институты. Религия как социальное
явление имеет свои организационные формы.
Самой распространенной организационной
формой религии является церковь. Церковь
– это объединение верующих на основе
общих догматических представлений, обрядов
и канонов. Следующая форма религиозной
организации – секта. Это относительно
закрытое объединение единоверцев, которое
возникает как оппозиционное течение
к существующей конфесии. Для секты характерны
изоляционизм, фанатизм определенной
части верующих. Деноминация – это специфическое
религиозное объединение, которое находится
на стадии становления, организационного
оформления. Деноминация характеризуется
собственным самоуправлением, отсутствием
священников и т.д. В определенных условиях
у деноминации может возникнуть тенденция
преобразования в церковь или секту.
Отдельно от религиозных организаций
существуют разные религиозно-политические
институты, религиозно-политические партии,
международные религиозные объединения
и т.д.
Функции религии.
Любая религия, существующая в обществе,
выполняет определенные функции, которые
характеризуют сущность влияния
церкви на социальные отношения. Функции
– это способы воздействия
религии на общество.
Мировоззренческая
функция. Религия как мировоззрение
дает верующему определенную сумму знаний,
понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению
человек мотивирует свое отношение к миру,
свое место в обществе, решает вопрос смысла
жизни. Религиозное мировоззрение – это
духовно-практическое преобразование
мира соответственно идеалам, надеждам
и потребностям верующего. Это особенная
форма мышления и познания мира, которая
реализуется в поведении и отношениях
верующих.
Интегративная
функция. Способность религии быть
способом идейного объединения, консолидации
масс, индивидов и институтов. Интегративная
функция религии – конкретно-историческая.
При одних исторических условиях вероисповедание
может объединить, а при других – выполнять
дезинтегративную роль (ослаблять стабильность
между конфессиями, в обществе в целом
и т.д.). Благодаря интегративной функции
верующий соотносит себя с определенной
социальной группой. Он может осознавать
себя, например, христианином, мусульманином,
буддистов и т.д.
Комуникативная
функция – это использование религии
как средства общения между верующими
в пределах единого вероисповедания. Она
является производной от интегративной
функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые,
семейные и другие связи на основе единого
вероисповедания.
Регулятивная
функция – это способность религии
быть способом регулирования поведения
людей, определение стереотипа этого поведения
благодаря существованию в религии системы
норм и правил. Религиозное регулирование
осуществляется прежде всего в культовой
деятельности через систему разнообразных
запретов и наставлений, которых верующие
должны обязательно придерживаться.
Иллюзорно-компенсаторная
функция – способность религии иллюзорно
создавать определенные социальные отношения,
в которых человек чувствует себя свободным
и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное
утешение перед состоянием неопределенности,
неуверенности, страданий, насилия и т.д.
Религия помогает человеку свести до минимума
неудовлетворение и разочарование.
Определенные социальные функции выполняет
и религиозная культовая деятельность.
Основная функция религиозного культа
– это воссоздание,
укрепление и усиление религиозные идей
и представлений. Религиозный культ
выполняет и психологическо-
Определенные функции в обществе выполняют
религиозные объединения и организации,
которые действуют в пределах одного государства.
Вот некоторые из них:
функция богослужения –
удовлетворения религиозных потребностей
верующих через проведение проповедей,
обрядов, ритуалов и церемоний культа
духовенством;
миссионерская функция –
распространение с помощью миссионеров
(священников) вероучения. Она осуществляется
как среди иноверцев, так и среди неверующих.
Любая церковь пропагандирует свое вероучение,
чтобы привлечь новых членов (адептов).
Осуществляется оно разными методами
и формами (например, насильственное привлечение
к католической церкви народов Африки
и Америки в 17-18 ст.; использование денежного
вознаграждения для привлечения к Российской
православной церкви народностей Поволжья
– мордвы, чувашей и др. в 18 ст.);
пропагандистская (идеологическая) функция – распространение с помощью радио, телевидения, газет и журналов, кино и театра религиозных вероучений. Современные церкви владеют соответствующими трансляционными каналами идеологического влияния на людей. Стремясь распространить влияние религии, церковь часто проводит богослужения и чтение проповедей в общественных местах (стадионы, дворцы спорта, клубы и т.д.);
политическая
функция – это деятельность церкви
и священнослужителей, а также религиозных
организаций в политической жизни страны,
в управлении государством. Государство
использует церковь как способ контроля
за политической благонадежности людей,
полицейского надзора, политического
воспитания людей. Так, на Руси царь Петр
I официально вводил полицейское наказание
за отказ от исповеди, и одновременно обязал
священников докладывать о политической
крамоле, которую он узнает во время тайны
исповеди. У нас также существует проникновение
церкви в социально-политическую жизнь
общества, благодаря созданным политическим
партиям;
хозяйственно-экономическая
функция – находит проявление в ведении
хозяйства, в производстве культовых предметов
и сельскохозяйственной продукции для
внутренних потребностей, проведение
реставрационно-строительных работ;
благотворительная
функция – осуществляется через систему
материальной помощи разным общественным
организациям: помощь жертвах стихийных
бедствий, сохранение и восстановление
памятников культуры и истории;
филантропическая
функция очень похожа на благотворительную
функцию и осуществляется с помощью непосредственного,
за счет церкви, содержания приютов для
сирот, инвалидов, больниц для бедных,
детских учреждений и т.д.;
просветительская
функция состоит в распространении
церковью или ее организациями определенной
суммы знаний об истории или культуре,
морали т.д. Она проявляется: в подготовке
кадров духовенства в соответствующих
учебных заведении (академии, семинарии,
школы); в осуществлении религиозного
просвещения среди верующих и неверующих
(воскресные школы, церковные школы); в
содержании общеобразовательных и высших
учебных заведений; в воспитании людей
с помощью издания и распространения литературы;
в праздновании различных церковно-исторических
дат и событий;
функция сохранения
национальной культуры и языка –
проявляется через сохранение национальных
традиций и обычаев, национального языка,
этнической психологии. Может быть средством
влияния на национально-этнические отношения,
межнациональные конфликты и национально-освободительную
борьбу;
создание норм
и правил, которые помогают церкви
осуществлять свое господство, контролировать
поведение верующих и создавать соответствующую
церковную структуру.
Такие функции и роль религии
в обществе. Они, конечно, исторически
изменялись, зависели от существующего
политического строя страны и
других факторов. Но церковь как
объективно существующий социальный институт
обязательно находила достойное
место в структуре социальных
отношений.
Что же такое смысл жизни?
Смысл жизни - одна из самых
больших загадок мироздания и
бытия. Вопросом о смысле жизни интересовались
во все времена, но ответ так и
не найден до сих пор. Самой огромной
ошибкой в поисках жизни
Да, человек по нашему мнению самое разумное существо на планете, и только человек может задавать подобные вопросы. Вспоминается как говорил Фрейд:
“Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен.”
Конечно это не так, и это хорошо что мы пытаемся найти ответы о мире, что нас окружает, но порой в своих ответах мы заходим так далеко, что Фрейд становится прав.
Смысл жизни в религиях.
Чтобы охватить взгляды религий на этот вопрос нужно писать отдельную книгу, ясно одно, у каждой религии свой взгляд на это.
Большинство религий охватывают и выражают определенные понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры – это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Часто предполагается, что религия – это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живем, движемся, существуем». Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам – (см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.
Резюмирую все вышесказанное, становится ясно, что поиск ответов на вопрос о смысле жизни остается из области поиска Бога, души, мысли, т.е. ту область, которую невозможно доказать или опровергнуть, но одно я могу сказать с полной уверенностью, искать вопрос нужно не в контексте человеческого вида, а жизни во вселенной в целом!
Однозначно, жизнь во вселенной выполняет определенную функцию, и эта функция скорее всего есть одним из самых важных условий существования самой вселенной. Вот только какого?
4. Библиографический список
1. Раушенбах, Б. Религия и нравственность. / Б. Раушенбах // Знамя. 1991. №1.
2. Федотов, Г. П. Социальное значение христианства. / Г. П. Федотов // Философские науки. 1991. №3.
3. Ахундов, М. Д. Естествознание и религия в системе культуры. / М. Д. Ахундов, Л. Е. Баженов. // Вопросы философии. 1992. №12.
4. Лоренц, К. Восемь смертных
грехов цивилизованного
5. Соловьев, В. С. Жизненный путь христианства. / В. С. Соловьев // Философские науки. 1991. №3.
6. Лосева, И. Н. Миф и
религия в отношении к
7. Бибихин, В. В. Философия и религия. / В. В. Бибихин // Вопросы философии. 1992. №7.
8. Мень, А. История религии. / А. Мень. – М., 1994.