Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:54, контрольная работа
Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового называется метафизикой.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.
Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:
1. Античную (древнюю) метафизику;
2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику;
3. Современную метафизику.
Введение
1. Онтология как философское учение о бытии
2. Основные типы, уровни и формы бытия
2.1 Типы бытия
2.2 Основные формы бытия
2.3 Уровни бытия
3. Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о строении материи
4. Движение как способ существования материи
4.1 Классификация форм движения
5. Пространственно-временная организация бытия
5.1 Специфика социального пространства и времени
Список литературы
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Контрольная работа
по Философии
на тему:
«Онтология как философское учение о бытии. Категория материи: атрибуты и структурные уровни организации»
Выполнил: ст. гр. № 102501
Литвинюк Р.Л.
2014
Содержание
Введение
1. Онтология как философское учение о бытии
2. Основные типы, уровни и формы бытия
2.1 Типы бытия
2.2 Основные формы бытия
2.3 Уровни бытия
3. Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о строении материи
4. Движение как способ существования материи
4.1 Классификация форм движения
5. Пространственно-временная организация бытия
5.1 Специфика социального пространства и времени
Список литературы
Введение
Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового называется метафизикой.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.
Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:
1. Античную (древнюю) метафизику;
2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику;
3. Современную метафизику.
О содержании метафизики говорить всегда затруднительно, потому что термин, проживший более 2.5 тысяч лет, оброс многими значениями и невозможно принять какое-то одно из них в качестве основного, и, опираясь на него, описать "предмет метафизики". Разумнее указать нате вопросы, которые всегда выражали содержание метафизики.
Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.
Исторически философское размышление начиналось с проблемы бытия. Но и в последующем развитии теоретической мысли каждая новая эпоха не оставляла в стороне эту проблему, а находила все новые и новые ее грани и аспекты. Больше того, философию в ее эволюции вообще можно представить как серию попыток открытия неизвестных ранее уровней бытия и типов реальности.
У истоков античного философствования мы встречаем проблему "первоначала" всего сущего, затем мысль обращается к диалектике изменчивости и устойчивости бытия, к проблеме бытия и небытия. Парменид открывает наряду с чувственным миром сверхчувственный, умопостигаемый мир. Продолжая эту линию, Платон вводит в философский оборот мир "идеальных сущностей". В средневековой философии детально обсуждается вопрос о сверхъестественной реальности, о соотношении "тварного" и "нетварного" мира. Новое время открывает субъективную реальность, а также обращает особое внимание на проблему субстанции. Гегель обсуждает вопрос о реальностях сферы объективного духа, Маркс вводит понятие общественного бытия. В XX веке одной из центральных тем философствования становится проблема бытия как "жизни", проблема "экзистенции", существования человека, с одной стороны, и проблема материи, с другой.
онтология философское учение бытие материя
1. Онтология как философское учение о бытии
Онтология включает в себя не только гипотезы и теории об общих структурах и порядках бытия, но и представления о месте человека в мире, во Вселенной, о взаимосвязи человека и космоса.
Согласно Вернадскому появление живого на Земле, развитие головного мозга, возникновение человека, расширение сферы целесообразного воздействия людей на среду обитания — единый эволюционный процесс. Вслед за биосферой на определенном этапе неизбежно возникает ноосфера (сфера разума), которая оказывает все усиливающееся воздействие на нашу планету.
Циолковский считал, что Земля — лишь колыбель человеческого рода, истинный же наш дом — ближний и дальний космос. Федоров был убежден, что с помощью всеобщего познания и труда человечество призвано овладеть стихийными силами вне и внутри себя и обрести новый, бессмертный, космический статус бытия, вернув при этом к жизни всех ранее живших. То, что кажется еще нереальным и чудесным,— вполне в возможности людей, если они сплотятся для "общего дела": преодоления стихийных, разрушительных сил природы, в том числе и смерти. Ученый полагал, что в современную эпоху человечество находится еще в земной (теллургической) стадии развития; предстоит пройти, завоевать собственными усилиями еще две стихии — солярную (солнечную) и сидеральную (звездную). Это будет подлинная сфера обитания людей — Все-мир, "вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной" (Напомним, что это написано более чем за полвека до первых полетов человека в космос).
Онтология изучает понятие реальности. Реальность - истинная форма существования материи, которая является таковой, вне зависимости от её восприятия.
В философии — совокупность чувственной данности мира как мира вещей в созерцании и восприятии. Противоположные понятия — «иллюзия», «фантазия», «идеальное». Понятие «реальность» следует отличать от понятия «действительность». Иногда под «реальностью» понимают данность объектов в самом широком смысле, и говорят, например, о виртуальной реальности.
Понятие реальность вступает в сложные отношения с понятием бытия:
1. Бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия как, например, субъективная реальность)
2. Бытие содержит реальность
как составную часть (когда реальности
противопоставлена
3. Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек).
Объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различии и противоположностей называется субстанцией.
Первоначально субстанция понималась грубо-физикально, как «вещество», как тот тождественный материал, из которого состоят различные единичные вещи; средневековое мышление допускало, поэтому множество различных субстанций, неизменных и не могущих превращаться друг и друга начал («субстанциальных качеств», «субстанциальных форм»). В этом смысле термин «субстанция» широко использовался, например, в алхимии.
2. Основные типы, уровни и формы бытия
2.1 Типы бытия
Проблемность типологии заключается не только в строгом размежевании выделяемых разновидностей, но и в степени приближения типологии к классификации. Содержательное разнообразие бытия позволяет выделять в нем как индивидуальные, единичные, так и особенные признаки, обнаруживающие себя в бытии на общем, типическом фоне, о котором и пойдет речь ниже. Типизация, в отличие от классификации, не ставит своей задачей полноту покрытия универсума, однако она должна стать основой последующего более системного его представления с учетом его возможных изменений. Типы, выделяемые в рамках одной и той же типологии бытия, должны позволить развернуть его не одномерное рассмотрение. Двух типов, двух разновидностей для этого недостаточно, при всем желании не пере усложнять типическую картину бытия. Выделение трех типов позволяет в бытии находить другое измерение, проявляющее себя в расположении их на разных уровнях, а еще более подробная картина бытия позволяет описывать и слои. Итак, в бытии различаются, по крайней мере: типы, уровни, слои.
В связи со сказанным можно утверждать, что претендующие на дихотомию типологии бытия не являются вполне удовлетворительными, тем более что часто они строятся по схеме с отрицанием: А - не-А, где один тип бытия характеризуется, по сравнению с другим типом, не положительно, а лишь как его отрицание, например, истинное и неистинное бытие. Правда, в ряде случаев, но далеко не всегда, дело можно поправить, если употребить соответствующие усилия и придать «отрицательному» типу бытия адекватное положительное содержание.
В обоих основных вариантах онтологии бытие трактуется как производное образование, порождаемое иными компонентами, выстроенными в определенную последовательность. Отсюда можно заключить, что в таком понимании бытие - отнюдь не «все», но это верно лишь тогда, когда речь идет об истинном бытии. Истинное бытие имеет пределы, и за ними находится неистинное бытие. Неистинным бытием характеризуется, к примеру, ничто. В тройке основных понятий второго варианта онтологии неистинное бытие предстает как небытие, становление и их последовательность. Неистинное бытие - тоже бытие, но как необходимое условие истинного бытия и как возможность его. Значит, бытие делится прежде всего на истинное и неистинное, что является примером дихотомического деления бытия, причем такого, какое берет бытие в его внутренней динамике и не указывает четкой границы между типами бытия. Для определенности разговора и деления здесь надо раскрыть содержание истинного бытия, по отношению к которому задается производное «неистинное» бытие, чьи положительные характеристики гораздо менее отчетливы, чем характеристики отрицательные.
Другие деления, претендующие на дихотомичность, выделяют в бытии процессы и состояния, материальное и идеальное, и пр. Выделение в бытии материального и идеального типов считается в философии исторически наиболее значительным. Материальное бытие представимо посредством внешних чувств, при надобности снабженных приборами, узнается через эти чувства, идентифицируется с их помощью, фиксируется как наличное, что создает субъективную возможность отождествить его с ощущениями - зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Идеальное бытие внешними чувствами не распознается, не фиксируется, не выделяется. Оно мнится, ожидается, томится, полагается, подразумевается, страшит, угнетает и т.п., но не как само по себе внутреннее ощущение, переживание, а как то, что наличествует, переживается таким образом. Можно предположить, что материальное и идеальное бытие не переходят друг в друга, но можно предположить и прямо противоположное. Соответствующие позиции в истории философии занимают дуализм и монизм: материалистический и идеалистический. Два выделенных типа бытия вряд ли покрывают бытие, трактуемое не как статическое, а как динамическое. Третий тип дополняет типологию бытия, состоящую из материального и идеального типов, и может при необходимых пояснениях быть истолкован или в виде деятельности, например практической как единства распредмечивания и опредмечивания, или как бытие психического. Продолжением той же типологии является различение в материальном бытии - более всего изученном благодаря опытному естествознанию - бытия вещей, свойств и отношений.
2.2 Основные формы бытия
Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:
Таблица 1
Основные формы бытия |
Структурное деление |
1. Бытие вещей (тел) и процессов |
1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») |
2. Бытие человека |
2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
3. Бытие духовного (идеального) |
3.1 Индивидуализированное 3.2 Объективированное духовное бытие (вне индивидуальное) |
4. Бытие социального |
4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории 4.2 Бытие общества |
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.