Онтология как философское учение о бытии. Категория материи: атрибуты и структурные уровни организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового называется метафизикой.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.
Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:
1. Античную (древнюю) метафизику;
2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику;
3. Современную метафизику.

Содержание работы

Введение
1. Онтология как философское учение о бытии
2. Основные типы, уровни и формы бытия
2.1 Типы бытия
2.2 Основные формы бытия
2.3 Уровни бытия
3. Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о строении материи
4. Движение как способ существования материи
4.1 Классификация форм движения
5. Пространственно-временная организация бытия
5.1 Специфика социального пространства и времени
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия к.р..docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.

 

2.3 Уровни бытия

1. Физический план бытия (тело)

Физическое тело предназначено для того, чтобы влиять на окружающий мир, на существующую реальность. Все. Больше не для чего физическое тело не предназначено.

Человек, который живет только на физическом уровне, фактически комок мяса, т.е. он выживает.

2. Эфирный план бытия (тело)

Его еще называют энергетическим. Физическую структуру человека можно потрогать. А эфирное тело – это энергетическая составляющая, т.е. чувства, ощущения, тот эфирный двойник, та эфирная оболочка, которая выходит при астральных путешествиях, к примеру. В этом случае происходит отделение эфирного тела.

Эфирное тело нам нужно для того, чтобы управлять физическим телом и ощущать окружающую реальность. Сюда входит управление, координация и ощущения: тепло и холод, ощущения боли, ощущения удовольствия, покалывания или тактильная чувствительность, тот же самый оргазм. Все это ощущается через эфирку.

Когда человек получает доступ к эфирному уровню, он начинает жить ощущениями.

3. Эмоциональный план  бытия

Эмоциональный уровень бытия – это агрегация. В терминах нейросемантики, это более высокий уровень ощущений. Если на уровне эфирной составляющей ощущения можно поделить на дехотамичные, т.е.: тепло – холод, боль – удовольствие, давление – распирание, то на уровне эмоциональном эти ощущения объединяются в классы. И эти классы характеризуются как эмоциональные составляющие: чувство радости – чувство печали, чувство боли – чувство удовольствия, чувство любви, чувство благодати – чувство ненависти, чувство страха.

4. Астральный план бытия

Это уровень информации. Астрал – это поле информации. Это единое информационное поле. Здесь находится информация визуальная, эмоциональная, здесь вся информация. Т.е. астрал – это информационный банк, поле информации, банк информации.

5. Ментальный план бытия

Выше астрала находится ментал, ментальный уровень бытия. Это то, что Платон в свое время называл миром идей. Здесь нет каких-то зрительных образов, здесь нет ощущений, здесь есть понятия, знания в чистом виде. Это мир идей. Здесь информация в «свернутом», в неявленном виде.

Сюда подключены в основном очень крупные ученые, нобелевские лауреаты. Сюда же подключены известные общественные деятели, политики, крупнейшие бизнесмены.

6. Причинный план бытия 

В разных традициях он называется по-разному: атман, каузальный уровень, кетерный уровень, причинный уровень. Когда человек выходит на этот уровень, он понимает, что он выше любых идей и концепций. Это уровень когда наступает «вечное сияния чистого разума».

Сюда подключены фундаментальные фигуры, которые оставили неизгладимый положительный след в истории. Человек, который подключен к этому уровню, понимает суть.

7. Уровень брахмана 

Это за гранью человеческого понимания. Это абсолют. Это Бог. Это неявленный мир.

 

 

3. Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука  о строении материи

 

Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.

 

Схема 1. Структурная организация материи

 

Понимание материи как вещи характерно для всей эпохи античности, хотя у разных философов имелись свои особенности. Так, в атомистических концепциях материя представляется в виде дифференцированного субстрата – множества бес качественных атомов. Материальные вещи как совокупности атомов существуют в пустоте и механически изменяются во времени. По Аристотелю, материя есть неопределенный, бес качественный субстрат, который под действием формы становится определенной материей, конкретными вещами. Именно такая трактовка материи канонизируется и в средневековой философии.

В Новое время эволюция категории материи осуществляется не только по пути продолжения традиций прошлого, но и обобщения тенденций развития естествознания. Зародившееся и интенсивно развивающееся опытно-экспериментальное естествознания при исследовании природного мира основное внимание уделяло фиксации свойств, признаков изучаемых единичных объектов. А поскольку объекты рассматривались в аспекте механических изменений, постольку особое место в характеристике предметов занимали их пространственно-геометрические свойства. Вещи стали представляться как тела, находящиеся в определенном месте, обладающие величиной (или фигурой) и делимостью на части. Свойство становится ведущей формой предметности при осмыслении объективной реальности, это то, что составляет устойчивость вещи. Более того, для науки ХVIII века такие свойства, как тепло, свет, электричество, магнетизм приобретает характер самостоятельных материй – теплорода, светорода и т.п.

Под влиянием естествознания новоевропейская философия в отличие от античных мыслителей начинает рассматривать материю преимущественно не как вещь, а как свойство.

Вместе с тем, рассматривая материю как совокупность атрибутивных свойств, философия материализма Нового времени полностью не сводила первое ко второму. Свойства полагали наличие своего носителя – материального субстрата. Причем взятый сам по себе субстрат никакими свойствами не обладает, поэтому невозможно что-либо знать о нем, кроме того, что он существует и на нем «держатся» свойства.

Однако выдающееся достижения науки на рубеже ХIX–XX веков (открытие делимости атома, явления радиоактивности, непостоянства массы и т.д.) показали несостоятельность господствующих к этому времени представлений о материи. Такие ее свойства, как неизменность, непроницаемость, неделимость и т.п. утратили свое универсальное значение. В этой связи в рамках марксистской философии укрепляется понимание материи как объективной реальности, т.е. всего того, что существует вне и независимо от человеческого сознания и отображаемого им в виде образов. Другие же направления философской мысли отказываются от поиска субстанциальной основы бытия, отодвигая категорию материи в разряд не столько философских, сколько научных проблем. В современной науке содержание материи понимается как единство вещей, поля, плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. Кроме того, а понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире.

 

 

4. Движение как  способ существования материи

 

Материальный мир, представляя собой бесконечное множество различающихся объектов, не может существовать вне движения. Посредством движения любая материальная вещь становится бытием, формируясь в определенную целостность, способную противостоять разрушительным воздействиям. Вопрос лишь в том заключается, что понимать под движением. Это не только перемещение тел в пространстве относительно других тел, как представляется обыденному сознанию, но и всякое изменение объекта, которое обнаруживает себя благодаря взаимодействию. Изменяться – значит действовать на что-нибудь другое.

Существование всех материальных систем реализуется за счет единства их внутренних и внешних взаимодействий. Как наиболее устойчивые по характеру воздействия внутренние взаимодействия обеспечивают организацию элементов, частей в целостность, образуют структуру объекта. В свою очередь, взаимодействуя с внешней средой, другими системами, сам объект уже становится составным элементом системы более масштабного порядка.

Скажем, планета Земля, будучи сложной системой, сама по себе, в то же время является составным элементом более общей Солнечной системы. В результате обоих видов взаимодействий наступают изменения систем. Даже гипотетически представить материальный мир, лишенный взаимодействия и изменения, т.е. как некое абсолютно неопределенное, нерасчлененное, однородное, сплошное месиво, крайне трудно.

Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, то есть в философии и в естествознании господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение – это активная сила, приходящая извне.

Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Одним из следствий специальной теории относительности является закон взаимосвязи массы и энергии: Е = mc2 , который показывает, что любой физический объект обладает массой и энергией одновременно.

Для материи существовать – значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем движения – это проблема неучтожимости движения. Движение не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно – в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно – вне движения (его форм) материя существовать не может.

Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой – относителен.

Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи.

По данным современного естествознания все формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.

 

4.1 Классификация форм движения

 

Таблица 2

Наименование класса движения

Виды движения, входящие в класс

1. Движение в неживой природе

1.1 Движение элементарных частиц  и полей (гравитация)

1.2 Движение  атомов и молекул, лежащее в  основе химических процессов

1.3 Движение  микроскопических тел (теплота, звук, кристаллизация)

1.4 Движение  в космических системах (планеты, звезды, галактики)

2. Движение в живой природе

2.1 Обмен веществ

2.2 Функциональные  связи в организмах

2.3 Процессы  отражения внешних условий

2.4 Внутривидовые  и межвидовые отношения

3. Движение в обществе

3.1 Способы производства

3.2 Человеческое  сознание

3.3 Многообразные  формы деятельности людей


 

Исходя из таблицы, можно заключить, что основные формы движения следующие:

- механическая (массы, объекты);

- физическая (молекулы);

- химическая (атомы);

- биологическая (белки);

- социальная (деятельность  людей).

Все формы движения связаны между собой. Исторически низшие формы порождают высшие, в то же время высшие формы преобразуют низшие формы движения, поэтому анализ высших форм не может быть произведен без знания низших. Например, физическое движение – это механика молекул; химическая – это физика атомов; биологическая – это химия белков.

Особого внимания требует социальная форма движения, поскольку она не может быть понята как биология человека, так как законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.

Таким образом, движение – главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство – это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время – выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории – предельно общие абстракции. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени:

- субстанциональная;

- реляционная.

Согласно субстанциональной концепции, идущей от Демокрита, пространство и время – это «емкости», «пустоты», в них и располагается мир.

Суть реляционной концепции заключается в том, что пространство и время мыслятся как формы проявления единого бытия.

По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени благодаря развитию естествознания меняются и представления об их свойствах. Стало ясно, что в границах микромира пространство и время существенно отличаются от своих аналогов на уровне макромира или мега мира. Свой ритм и темп имеют биологическое пространство и биологическое время, точно также специфично социальное пространство и социальное время.

Вследствие этого ни субстанциональная, ни реляционная концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.

Тесно связанной с проблемой бытия оказывается проблема единства мира. Она состоит в том, что мир бесконечно разнообразен в своих количественных и качественных проявлениях, и в то же время он есть бесконечно изменчивое целое, неразрывное единство всех своих частей.

Информация о работе Онтология как философское учение о бытии. Категория материи: атрибуты и структурные уровни организации