Онтология как учение о бытии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 13:04, реферат

Описание работы

1. Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл.
2. Проблема сознания в истории философии и в современной философии. Самосознание.
3. Гносеология как учение о познании. Истина и заблуждение в познании. Формы познания. Их особенности.
4. Человек. Жизнь и смерть. Личность и индивид.
5. Концепции общественного развития. Социальная система.
6. Глобальные проблемы человечества. Предмет философии техники

Файлы: 1 файл

Философия моя.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий характер взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

 

Структура познавательного процесса

Исходным пунктом и начальной формой познания является чувственное (или сенситивное) познание, для которого характерны наглядность, непосредственная связь с предметом. Субъект как индивид обладает способностью познавать через свои органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению. У человека выделяют «внешние» и «внутренние» органы чувств. К «внешним» органам относятся зрение, слух, осязание и т. п. Через «внутренние» органы чувств человек получает информацию о своем физическом состоянии, бо­лезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма, например, ощущение боли.

Существует три формы чувственного познания:

1) ощущения – отражение отдельных  свойств, отдельных признаков предметов  и процессов, исходящих из внешней  по отношению к человеку среды. Внешними раздражителями являются  звуковые и световые волны, механическое  давление, химическое воздействие  и т. д.;

2) восприятие – это отражение  предметов в целостности их  свойств (по «виду», «вкусу» и  т. п.);

3) представление.

Последняя форма чувственного познания наиболее сложна в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует. Представление – результат прошлых взаимодействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета в органах чувств. Важную роль в формировании представления играют память и воображение. Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, который человек способен реализовать на практике (например, представление о каком-либо новом устройстве автома­шины), но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов (например, кентавр, ведьма, звездные миры и пр.). Представления по всем своим признакам – оторванности от конкретной ситуации, обобщенности, способности к выделению отдельных признаков, сторон предмета и их комбинированию – есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе ос­новы для перехода к другой познавательной способности человека – рациональной.

Другой неотъемлемой частью процесса познания является рациональное познание, или абстрактное мышление, осуществляемое в форме понятия, суждения и умозаключения. На этом уровне формируются идеи, принципы, законы, строятся теории.

Исходной формой рационального познания является понятие. Оно формируется на основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах, присущих определенному их множеству (круглое, холодное и пр.), о множестве предметов (дом, человек и т. д.), оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знание о наиболее общих свойствах и отношениях (бытие, движение и др.).

Формой связи понятий является суждение. Суждение – это форма мысли, которая через связь понятий утверждает или отрицает что-либо о каком-нибудь предмете, явлении, событии

На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Умозаключение – это форма мышления, которая из двух или более суждений выводит новое суждение. С помощью умозаключений выдвигаются научные гипотезы, строятся теории. Рациональная способность (как, впрочем, и чувственная – на уровне представлений) связана с мышлением [13, 17, 23].

 

Проблемы истинности знания. Критерии истины

Однако не все можно непосредственно соотнести с объектом и установить соответствие. Кроме того, имеется неопределенность в самом термине «соответствие»: взаимное ли соответствие или же что-то является определяющим, поэтому возникают исторические коллизии в понимании истины различными философскими течениями и направлениями – материализмом, идеализмом и др. Так, например, для Д. Беркли и Э. Маха действительность – это комбинация ощущений, для Платона – неизменные сверхчеловеческие идеи, для Г. Гегеля – развивающийся мировой разум. В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и независимо от него. При таком понимании истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Как следствие возникают различные концепции истины:

1) корреспондентная, предусматривающая  соответствие теории экспериментальным  данным;

2) когерентная, в соответствии с  которой знание истинно, если  оно получено по определенным  логическим правилам из ранее  признанных истинными утверждений;

3) прагматическая, предлагающая истинность  знаний проверять успехом в  соответствующей деятельности.

В уточненном понимании истины можно отметить такие ее свойства, как:

1) объективность и субъективность. Истина обусловлена реальной  действительностью, практикой и  независимостью содержания истинного  знания от субъекта познания. Вместе с тем по способу  существования истина субъективна, так как она не существует  вне человеческого сознания. Кроме  того, в содержание знания неизбежно  привносится субъективный момент, обусловленный особенностями познающего  субъекта, а также уровнем достигнутого  знания, применением познавательных  процедур и т. п.;

2) процессуальность. Истина есть  процесс, а не одноразовый акт  постижения объекта сразу, целиком  в полном объеме. Для характеристики  процессуальности истины применяются  категории абсолютного и относительного. Относительная истина – это  правильное в своей основе  положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется  и уточняется в ходе развития  познания. Абсолютная истина –  это знание, тождественное своему  объекту, и поэтому не может  быть опровергнуто в ходе дальнейшего  развития познания;

3) конкретность. Абстрактной истины  нет, истина всегда конкретна. Любое  истинное знание всегда определяется  в своем содержании и применении  данными условиями места, времени  и многими другими специфическими  обстоятельствами, которые познание  должно учесть как можно точнее. Например, температура, при которой  вода превращается в пар, равна  ста градусам.

Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение – это диалектическая противоположность истины, т. е. непреднамеренное несоответствие знаний и действительности. Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных и т. д. Заблуждение следует отличать от лжи и ошибок.

Ложь, дезинформация – преднамеренное искажение знаний, их целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. Ошибки делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным ходом мыслей, нарушением логических правил, которые, в свою очередь, делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы). В процессе познания заблуждения и ошибки неизбежны, и задача заключается в том, чтобы они были обнаружены и вытеснены из сферы знания. Чтобы отграничить истину от заблуждения, необходимы критерии истины.

Рационалисты нового времени и, прежде всего, Р. Декарт указывают на интеллектуальную интуицию как на исходный элемент познания и рационалистический критерий истины (самоочевидность знания).

Философы-эмпирирки считают критерием истины данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. Так, различные направления позитивизма в качестве единственно достоверного критерия истины предлагают принцип верификации (Л. Витгенштейн). Верификация есть сопоставление суждения с некоторым конечным числом актов опыта или же сопоставление его с другими предложениями, фиксирующими этот факт.

В качестве критерия истины предлагается конвенция (соглашение, сделка), этот критерий предполагает, что характер понятий, определений, законов, аксиом покоится на соображениях удобства, простоты и целесообразности. Представители конвенционализма (в частности, Р. Карнап) считают, что истину искать неразумно, поскольку даже законы есть не что иное, как соглашение. С точки зрения Б. Рассела, соглашение есть род веры, а знание – это часть истинной веры.

Критериев истины множество. Человек может и должен использовать все, что возможно, для отграничения истины от заблуждения (или от дезинформации). Но наи­более надежным критерием истины выступает все-таки практика. Она главный, ве­дущий, хотя и не единственный критерий истины. До практики любые суждения, умозаключения или научные теории могут претендовать только на формально-логическую правильность. Форму объективной истины им придает практика. Следует помнить, что практика как критерий истины абсолютна и относительна. Абсолютна потому, что все, подтверждаемое практикой, является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрестанно развиваются, поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию.

Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Современная философия не ограничивает практическую деятельность  лишь сферой производства. В практику входит вся совокупность предметных форм деятельности человека. Она охватывает все стороны общественного бытия, в процессе которого создается материальная и духовная культуры, искусство, наука и т. д.

Имеются следующие формы практики: общественно-производствен­ная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребле­ния и средств производства), социально-политическая (создание государств, классовая борьба, формирование партий, преобразование социальных структур, органов управле­ния, революционные движения, забастовки, войны, акции по ликвидации атомного и химического оружия и т. п.); научно-экспериментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследования (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента); врачебная, или медицинская (хирургиче­ская, терапевтическая, стоматологическая и т. п.; семейно-бытовая, повседневная, хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, огородничество, приготовле­ние пищи и т. д.).

Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: детская игровая практика, связанная с «преобразованием» предметов; спортивная практика, ведущая к физическим изменениям людей и т. п.).

Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу; практика может быть либо созидательной (конструктивной), либо разрушительной (деструктивной) по своим результатам (даже вандалистской).

По своему содержанию и назначению практика бывает стандартизированной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поисковой, направленной на достижение прироста познавательной информации.

В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на такие виды, как индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации (народности), государства, общества. Знакомство с основными формами и видами практики показывает, что любая практика имеет общественный, социальный характер.

Практика выступает как общественный процесс изменения, преобразования материального мира в мир социальной предметности, культуры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в ин­тересах человеческой цивилизации.

В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая практика складыва­ется из следующих элементов: субъекта практики, объекта практики, цели (идеальная модель), средств, предметной деятельности субъекта, результата этой деятельности. Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в «чистом» виде затруднено. Они образуют целостную систему. Импульс каждому циклу практики зада­ет духовный ее компонент, субъективность, базирующаяся на объективности. Взаимодействие сторон практики, субъективного и объективного ее моментов, обеспечивает развитие практики.

 

 

4. Человек. Жизнь и смерть. Личность  и индивид.

 

Проблема свободы личности

Предъявление нравственных требований к личности предполагает возможность личности поступать свободно. Но свободна ли личность в своих поступках?

Если рассматривать человека как отдельного индивида, выбирающего один из вариантов своего действия, то человек всегда свободен. Так, экзистенциализм считает, что человек всегда свободен, даже в тюрьме он имеет возможность выбора жить или умереть.

Но как только переходим к рассмотрению взаимодействия человека с окружающим его природным и социальным миром, мы замечаем, что свободы нет. Античная мифология наглядно показала, как личная свобода связана с объективной необходимостью поступков, предопределенных судьбой.

 

Христианство отказалось от идеи судьбы как неизбежного рока. Христиане верили, что вода крещения смывает печать созвездий и  освобождает из-под власти судьбы.

Но отсутствие судьбы еще не делает человека свободным. Общество может ограничить свободные действия человека, и свобода окажется несвободной. Да и в самом христианстве существует ограничение свободы волей Бога.

В философии эта проблема выражена в соотношении понятий «свобода» и «необходимость». Разные мыслители отдавали предпочтение то одной, то другой стороне этого соотношения.

По мнению Канта, личность автономна, независима и самозаконна. Но человек сам себя ограничивает собственным законом. «Дай себе закон, говорит Кант — и поступай так, чтобы правило твоего поведения стало всеобщим». То есть свобода достигается за счет нравственного ограничения.

Информация о работе Онтология как учение о бытии