Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, изначально философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля.

Файлы: 1 файл

Философия- Понятие бытия в античной философии.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

Различные попытки примирить эти  две тенденции или же, напротив, противопоставить их друг другу определяли трактовку бытия как в средние века, так и в новое время. Не менее важную роль в пересмотре древнегреческого понимания бытия сыграл в средние века также христианский догмат о боговоплощении. Как ни покажется удивительным, но именно этот догмат стоял у истоков мистического пантеизма на заре нового времени, как мы покажем ниже 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как самостоятельное понятие бытие  возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов.  Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом, «число» пифагорейцев, и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия, «атомы» Демокрита; этот компромисс позволял объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием. С другой стороны, категория бытия критикуется софистами (Горгий) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами — как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона.

Платон  предложил решение антиномий  бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм или сущностей  - «идей» - отражением, которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.

В философии Аристотеля, следующего в  основном платонизму, появляется ряд  специфических сдвигов в понимании  бытия: отрицание бытия как высшего родового понятия, отождествление его  с субстанциальной сущностью  единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова  «есть». Однако задачей «первой философии» остается, как и у Платона, усмотрение бытия как такового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

  1. Богомолов А. С. << Античная философия>>, 2008 г.
  2. Гегель. Энциклопедия философских наук. Наука логики, I.1.М.,2006
  3. Философия:  учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. <<Феникс>> 2010 г.
  4. Философия. История философии, в 2 ч. 4.1. М., 2008
  5. Хайдеггер M. << Основные понятия метафизики>>. 2011 г.

 


Информация о работе Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит