Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:30, лекция
Поскольку гуманизм – это сложное и многогранное явление, то сначала нужно задать его исходные определения. Отправляясь от них, мы будем вырабатывать более полное и точное представление об этом феномене культуры и внутреннего мира человека. В словарном смысле гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) –это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.
3. Антропологический. В данном случае гуманизм рассматривается сквозь призму представлений о человеке как исчерпывающем субъекте этого мировоззрения и соответствующей практики. Сторонники философско-антропологического подхода рассматривают гуманизм сквозь призму представлений о человеке как суверенном субъекте этого мировоззрения и соответствующей практики. К их числу относятся Л.Ю. Александрова, В.С. Барулин В.А. Лекторский, Ф.В. Цанн-кай-си, Г.А. Чистов, и др. Значимость этого подхода определяется тем, что в его рамках становится возможным более подробный анализ философских и метафизических оснований гуманизма.
4. Проблемно-концептуальный. Этот подход предполагает более или менее последовательную и полную тематизацию гуманизма, выделение в нем элементов структуры и взаимосвязей между ними. В данном случае речь идет об исследовании гуманизма как концептуального и проблемного комплекса, чаще всего как единства его философии (метафизики), антропологии, аксиологии, стиля мышления или методологии исследования, права (права человека), педагогики и психологии. Сторонниками такого подхода к истолкованию гуманизма являются К. Ламонт, Г. Блэкхэм, Я. ван Прааг, Х. Фриис, Дж. Фаулер, Ф. Хьерс, Н. Уолтер, В.А. Кувакин, А.Г. Круглов, А.А. Кудишина и др.
5. Социоцентристский. Данный подход в рамках марксистской философской традиции был превалирующим в СССР. В известной степени он сохраняет свои позиции и в настоящее время. Его особенностью является рассмотрение гуманизма прежде всего как социальной теории и социального феномена, его миссия связывается с изменением общества на идеалах гуманизма, а сам изначальный субъект гуманизма – индивид – оказывается вторичным по отношению к той или иной социальной общности. В ходе такого рассмотрения гуманизм обычно превращается в разновидность идеологии. В ряде случаев обсуждается возможность и необходимость его трансформации в политическую партию. Как правило, социоцентристский подход имеет явно выраженный марксистский акцент и является одной из форм ревизии марксизма и ленинизма. Представителями социоцентристского подхода к гуманизму являются Ю.Г. Волков, В.Д. Жукоцкий, Е.А. Кафырин, С.С. Перуанский, А.И. Шутов и др.
6. Структурно-функциональный и вместе с тем «топографический» подход к анализу гуманизма. В его рамках рассматриваются локации гуманизма, его место, функции и взаимоотношения с различными формами духовной культуры или знания – наукой, искусством, религией, моралью, правом, политикой и др. Смысл структурно-функционального анализа гуманизма заключается в определении места гуманизма в ландшафте культуры как, прежде всего, совокупности форм духовной деятельности и областей знания. Цель структурно-функционального анализа гуманизма – вписать его в общую структуру национальных культур и мировой культуры в целом. Такие подходы реализуют в своих работах Джим Херрик, Фингейр Хьёрс, Яап Ван Прааг, А. Круглов, В.А. Кувакин, Г.В. Гивишвили, В.Д. Жукоцкий, А.А. Кудишина и др.
7. Семиотический подход к гуманизму, т.е. рассмотрение гуманизма с точки зрения семиотики, когда считается, что языковое многообразие культуры предохраняет от одностороннего и ограниченного восприятия мира и на этом пути возможно бытование как минимум двух видов гуманизма – рационального и эмоционального, отражающих два фундаментальных языка культуры. При этом полагается, что язык рацио не способен выразить всю полноту гуманизма. Это дано скорее более консервативному образно-чувственному языку, на котором издавна говорит человечество и который имеет свои достоинства, поскольку заключает в себе подлинную гуманность. С точки зрения некоторых современных представителей семиотического подхода (С.В. Бородавкин), «традиционный гуманизм» как система взглядов испытывает глубокий кризис, и рациональный анализ проблемы ценности человека в парадигме гуманизма признается несостоятельным.
Поэтому выдвигается требование выработать новый подход и переосмыслить идеалы гуманизма, что возможно «лишь на основе достижений современных исследований в области семиотики, герменевтики, социальной синергетики, т.е. на стыке наук…»
Совокупность выделенных программ исследования гуманизма подтверждает выводы о том, что гуманизм представляет собой одну из важнейших составляющих мировой культуры. Он имеет в ней определенные онтологические, гносеологические, праксиологические, аксиологические и другие основания, а также многообразные способы внешнего выражения.
Гуманизм выступает и как особая мировоззренческая установка, обусловливающая способ поведения личности, и как социально-философская категория, отражающая особые свойства общества и положение человека в нем, и как своеобразная теоретическая система, в основе которой лежат определенные общепризнанные гуманистические принципы.
Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, ценностная установка, принцип развития культуры, обладающий нормативными кодами. Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому приоритетной ценностью мира в отношении человека является сам человек, его свобода, разум, таланты; с этой ценностью соотносятся (делая ее относительной) все иные формы действительности.
Зародившись в Греко-римской античности, гуманизм как феномен культуры сложился в эпоху Возрождения, пережил второй пик своего расцвета в эпоху европейского Просвещения и в последней четверти XIX в. наиболее активно заявил о себе в качестве мировоззрения, альтернативного религиозному, в США и многих других странах Западной Европы. Получив новый импульс развития, гуманизм в ХХ в. вновь вернулся в Старый Свет и пережил, несмотря на очевидное величие идеи, очень сложный и драматичный момент своей истории. Никогда как в этом столетии так много не говорили о смерти человека и гуманизма. Но ни трагические реалии истории, ни постмодернизм, ни фундаментализм не свидетельствуют в пользу бессилия и исчезновения гуманистических идей из лона человеческой культуры. Гуманизм ХХ века – это многомерный феномен, впервые так мощно заявивший себя не только теоретически и институционально, но и практически, как повседневная жизнь многих миллионов людей.
В современной мировой
истории гуманизм стал важнейшей
линией развития культуры, одной из
ее доминант. Он приобрел особое практическое
значение в последние десятилетия
ХХ века. Гуманизм обещает быть наиболее
плодотворной парадигмой культуры в XXI
веке. Ретроспективно, из начала III тысячелетия
мы можем видеть, что в масштабе
ХХ столетия развитие гуманистической
культуры шло по возрастающей, хотя
и дискретным образом, а для некоторых
стран и регионов непрерывно: Великобритания,
США, Нидерланды, Новая Зеландия, Австралия
и др. В современную
Гуманизм – путеводная звезда человечества. И никакие трудности не способны остановить человека на пути к человечности, счастью и справедливости.
Гуманизм как феномен культуры: парадигмальные формы
Валерий Кувакин
Концептуальным ядром постпостмодернистской парадигмы культуры (П. Куртц) является светский гуманизм. Светский (секулярный) гуманизм придает особое значение использованию науки и критического мышления в широчайшем спектре проблем человеческого существования (научное познание, религиозные верования, этические дилеммы, гражданская жизнь (подробнее см. Куртц П. Что такое светский гуманизм? – М.: РГО, 2008, 39 с.). Духом и существом гуманизма всегда был антропоцентризм, противостоящий теоцентризму, социоцентризму и природоцентризму. Императивы ХХ в. внесли свои коррективы и способствовали преодолению крайностей антропоцентризма. В ходе становления современного гуманизма с очевидностью выделились эволюционная, ноосферная и экологическая формы современного светского гуманизма, стремящиеся преодолеть недостатки или границы прежде существовавших исторических форм гуманизма. Особой теоретической модификацией гуманизма является гражданский гуманизм.
В основание этой
классификации лежит не какой-то
абстрактный принцип, а наличие
конкретных теоретико-исследовательских
парадигм гуманизма. С чисто теоретической
точки зрения, инструментами выявления
характера реальной многомерности
гуманизма более всего подходят
категории сущности и существования.
Скажем, к сущности гуманизма можно
отнести его статус быть мировоззрением
человека или коллективным мировоззрением
объединенных идеей гуманизма групп
людей, а к существованию этой
сущности, т.е. гуманизма, можно отнести
соответствующие социальные формы
его воплощения – от научно-исследовательских
коллективов, изучающих гуманизм, до
различных гуманистических
Остановимся на общей характеристики указанных форм современного светского гуманизма, его парадигм, т.е. концепций, отличающихся в основном своеобразием философского и теоретического обоснования и акцентировкой его основных проблем.
Эволюционный гуманизм
Его наиболее яркими представителями являются Дж. Хаксли, Д. Симпсон, К. Уоддингтон, Дж. Хемминг, Дж. Бёркс и др. Он ставит своей задачей радикальную реорганизацию всех систем общества, или гуманистическую революцию с целью предотвращения, ставших уже самоочевидными с 40–70-е гг. ХХ в. разрушительных последствий воздействия человека на многие эволюционные процессы в мире живого и на его беспрецедентное давление на мир дикой природы.
Исходной точкой рассуждения эволюционных гуманистов является положение: «Вся действительность – единый процесс эволюции» (Haxsly J. Evolutionary Humanism. – Buffalo (N.Y.): Prometheus Books, 1992, p. 74.).
Эволюционный гуманизм
утверждает единство человека с остальной
жизнью и с универсумом, понимаемым
научно-материалистически. В основе
эволюционного гуманизма лежат
четыре ключевые идеи: (1) человек несет
ответственность за свою жизнь и
жизнь планеты и может
Ноосферный гуманизм
Наиболее яркими его представителями являются В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, О. Райзер, Н.Н. Моисеев, И.М. Борзенко и др. Ноосферные гуманисты призывают учитывать все глобальные тенденции современности и осознать, что достойная жизнь для каждого человека, мирное существование, экологическая безопасность, социально-нравственная справедливость, осмысленность существования, общечеловеческая солидарность в процессе гуманизации бытия и преображение в планетарном масштабе внутренней и окружающей человека природы являются единственными императивами выживания человечества. Центральными положениями ноосферного гуманизма является: трактовка человека в качестве биосоциокосмического существа; признание «универсальной науки» «о единстве человека, жизни и Вселенной и всеобщих законах их системно-организационного строения, функционирования и развития»; «философская вера в решающую роль человеческого разума в космоэволюционном процессе» (Борзенко И.М. Планетарные аспекты гуманистического мировоззрения // Здравый смысл. 1999, № 3 (12), с. 60.).
Ноосферное мировоззрение, по замыслу его теоретиков, в состоянии помочь человечеству обрести язык универсального общения, на котором можно договариваться, приходить к согласию на пути к глобальной человеческой солидарности.
Экологический гуманизм
К его представителям относят Н.В. Тимофеева-Ресовского, Е.А. Когай, Г. Парсонса, Ф. Рейгала, Флорис ван ден Берг и др. Он связан с двумя первым выше обозначенными формами, а также с различными вариантами концепции «поддерживаемого развития». В коэволюционном подходе делается упор на взаимосвязанность и сопряженность процессов в живом и неживом, социальном и природном мирах. Исходной идеей здесь выступает коэволюционная модель социоприродного развития, взаимодействия природы, человека и социума, заключающаяся в отказе от технократической парадигмы и крайностей антропоцентрических и биоцентрических представлений.
Через экогуманизм коэволюционный принцип развития становится органичным компонентом гуманистического мировоззрения, стремящегося соответствовать как реалиям современной действительности и ее вызовам, так и современной научной картине мира. Для экогуманизма задачей является не только сохранение окружающей среды, но и сохранение и развитие культуры. Если первая задача «ориентирует на сохранение человека как биологического вида в условиях бифуркации биосферы, то вторая нацеливает на сохранение, сбережение сущностной основы человека как существа социального, культурного…» (Когай Е.А. Глобализация в контексте экологии культуры // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – М.: «Современные тетради», 2005. Т. 3, с. 272. См. также Ecohumanism. Ed. By Robert B. Tapp. In cooperation with the North American Committee for Humanism. – Prometheus Books, 2002.).
Ведущие формы светского гуманизма наглядно демонстрируют общие между ними черты: (1) признание актуальности гуманистических императивов для нашего времени; (2) расширение нравственного мира каждой личности, повышение самосознания человеческого рода, что предполагает ответственность не только за свое будущее, но и за будущее грядущих поколений людей; (3) укрепление общечеловеческой консолидации в деле преображения мира природы и окружающей среды человека в космических масштабах (принцип планетарности). Общеполитической платформой современных светских форм гуманизма являются идеи демократии.
Гражданский гуманизм
К наиболее активным сторонникам этой формы гуманизма в России являются В.Л. Гинзбург, Г.В. Гивишвили, А.Г. Круглов, В.А. Кувакин, Г.Г. Шевелев, С.С. Перуанский, А.С. Шутов, В.Д. Жукоцкий и др. Вместе с тем среди тех, кто подчеркивает высокую значимость социального потенциала гуманизма, существуют определенные разногласия, связанные с пониманием общественного и правового статуса гуманизма. Большая часть гражданских гуманистов считает его мировоззрением, субъектом которого является социально ответственная личность, ассоциирующая себя с другими гуманистами на различных уровнях неидеологических и неполитических общностей.