Определение гуманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:30, лекция

Описание работы

Поскольку гуманизм – это сложное и многогранное явление, то сначала нужно задать его исходные определения. Отправляясь от них, мы будем вырабатывать более полное и точное представление об этом феномене культуры и внутреннего мира человека. В словарном смысле гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) –это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.

Файлы: 1 файл

Современный гуманизм.docx

— 208.21 Кб (Скачать файл)

Другие полагают, что необходима трактовка гуманизма  как идеологии и создание гуманистической  партии. Защитники идеи политизации  гуманизма считают, что гуманизм может и должен стать той идейной  политической платформой, которая в  состоянии направить общество по пути социального прогресса и  справедливости. Тем не менее, все  гражданские гуманисты полагают, что гуманизм должен поддерживать демократические  ценности и идеи гражданских свобод и прав человека. К радикальной (политизированной) группе российских гуманистов принадлежат  С.С. Перуанский, В.Д. Жукоцкий, А.С. Шутов, Е.А. Кафырин и др. Они убеждены в том, что гуманистические идеи могут и должны быть трансформированы в идеологию и институциализированы в форме политической партии.

Гуманизм  как феномен культуры: система  знаний

Валерий Кувакин

Одним из решающих сущностных аспектов гуманизма являет его знаниевое (информационное) измерение. Современный гуманизм представляет собой достаточно разветвленную структуру знаний. Он включает в себя философское знание, основывается на выводах общей теории эволюции и данных антропологии; светский гуманизм – это аксиология гуманизма, гуманистическая этика, гуманистическая психология, педагогика гуманизма и гуманизм как методология исследования.

Особое значение для современного светского гуманизма  имеет вопрос о методе, поскольку  это мировоззрение озабочено  соответствием заключенных в  нем знаний и установок реальному  положению вещей, а также выработкой программ и процедур исследования на истинность заявлений этического, политического, теологического и паранормального характера. Наиболее разработанным методом является в данном случае концепция исследовательского (селективного, умеренного, контекстуального, позитивного) скептицизма Пола Куртца (Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005. См. Также: Kurtz P. Skepticism and Humanism: The New Paradigm. – New Brunswick, L.: Transaction Publishers, 2001.).

Вместе с тем, вся идущая от античности рационалистическая традиция высоко оценивается гуманизмом как проверенная временем и тесно  связанная с наукой и здравым  смыслом. Со своей стороны гуманизм как мировоззрение, исходящее из определенного набора ценностей  придает как скептицизму, так  и рационализму прежде всего эмоционально-этическую  окрашенность, что позволяет избегать крайностей формализма и холодной рассудочности.

По мнению гуманистов, человечество сегодня не может не ориентироваться на гуманистическую  рациональность. Новейшие формы рациональности и скептицизм как одна из психо-интеллектуальных и методологических (исследовательских) основ гуманизма поддерживаются широким кругом ведущих теоретиков и практиков гуманизма ХХ в. Среди них Бертран Рассел, Айзек Азимов, Мартин Гарднер, Карл Саган, Пол Куртц, Рей Хейман, Филипп Класс, Ричард Докинз и многие другие (The Ten Outstanding Skeptics of the Twentieth Century // Skeptical Inquirer, 2001 № 1. P. 23-28.).

Философские обоснования (метафизика) современного гуманизма. Как было упомянуто выше, из философских  направлений с наибольшей очевидностью с гуманизмом связаны скептицизм, рационализм, натурализм, прагматизм, марксизм, экзистенциализм, персонализм. Связь вышеперечисленных философских  школ и направлений с гуманизмом порождает «гуманизмы» различной  метафизической окраски. Философские  обоснования так или иначе  входят в гуманистическую парадигму  и способствуют ее обогащению, как и преодолению недостатков исторически и морально устаревающих форм гуманизма.

Наиболее традиционным философским союзником гуманизма  был и остается рационализм, поскольку  он связан с высокой оценкой разума и способности человека к мышлению, ориентированному на поиск истины и  рациональное обоснование моральных  суждений и оценок. Эта связь представляется отнюдь не случайной, поскольку исторически  и культурно гуманизм теснейшим  образом связан с высшими достижениями античной мысли (принцип рационального  этического выбора, разум как наивысшая  добродетель), эпохи Возрождения, принесшей  в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к  авторитетам, смелый критический дух, с эпохой Просвещения с ее апофеозом  разума и научного познания.

Современная историография  гуманизма свидетельствует о  продолжающейся традиции марксистских гуманистических исследований, о  включении в гуманистическое  мировоззрение многих его положений  антропологического и социально-философского характера. Это связано, прежде всего, с продолжающимся анализом ранних произведений Маркса, с влиянием его работ на многих выдающихся гуманистов ХХ в., в  частности, на Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, С. Стояновича, А. Шаффа, Г. Парсонса и др. Постсоветская марксистская философия в России продолжает работать в направлении выявления гуманистического потенциала философии К. Маркса с целью утверждения новых альтернатив развития общества, направленных на моральный и духовный прогресс личности, и способных устанавливать разумные и достойные общественные отношения (В.С. Семенов, Ф. Цанн-кай-си, Е. Плеханов В.Д. Жукоцкий и др.).

Не менее очевидна область общего между гуманизмом и прагматизмом, особенно в работах  американских гуманистов. Многие из них  ведут свою родословную от Ч. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи и С. Хука. Особенно очевидна связь гуманизма и прагматического натурализма в работах П. Куртца. Прагматизм привносить в современный гуманизм идеи фаллибилизма, практичности истины, объективного релятивизма, ситуативной этики и др., что делает это мировоззрение более гибким и реалистическим.

Несомненна связь  современного гуманизма с экзистенциализмом  и персонализмом. Более всего  это обнаруживается в современных  гуманистических представлениях о  человеке как творце собственных  смыслов и ценностей, как проекте  и экзистенциальной динамике. Обе  эти интеллектуальные школы сближает анитметафизичность и возвышение ценности свободы, им одинаково чужда идея этического предписания. Третьим участком общей границей между гуманизмом и экзистенциализмом является отрицание того, что ценности имеют какой-либо объективный онтологический статус. Особенно широко осуществляется синтез гуманизма и экзистенциализма в психологии, которая чаще всего обозначается как экзистенциально-гуманистическая (Д.А. Леонтьев, В.А. Кувакин, А.Г. Круглов и др.)

Явным влиянием экзистенциализма можно объяснить тенденцию современных  гуманистов признавать драматизм и  элементы трагизма человеческого существования, их призыв к «мужеству стать», к  выработке искусства жизни, включающего  в себя заботу, свободу и ответственность, признание однократности бытия  и индивида и необходимости стоического  восприятия действительности. Другим созвучием гуманистической и  экзистенциалистской антропологии является утверждение о творческой природе человека, ее принципиальной незавершенности, о фундаментальном  значении свободы и ответственности, о бесконечных возможностях человеческого  существа в закономерном и вместе с тем бесконечном и вероятностном  мире.

Совокупность рассмотренных  измерений гуманизма подтверждает выводы о существовании открытой и динамичной гуманистической парадигмы  в культуре. Он имеет в ней определенные онтологические, гносеологические, праксиологические, аксиологические и другие основания, а также многообразные способы существования. Гуманизм выступает и как особая мировоззренческая установка, обусловливающая способ поведения личности, и как социально-философская категория, отражающая особые свойства общества и положение человека в нем, и как своеобразная теоретическая система, в основе которой лежат определенные общепризнанные гуманистические принципы.

Особое своеобразие  гуманистическому мировоззрению придает  его психология. По вполне понятным причинам она во многом аналогична тем идеям, которые развивались  и развиваются в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии. Психологии гуманистического мировоззрения  присущи яркие черты. Едва ли не приоритетной является оптимизм, позитивность и  аффирматизм (жизнеутверждающий характер) гуманистического стиля жизни. Другими чертами его психологии являются эмпатия, открытость и благожелательность, скептицизм, осмотрительность и сдержанность, сострадание, участие и забота, порядочность и ответственность, толерантность, элементы стоического отношения к действительности, мужество («мужество стать» – П. Куртц) и многие другие позитивные морально-психологические качества.

В качестве одной  из версий структурирования гуманизма  как системы знаний может быть разработанная в РГО тематика учебных курсов, охватывающая практически  все основные области знания, составляющие содержание современного гуманизма.

ГУМАНИСТИКА – общая тематика учебных курсов специализированной образовательной программы Центра обучения Российского гуманистического общества (ЦОРГО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм представляет собой наличие в обществе мировоззрения, выражающего необходимость духовного, нравственного и физического  развития личности, создание ей необходимых  возможностей для достижения благополучия и счастья, определяющего необходимость  уважительного отношения к ее правам и личному достоинству.

Впервые о гуманизме  заговорили в эпоху Возрождения, когда после насаждения в обществе идей религиозного аскетизма и преобладания интересов церкви во всех сферах общественной жизни, интерес общества повернулся в сторону человека, его прав, нужд, земных потребностей.

Далее гуманистические  идеи перешли в утопический социализм, где идея высокого духовного развития личности и ее благополучия связывалась  с ликвидацией  социального неравенства.

В современном мире гуманизм трактуется, как признание  ценности личности человека и его  права на свободное развитие и  самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.

Гуманизм предусматривает  доброе, внимательное и сочувственное  отношение к каждому человеку. Но теперь это понятие дополнено  еще средой обитания. Идеи гуманизма  предусматривают, чтобы человек  жил и развивался в среде, которая  не наносит вреда его здоровью. Поэтому с гуманизмом связаны  идеи бережного отношения к окружающей среде и доброе и заботливое отношение  ко всему живому.

Но гуманизм –  это не только философское мировоззрение, но и определенные правила жизни. Хоть в обществе проживают разные по нравственным приоритетам личности, в мире существует зло, войны и  катастрофы, человечество все же развивается  на основах человеколюбия, на государственном  уровне во многих странах закрепляются принципы гуманизма и права человека.

Необходимо также, чтобы каждый человек сознательно  принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой определенные обязательства. К их числу относятся: определение смысла жизни, нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические  обязательства.

Согласно принципам  гуманизма, каждая личность должна развиваться, получить набор соответствующих  знаний и умений, которые она будет  возвращать обществу через профессиональную и общественную деятельность, соблюдать  правовые и моральные нормы общества, с уважением относится к основным общественным ценностям, сохранять  экологическую обстановку и бережно  относится к природе.

Гуманизм из мировоззрения  постепенно превращается в систему  знаний, базирующуюся на антропологии, социологии, истории, этике, психологии, юриспруденции, педагогике.

 

 

 

 

 

Гуманизм и  врач 

 

С.И. Сивовол 

 

Основной девиз, объединяющий врачей всех времён: Спаси и Помоги! Он наиболее типичен для гуманности и гуманизма. Для Канта гуманность — это «чувство блага в общении  с другими». Гёте говорит о ней  следующим образом: «Гуманность  вкладывает душу даже в наслаждение, дух — в потребность, грацию —  в силу, сердце — в величие». Всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной.

Строгой теории гуманизма  не существует, но любое мировоззрение, утверждающее, что единственной ценностью  в мире является человек, может быть названо гуманистическим.

Сегодня важно, чтобы гуманизм в медицине вышел из сферы фарисейства  и приобрел сущность, т.е. способность  проявляться внешними формами. Необходимо ему помочь преодолеть слабость и  бессилие. Но гуманизм целесообразно  рассматривать не абстрактно, а применительно  к существующим социальным и духовным обстоятельствам (сложившиеся постмодернистские  взгляды). Постмодернизм сегодня  — это не чья-то прихоть, а система  взглядов, оказывающая глубокое и  продолжительное влияние на интеллектуальную и культурную жизнь. Это не столько  стиль, сколько непрерывный процесс  одновременного распада и превращения  в границах творческих, культурных и интеллектуальных традиций.

Мир постмодернизма сегодня  — это мир без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в  «научную» рациональность и унитарную  теорию прогресса; усиление акцента  на важности подсознательного, множественность  точек зрения.

Особенность современной  жизни во многом обусловлена постоянной и изощренной развращенностью духа ставшей неизбежным злом — достоянием уже всего общества, а не отдельных  людей и в этих непростых условиях необходимо формировать гуманитарные «привычки» врача. Сегодня гуманизм в медицине нельзя рассматривать  лишь с позиции: врач должен. Просто «одевание» белого халата (получение  диплома) не делает выпускника медицинского университета гуманным.

Гуманизм как мировозрение формируется в процессе жизни и работы. Антигуманизм (дикость, античеловечность) порождение откровенного эгоизма желаний и стремлений, которые упрямо стремятся лишь к удовлетворению своего вожделения. Нет эгоизма — нет дикости. Поэтому врач должен формироваться как культурный человек. Ибо культура — профилактическая прививка от действительности, зараженной равнодушием и корыстолюбием. Культура — спасательный круг для гуманизма, так как , если она и гибнет в современном обществе, то гибнет не в общем, а лишь у конкретного человека.

Информация о работе Определение гуманизма