Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 20:37, реферат
Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет собой методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и чисто научных исследований.
При изложении философской теории сознания мы ограничиваемся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.
Введение. 3
1. Определение сознания. 4
2. Разные философы о сознании. 4
2.1. М.К.Мамардашвили. 4
2.2. З.Фрейд. 5
2.3. Е.Н.Трубецкой. 5
3. Возникновение человеческого сознания. 6
4. Характеристики сознания. 7
4.1. Отражение. 7
4.2. Информационная. 8
4.3. Субъективность. 8
4.4. Идеальность. 9
5. Структура сознания. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15
Содержание.
Введение.
1. Определение сознания.
2. Разные философы о сознании.
2.1. М.К.Мамардашвили.
2.2. З.Фрейд.
2.3. Е.Н.Трубецкой.
3. Возникновение человеческого
сознания.
4. Характеристики сознания.
4.1. Отражение.
4.2. Информационная.
4.3. Субъективность.
4.4. Идеальность.
5. Структура сознания.
Заключение.
Список использованной
литературы.
-2-
Введение.
Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относились к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования.
Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет собой методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и чисто научных исследований.
При изложении философской
Проблема сознания всегда
-3-
1.Определение сознания.
Сознание – способность направлять свое внимание на предмет внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен мир и он сам.1
2.Разные философы о сознании.
2.1. М.К.Мамардашвили.
Мамардашвили определил
2.2. З. Фрейд.
Деление психики на
Быть сознательным – это
2.3. Е.Н. Трубецкой.
Акт сознания выражается в
отнесении всего психологическо
Самое слово сознание означает некоторый сложный акт духа, в котором психическое переживание восполняется чем-то сознаваемым. Сознать – значит подняться над временем, мало того, - поднять на сверхвременную высоту сознаваемое, каким бы текучим и переходящим оно не было. Сознающий в собственном смысле слова есть знающий. Смысл или истина есть именно то, что возводит мысль на ступень сознания… Одна и та же истина необходимо предполагается нами как трансцендентная и как имманентная сознанию.4
3. Возникновение человеческого сознания.
Возникновение сознания
Сознание – это то, что отделяет
человека от других живых
Поскольку сознание в его развитом виде выступает как уникальное свойство человека, религия не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, как то, благодаря чему человек оказался сопричастен Богу.
Сознание является высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, но по-разному проявляется на разных уровнях структурной организации материи. И чем выше уровень организации материи, тем выше, богаче и сложнее оказываются формы отражения.6
4. Характеристики сознания.
4.1. Отражение.
К одной из основных
Философская теория отражения понимает последнее как имманентную характеристику любого взаимодействия, выражающую способность предметов и явлений воспринимать более или менее адекватно, в зависимости от уровня их организации в своих свойствах и особенностях свойства и особенности друг друга. Отражение представляет собой как сам процесс взаимодействия отражаемого и отражающего, так и его результат. Структурное соответствие и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека. И естественно, что более сложноорганизованным материальным системам присуща способность более адекватного отражения вплоть до самой адекватной и сложной формы сознательного психического отражения.
Если отражение в неживой
Сознание является высшей
4.2. Информационная.
Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов. Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности.
Информация
не тождественна отображению,
поскольку в процессе передачи
отображения утрачивается
Является передаваемой частью отраженного многообразия, той его стороны, которая поддается опредмечиванию, передаче. К тому же отображение зависит от своего материального носителя самым непосредственным образом: отражение зачастую невозможно перенести на иной материальный носитель – как музыку в цвет или живописное полотно в музыкальные ритмы, - т.е. трудно прокодировать. Информация же перекодируется с одного материального носителя на другой. Однако нельзя забывать, что образы сознания, сформированные в результате получения информации, никогда не совпадет с образами передатчика информации, - в них есть свои особенности и индивидуальность, они – субъективны. Общее между ними будет заключаться лишь в определенно переданной информации.8
4.3. Субъективность.
Понятие субъективной
Субъективность
выражает своеобразие
Образы
человеческого сознания как
Субъективность сознания выражается в усвоении человеком в отдельности как самого человека, так и предметов внешнего мира. Она определяется также присущим индивиду самосознанием, т.е. осознанием себя как «я», отдельного от других.9
4.4. Идеальность.
Идеальность – важнейшее свойство сознания. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального.
«Идеальное» обозначается как
сам процесс, так и результат
этого процесса, а именно процесса
идеализации, психического
Идеальное, будучи миром
Идеальное всегда остается
Информация о работе Определение сознания. Структура сознания