Определение сознания. Структура сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет собой методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и чисто научных исследований.
При изложении философской теории сознания мы ограничиваемся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.

Содержание работы

Введение. 3
1. Определение сознания. 4
2. Разные философы о сознании. 4
2.1. М.К.Мамардашвили. 4
2.2. З.Фрейд. 5
2.3. Е.Н.Трубецкой. 5
3. Возникновение человеческого сознания. 6
4. Характеристики сознания. 7
4.1. Отражение. 7
4.2. Информационная. 8
4.3. Субъективность. 8
4.4. Идеальность. 9
5. Структура сознания. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Файлы: 1 файл

Философия (2).doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

          Введение.                                                                                                        3

1. Определение сознания.                                                                                       4

2. Разные философы о сознании.                                                                           4

     2.1. М.К.Мамардашвили.                                                                                   4

     2.2. З.Фрейд.                                                                                                        5

     2.3. Е.Н.Трубецкой.                                                                                            5

3. Возникновение человеческого  сознания.                                                          6

4. Характеристики сознания.                                                                                  7

     4.1. Отражение.                                                                                                   7

     4.2. Информационная.                                                                                        8

     4.3. Субъективность.                                                                                          8

    4.4. Идеальность.                                                                                                9

5. Структура сознания.                                                                                          11

          Заключение.                                                                                                  14

Список использованной литературы.                                                                  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

Введение.

 

          Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относились к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования.

          Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет собой методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и чисто научных исследований.

          При изложении философской теории  сознания мы ограничиваемся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.

          Проблема сознания всегда привлекала  внимание философов, ибо определение  места и роли человека в  мире специфики его взаимоотношений  с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна еще и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие методологические установки любого философского направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

1.Определение  сознания.

 

          Сознание – способность направлять свое внимание на предмет внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен мир и он сам.1

 

 

2.Разные философы  о сознании.

 

2.1. М.К.Мамардашвили.

 

          Мамардашвили определил сознание  как светящуюся точку, какой-то  таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, например, не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает и наделяет переживания смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая либо цель в его мыслительном внимании к этому предмету и т.д. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысловых жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешний предмет присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.2

 

2.2. З. Фрейд.

 

          Деление психики на сознательное  и бессознательное является основной  предпосылкой психоанализа, и только  оно дает ему возможность понять  и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни.

          Быть сознательным – это прежде  всего чисто описательный термин, который опирается на самое  непосредственное и надежное  восприятие. Опыт показывает нам  далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит.3

 

2.3. Е.Н. Трубецкой.

 

          Акт сознания выражается в  отнесении всего психологического материала к чему-то общезначимому и постольку сверхпсихологическому – к смыслу.

          Самое слово сознание означает  некоторый сложный акт духа, в котором психическое переживание восполняется чем-то сознаваемым. Сознать – значит подняться над временем, мало того, - поднять на сверхвременную высоту сознаваемое, каким бы текучим и переходящим оно не было. Сознающий в собственном смысле слова есть знающий. Смысл или истина есть именно то, что возводит мысль на ступень сознания… Одна и та же истина необходимо предполагается нами как трансцендентная и как имманентная сознанию.4

 

3. Возникновение  человеческого сознания.

 

          Возникновение сознания связано  прежде всего с формированием  культуры на основе практически-преобразовательной  деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.5

          Сознание – это то, что отделяет  человека от других живых существ.  Исторически первым был термин  «душа». Представление о душе  является весьма древним. Оно возникло из наблюдений о смерти и состоянием тела после смерти. Довольно скоро анализ привел к необходимости наряду с понятием «душа», как особой части тела, выделить понятие «ум», как характеристику внешнеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира. «Ум» - это понятие, которое применялось и для характеристики части индивидуального сознания, той, которая определяется как часть мыслящая, в отличие, а порой и в противоположность, эмоциям и воле.

          Поскольку сознание в его развитом виде выступает как уникальное свойство человека, религия не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, как то, благодаря чему человек оказался сопричастен Богу.

          Сознание является высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, но по-разному проявляется на разных уровнях структурной организации материи. И чем выше уровень организации материи, тем выше, богаче и сложнее оказываются формы отражения.6

 

4. Характеристики  сознания.

 

4.1. Отражение.

 

          К одной из основных характеристик  психологического, или сознания, в  широком смысле относится способность  его к отражению.

          Философская теория отражения  понимает последнее как имманентную характеристику любого взаимодействия, выражающую способность предметов и явлений воспринимать более или менее адекватно, в зависимости от уровня их организации в своих свойствах и особенностях свойства и особенности друг друга. Отражение представляет собой как сам процесс взаимодействия отражаемого и отражающего, так и его результат. Структурное соответствие и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека. И естественно, что более сложноорганизованным материальным системам присуща способность более адекватного отражения вплоть до самой адекватной и сложной формы сознательного психического отражения.

          Если отражение в неживой природе  характеризуется относительно простыми  формами и пассивным характером, то для биологических форм отражения уже свойственна разного уровня приспособления активность, начиная с раздражимости как наиболее простой способности живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. На более высоком уровне эволюции живого отражение принимает форму чувственности.

          Сознание является высшей формой  психически направленного отражения  действительности общественно развитым  человеком, формой чувственных  образов и понятийного мышления.7

 

4.2. Информационная.

 

          Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов. Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности.

          Информация  не тождественна отображению,  поскольку в процессе передачи  отображения утрачивается часть  его содержания, ибо информация

Является передаваемой частью отраженного  многообразия, той его стороны, которая  поддается опредмечиванию, передаче. К тому же отображение зависит от своего материального носителя самым непосредственным образом: отражение зачастую невозможно перенести на иной материальный носитель – как музыку в цвет или живописное полотно в музыкальные ритмы, - т.е. трудно прокодировать. Информация же перекодируется с одного материального носителя на другой. Однако нельзя забывать, что образы сознания, сформированные в результате получения информации, никогда не совпадет с образами передатчика информации, - в них есть свои особенности и индивидуальность, они – субъективны. Общее между ними будет заключаться лишь в определенно переданной информации.8

 

4.3. Субъективность.

 

          Понятие субъективной реальности  выражает, прежде всего, принадлежность  субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время – соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство объективного с субъективным.

          Субъективность  выражает своеобразие жизненного  опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.

          Образы  человеческого сознания как относительно  самостоятельные мыслимые формы  субъективной реальности могут  быть чувственными, наглядными, визуально сходными со своим оригиналом, но также и понятийными, сходство которых с предметами объективной реальности носит внутренний характер, выражая лишь существенные типы связей м свойств предметов.

          Субъективность сознания выражается в усвоении человеком  в отдельности как самого человека, так и предметов внешнего мира. Она определяется также присущим индивиду самосознанием, т.е. осознанием себя как «я», отдельного от других.9

 

4.4. Идеальность.

 

          Идеальность – важнейшее свойство сознания. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального.

          «Идеальное» обозначается как  сам процесс, так и результат  этого процесса, а именно процесса  идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы воникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

          Идеальное, будучи миром образов  и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражается в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающиеся и являющиеся результатом духовной деятельности.

          Идеальное всегда остается личностным  явлением, субъективным проявлением  мозговых процессов человека. Идеальное  всегда остается тождественным  индивидуальному сознанию, определяющему  и формирующему в свою очередь  сознание общественное.

Информация о работе Определение сознания. Структура сознания