Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 20:37, реферат
Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет собой методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и чисто научных исследований.
При изложении философской теории сознания мы ограничиваемся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.
Введение. 3
1. Определение сознания. 4
2. Разные философы о сознании. 4
2.1. М.К.Мамардашвили. 4
2.2. З.Фрейд. 5
2.3. Е.Н.Трубецкой. 5
3. Возникновение человеческого сознания. 6
4. Характеристики сознания. 7
4.1. Отражение. 7
4.2. Информационная. 8
4.3. Субъективность. 8
4.4. Идеальность. 9
5. Структура сознания. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15
Идеальное многозначно в своих
сущностных характеристиках,
Нередко в литературе
В зависимости от содержания
и функций идеального его
Принято различать и такие типы и формы идеального, как практическое и теоретическое, конкретное и абстрактное, реальное и формальное, утопическое и реалистическое.10
5. Структура сознания.
Сознание структурно организованно, представляет собой целостную систему различных элементов, находящихся между собой в отношениях структурного и процессуального характера.
Чаще всего структуру сознания
(психики) человека
К сфере сознания прежде всего относится отражение действительности в отчетливых формах чувственности и мышления. Сознание как процесс характеризуется обычно термином «осознание» как включение отражаемого предмета в систему знаний и отнесение его к определенному классу родственных явлений, как осознание смысла воспринимаемого в контексте реальных событий. В эмоциональной сфере сознания (переживаниях) различают элементарные эмоции – голод, усталость; чувства – любовь, горе, радость; аффекты – ярость, отчаяние. Воля как основа интернациональности (направленности) сознания выступает усилением, определяющим вектор психической энергии человека, сознательную регуляцию его поведения и деятельности.
Подсознание определяется как совокупность психических явлений, состояний, рефлексов, не являющихся центром осмысленной деятельности в данное время, не поддающихся контролю сознания, по крайней мере, в данный момент, т.е. безотчетных психических актов, совершаемых автоматически – рефлекторно. Другая ее часть остается вне фокуса сознания.
-11-
Что касается бессознательного, к которому обычно относят сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм, состояния невменяемости и т.п., как некоторые высвобождающиеся реликтовые формы дологического мышления, оно всегда присутствует в деятельности человека. То, что может быть включено в сферу сознания через усилия воспоминания, не относится к бессознательному, в отличие от инстинктов. Различают четыре основные формы проявления бессознательного: 1. Надындивидуальные образцы типичного для общности, членом которого является субъект – «Архетипы коллективного бессознательного» (К Юнг); 2. Неосознаваемые побудители деятельности – «Динамическое вытесненное бессознательное» (З.Фрейд); 3.неосознанные операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения – «бессознательные умозаключения» (Г.Гельмгольц); 4. Неосознаваемое субсенсорное восприятие некоторых раздражителей – диапазон чувствительности И.М.Сеченова.
Одну из разновидностей
Рекомбинационная работа
-12-
обоснования и доказательства.
Структурное осмысление
Итак, индивидуальное сознание имеет
сложную структуру. Но не
Индивидуальное и общественное
– как разные уровни и способы
организации сознания –
Заключение.
Несмотря на огромные усилия,
затраченные философией и
Имеется целый ряд способов расширения сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самоактуализация личности. Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и предоставляемых ему миров (идей, понятий, знаний). Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате деятельности, в т.ч. орудий, средств новейших информационных технологий.
Чтобы расширить сознание, ему необходимо преодолевать слепые или бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно сравнимое с мощью технократического мышления планетарное, вселенское, оно же и подлинно культурное сознание. Исследование и формирование такого сознания – это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возможно утраченного) сознания философия и наука должны обратиться к культуре, к мифу, к реальности, к политике и, конечно, к своей собственной истории, где возникали представления о ноосфере, о власти Разума, о новом мышлении и сознании.
-14-
Список использованной литературы.
-15-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное
государственное
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МОНЧЕГОРСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
Тема: «Сознание, его происхождение и сущность»
Мончегорск, 2009
1 Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. С. 71.
-4-
2 Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. С. 72.
3 Там же. С. 423.
-5-
4 Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. С. 441-443.
5 Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. – М.: Политиздат, 1989. С. 304.
-6-
6 Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юристъ, 2006. С. 250-253.
-7-
7 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 237-239.
8 Там же. С. 239-240.
-8-
9 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 240-242.
-9-
10 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 242-244.
11 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 245-252.
-13-
Информация о работе Определение сознания. Структура сознания