Определение сознания. Структура сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет собой методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук – психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и чисто научных исследований.
При изложении философской теории сознания мы ограничиваемся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.

Содержание работы

Введение. 3
1. Определение сознания. 4
2. Разные философы о сознании. 4
2.1. М.К.Мамардашвили. 4
2.2. З.Фрейд. 5
2.3. Е.Н.Трубецкой. 5
3. Возникновение человеческого сознания. 6
4. Характеристики сознания. 7
4.1. Отражение. 7
4.2. Информационная. 8
4.3. Субъективность. 8
4.4. Идеальность. 9
5. Структура сознания. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Файлы: 1 файл

Философия (2).doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

          Идеальное многозначно в своих  сущностных характеристиках, что  обуславливает и многообразие  философских классификаций идеального  содержания сознания.

          Нередко в литературе встречаются  три уровня функционирования  идеального: 1. Идеальное в психической деятельности животного; 2. Идеальное человеческой психики; 3. Идеальное в ценностях культуры.

          В зависимости от содержания  и функций идеального его можно  также классифицировать на: 1. Когнитивное ( научные и другие теории, гипотезы, представления ); 2. Аксиологическое ( нравственное, эстетическое, идеалы ); 3. Психологическое ( субъективные переживания в эмоциях и чувствах ); 4. Праксеологическое ( конкретные идеи, цели и задачи повседневной практической деятельности людей ) и иные формы функционирования идеального.

Принято различать и  такие типы и формы идеального, как практическое и теоретическое, конкретное и абстрактное, реальное и формальное, утопическое и реалистическое.10

5. Структура сознания.

 

          Сознание структурно организованно, представляет собой целостную систему различных элементов, находящихся между собой в отношениях структурного и процессуального характера.

          Чаще всего структуру сознания (психики) человека рассматривают  как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Каждый из элементов сознания в широком смысле слова играет важную роль в реализации основной функции сознания: 1. Получении информации о внешнем и внутреннем мире человека; 2. Преобразовании и совершенствовании внешнего и внутреннего мира человека; 3. Обеспечении коммуникации, «диалогового взаимопонимания» людей; 4. Управлении жизнедеятельностью и поведением людей и т.д.

          К сфере сознания прежде всего относится отражение действительности в отчетливых формах чувственности и мышления. Сознание как процесс характеризуется обычно термином «осознание» как включение отражаемого предмета в систему знаний и отнесение его к определенному классу родственных явлений, как осознание смысла воспринимаемого в контексте реальных событий. В эмоциональной сфере сознания (переживаниях) различают элементарные эмоции – голод, усталость; чувства – любовь, горе, радость; аффекты – ярость, отчаяние. Воля как основа интернациональности (направленности) сознания выступает усилением, определяющим вектор психической энергии человека, сознательную регуляцию его поведения и деятельности.

          Подсознание определяется как совокупность психических явлений, состояний, рефлексов, не являющихся центром осмысленной деятельности в данное время, не поддающихся контролю сознания, по крайней мере, в данный момент, т.е. безотчетных психических актов, совершаемых автоматически – рефлекторно. Другая ее часть остается вне фокуса сознания.

-11-

         Что касается бессознательного, к которому обычно относят сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм, состояния невменяемости и т.п., как некоторые высвобождающиеся реликтовые формы дологического мышления, оно всегда присутствует в деятельности человека. То, что может быть включено в сферу сознания через усилия воспоминания, не относится к бессознательному, в отличие от инстинктов. Различают четыре основные формы проявления бессознательного: 1. Надындивидуальные образцы типичного для общности, членом которого является субъект – «Архетипы коллективного бессознательного» (К Юнг); 2. Неосознаваемые побудители деятельности – «Динамическое вытесненное бессознательное» (З.Фрейд); 3.неосознанные операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения – «бессознательные умозаключения» (Г.Гельмгольц); 4. Неосознаваемое субсенсорное восприятие некоторых раздражителей – диапазон чувствительности И.М.Сеченова.

          Одну из разновидностей бессознательного  называют сверсознанием. Работа сверхсознания, порождающая на том или ином этапе новую, ранее не существующую информацию путем рекомбинации полученных извне представлений, не контролируется осознанным волевым усилием. Деятельность сверхсознания направляется устойчиво доминирующей потребностью субъекта (принцип доминанты А.А.Ухтомского). Но в отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты.

          Рекомбинационная работа сверхсознания  проявляется во вдохновении как интенсивном проявлении чувств, ведущих к предвосхищению результата мыслительной деятельности: воображения, интуитивного озарения. Интуиция, являясь ярким проявлением сферы сверхсознания, представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, процесс, не требующий специального логического

-12-

обоснования и доказательства.

          Структурное осмысление человеческой  психики строится на разграничении  сознания и самосознания, т.е.  осознании человеком окружающего  мира и самого себя, или самоотнесении «я» с самим собой. Самосознание как знание самого себя предполагает включение в его содержание самонаблюдения, самопознания, самооценки, самообладания, самоанализа и т.д. Все перечисленные формы самосознания служат средством самоконтроля, самоуправления и самоидентификации человека.

          Итак, индивидуальное сознание имеет  сложную структуру. Но не менее  сложную организацию своего содержания  предполагает надличностное сознание  общества, составляющее систему  диалектически взаимосвязанных форм и уровней. Общественное сознание функционирует, с одной стороны, как результат объктивирования личного (индивидуального) сознания в языке, предметах, процессах культуры, научных концепциях и методах исследования и т.д., а с другой – как источник индивидуального сознания, содержание которого по своей природе также социально, как и общественное сознание.

          Индивидуальное и общественное  – как разные уровни и способы  организации сознания – существуют  в качестве субъективной реальности  лишь в постоянном взаимодействии друг с другом.11

 

         

         

 

 

 

 

 

Заключение.

 

          Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими  науками, проблема человеческого  сознания (индивидуального и общего) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.

          Имеется целый ряд способов  расширения сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самоактуализация личности. Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и предоставляемых ему миров (идей, понятий, знаний). Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате деятельности, в т.ч. орудий, средств новейших информационных технологий.

          Чтобы расширить сознание, ему  необходимо преодолевать слепые или бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно сравнимое с мощью технократического мышления планетарное, вселенское, оно же и подлинно культурное сознание. Исследование и формирование такого сознания – это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возможно утраченного) сознания философия и наука должны обратиться к культуре, к мифу, к реальности, к политике и, конечно, к своей собственной истории, где возникали представления о ноосфере, о власти Разума, о новом мышлении и сознании.

 

 

 

-14-

Список использованной литературы.

 

  1. Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – М.: Ростов-на-Дону, Феникс, 1995. – 511 с.
  2. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 506 с.
  3. Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 655 с.
  4. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-15-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МОНЧЕГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Кафедра    СГД

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии

Тема: «Сознание, его происхождение и сущность»

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

                                                            Выполнил: 

                                                                                студент Козловская А.С.

                                                                                курса  1

                                                                                группы  Мен 181з

                                                                                заочная форма обучения

                                                                                специальность

                                                                                «Менеджмент организации»

                                                                                зачетная книжка № 514

 

                                                                                      Проверил:

                                                                                Ст. преподаватель

                                                                                Верховцев Андрей Юрьевич

 

 

 

 

Мончегорск, 2009

1 Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. С. 71.

-4-

2 Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. С. 72.

3 Там же. С. 423.

-5-

4 Жаров Л.В., Золотухина Е.В. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. С. 441-443.

5 Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. – М.: Политиздат, 1989. С. 304.

-6-

6 Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юристъ, 2006. С. 250-253.

-7-

7 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 237-239.

8 Там же. С. 239-240.

-8-

9 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 240-242.

-9-

10 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 242-244.

11 Митрошенков О.А. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 245-252.

-13-


Информация о работе Определение сознания. Структура сознания