Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:24, реферат
Еще с древних времен человек всегда стремиться познать и осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя. Постепенно человек начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Введение
1. Ортодоксальные философские школы Древней Индии
1.1. Веданта
1.2. Миминса
1.4. Ньяя
1.5. Йога
1.6. Вайшешика
2. Неортодоксальные школы индуизма
2.1. Локаята
2.2. Джайнизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Все физические явления
рассматриваются как проявления эволюции
Пракрити.
Когда гуны находятся в состоянии
равновесия (самьявастха), то развитие
отсутствует, но под воздействием пуруши
происходит нарушение равновесия гун,
начинающих образовывать различные комбинации,
что порождает мир объектов.
Первым проявляется махат (Великий),
или буддхи, чистая потенция, в котором
ещё отсутствуют субъектно-объектные
отношения. Затем возникает аханкара, или
индивидуализация, в ней уже есть различие
между субъектом и объектом. В зависимости
от преобладания одной из трёх гун аханкара
бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса,
или раджаса, бхутада, или тамаса. Из саттвики
возникает одиннадцать органов: ум ((манас)),
пять органов восприятия (джнянендрия),
пять органов действия (кармендрия). Из
тамаса — пять тонких элементов (танматра).
Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу
необходимой энергией для образования
своих продуктов.
Пять органов восприятия:
слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.
Пять органов действия: руки,
ноги, речь, орган выделения, орган размножения.
Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю
1.4. Ньяя
Система ньяйи — одна
из шести главных теистических школ
Основы философии ньяйи
были заложены мыслителем Готамой, который
также известен как Гаутама (не путать с Буддой
Гаутамой) иАкшапада. Поэтому ньяя называется
также системой Акшапады. Эта философия
рассматривает главным образом условия
правильного мышления и средства познания
реальности. Она признает наличие четырех
самостоятельных источников истинного
познания: восприятия (пратьякша), вывода,
или заключения (анумана), сравнения (упамана)
и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами
познания, согласно школе ньяйи, служат:
наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная
способность, ум, деятельность, умственные
дефекты, повторное рождение, чувства
удовольствия и боли, страдание и свобода
от страданий.
Философы ньяиики стремятся
избавить душу от её привязанности к телу.
Согласно системе ньяя, я (атман) представляет
собой самостоятельную субстанцию, совершенно
отличную от ума и тела и приобретающую
атрибуты сознания в процессе установления
связи с каким-либо объектом посредством
чувств. Однако сознание не является неотъемлемым
свойством я. Это — случайное, побочное
свойство. Оно перестает ограничивать
я в состоянии освобождения. Освобождение
означает абсолютное прекращение всех
мучений и страданий, ставшее возможным
благодаря правильному познанию действительности.
Причем освобождение — это только облегчение
страданий, а не удовольствие или счастье.
Для достижения освобождения необходимо
приобрести истинное познание своего
я и всех других объектов опыта. Необходимо
понять, что наше я отлично от тела, ума,
чувств и т. д.
Ньяиики считают Бога первопричиной
созидания, сохранения и разрушения мира.
Он создает мир не из ничего, но из вечных
атомов, пространства, времени, эфира,
умов и душ. Мыслители этой школы доказывают
существование бога. Для этого они используют
несколько аргументов. В частности они
говорят, что все сложные объекты мира,
образованные определенной комбинацией
атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь
причину, потому что они по своей природе
являются следствиями какого-то действия,
подобно тому как следствием действия
гончара является горшок. Без руководства
со стороны разумной причины материальные
причины этих вещей не могут достигнуть
того порядка, связи и координации, которые
дают им возможность производить определенные
действия. Очевидно человек слаб для такого
созидания.
Второй аргумент основан
на вопросе о различности человеческих
судеб. Ньяиики говорят, что причинами
страдания и радости являются поступки
людей совершенные в нынешней и прошлых
жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим,
но и морально совершенным, то, очевидно
страдание человеку даётся за плохие поступки,
а радость за хорошие. Если бог является
и творцом и моральным руководителем мира,
то получается, что человеческие существа
отвечают перед богом за свои поступки.
Из этого естественно и необходимо следует,
что бог награждает нас за хорошие поступки
и наказывает за плохие. Иными словами,
в мире, сотворенном богом, хорошие действия
должны вести к хорошим последствиям,
а вредные действия не должны миновать
вредных последствий.
Третий аргумент в пользу
бытия бога основывается на авторитете
Вед.
Значение системы ньяйи заключается в
ее методологии, то есть в теории познания,
на которой строится эта философия. Созданная
в ней теория познания является основой
не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными
изменениями она служит и другим системам
индийской философии. Ньяя применяет метод
логической критики для решения всех жизненно
важных и философских проблем. Ньяя не
дает систематического представления
о мире в целом в свете единого абсолютного
принципа.
1.5. Йога
Йога— понятие в индийской
культуре, в широком смысле означающее
совокупность различных духовных и физических
практик, разрабатываемых в разных направлениях
индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и
психофизиологией индивидуума ради достижения
возвышенного психического и духовного
состояния. В более узком смысле, йога
— это одна из шестиортодоксальных школ
(даршан) философии индуизма. Исходная цель
йоги — изменение онтологического
Основные направления йоги,
это раджа-йога, карма-йога,
В индийской философии, йогой
называют одну из шести ортодоксальных
философских школ индуизма. Философская
система йоги тесно связана со школой санкхьи.
Согласно учению Патанджали, школа йоги
принимает психологический и метафизический
аспекты философии санкхьи и по сравнению
с санкхьей является более теистической.
Примером теистичности йоги может служить
факт добавления Божественного Существа
к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья
очень близки друг к другу, по этому поводу Макс
Мюллер говорил, что «данные философии
в просторечьи называют санкхьей с Богом
и санкхьей без Бога...».
Основным текстом школы
йоги являются «Йога-сутры» Патанджали,
который считается основателем философии
йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога,
или йога управления умом. Патанджали
даёт определение слова йога во второй
сутре, которая является ключевой сутрой
всего текста. Это определение базируется
на значении трёх санскритских терминов. И.
К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога
— это обуздание (ниродхах) изменчивости
(вритти) ума (читта)». Вивекананда
«Йога-сутры» Патанджали также выступили
основой для системы аштанга-йоги («
1. Яма — принципы взаимодействия с внешней
средой
2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней
средой
3. Асана — объединение ума и тела посредством
физической деятельности
4. Пранаяма — контролирование дыхания,
приводящее к объединению тела и ума
5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта
с их объектами
6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность
ума
7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность,
которая постепенно приводит к самадхи)
8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное
состояние блаженного осознания своей
истинной природы
Иногда их делят на четыре
низшие и четыре высшие ступени, из которых
низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то
время как высшие ступени принадлежат
специфически к раджа-йоге. Одновременная
практика трёх высших ступеней называется самьяма.
Термин «йога» часто используется
в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает
йогу как контроль ума, искусство деятельности,
осознание высшей природы души (атмы) и
трансцендентности Верховного Господа
(Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий
является возбуждённый эгоистическими
желаниями ум. Единственным способом остановить
пламя желаний является контроль ума посредством
самодисциплины с одновременным вовлечением
в возвышенную духовную деятельность.
Воздержание от деятельности, однако,
считается таким же нежелательным, как
и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно
«Бхагавад-гите», высшей целью является
освобождение ума и разума от материальной
деятельности и их сосредоточение на духовном
уровне через посвящение всех действийБогу.
В добавок к 6-й главе, целиком
посвящённой традиционным практикам йоги,
включая медитацию,«Бхагавад-
Хотя эти пути отличны друг
от друга, их основная цель практически
одна и та же — осознать, что Бог в Своей
личностной форме (Бхагаван) является
изначальной истиной, на которой зиждется
всё бытие, что материальное тело временно,
и что Сверхдуша(Параматма) вездесуща.
Конечной целью йоги является мокша — освобождение
из круговорота рождения и смерти (самсары)
через осознание Бога и своих отношений
с Ним. Этой цели можно достичь практикуя
любой из трёх видов йоги, хотя в шестой
главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над
другими путями достижения высшей цели.
Хатха-йога — это одна из
систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в
своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном
в Индии вXV веке. Хатха-йога значительно
отличается от раджа-йоги Патанджали:
она сосредоточена на шаткарме, очищении
тела, приводящего к очищению ума (ха),
и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога
даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим
позам (асанам) раджа-йоги Патанджали,
добавляя к ним гимнастические йогические
элементы. В настоящее время, хатха-йога
в её многочисленных вариациях представляет
собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый
с понятием «йога».
1.6. Вайшешика
Система вайшешики —
одна из шести главных теистических школ
Импульсом системы вайшешика
является ее враждебное отношение к буддистскому
феноменализму. Признавая буддистскую
точку зрения на источники познания: восприятие
и логический вывод, вайшешика в то же
время считает, что души и субстанции являются
непреложными фактами. Она не связывает
себя с проблемами теологии.
Смежной вайшешике системой
философии является ньяя. Обе системы ставят
перед человеком одну и ту же цель — освобождение
индивидуального я. Они считают незнание
коренной причиной всякой боли и страдания,
а освобождение — абсолютным прекращением
страданий, которое должно быть достигнуто
через правильное познание реальности.
Однако между ними существуют и некоторые
различия, сводящиеся в основном к двум
пунктам.
Во-первых, если наяйики
признают четыре независимых источника
познания — восприятие, логический вывод,
сходство и свидетельство, то вайшешики
— только два: восприятие и логический
вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.
Во-вторых, наяйики признают
шестнадцать категорий, считая, что они
исчерпывают всю реальность и включают
все категории, принятые в других философских
системах; система же вайшешики признает
только семь категорий реальности, a именно:
субстанция (дравья), качество (гуна), действие
(карма), всеобщность (саманья), особенность
(вишеша), присущность (самавая) и небытие
(абхава). Категория буквально понимается
как объект, обозначенный словом.
Философы-вайшешики разделяют
все объекты, обозначенные словами, на
два класса — бытие и небытие. В класс
бытия включается все, что есть, или все
положительные реальности, как, например,
существующие предметы, ум, душа и т. д.
В свою очередь, класс небытия объединяет
все отрицательные факты, например несуществующие
вещи. Существует шесть видов бытия, то
есть шесть видов положительных реальностей:
субстанция, качество, действие, всеобщность,
особенность, присущность. Позднейшие
вайшешики добавляют к ним седьмую категорию
— небытие, которая обозначает все отрицательные
факты.
2. Неортодоксальные
школы индуизма
2.1. Локаята
Локаята, чарвака — материалистическое
Второе название школы связывают
либо со словами чару и вака, сочетание
которых буквально означает «красивая
речь», либо с именем философа Чуббака,
который, как полагают, был скептиком и материалистом,
автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.).
Другие считают основателем учения полулегендарного
мудреца по имени Брихаспати. Некоторые
источники утверждают, что словом «чарвака»
издавна именовались материалисты — потому
ли, что они проповедовали доктрину «ешь,
пей, веселись» («чарв» — есть, жевать).
Локаята относится к разряду настика,
то есть учения, отрицающего авторитет Вед.
Несмотря на то, что сегодня
какие-либо оригинальные тексты отсутствуют,
и некоторые исследователи считают локаяту
своего родасофистикой образованных
По учению локаяты, вселенная
и все сущее произошло естественным путем,
без вмешательства потусторонних сил.
Есть 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух.
Они вечны и являются первоосновой всего
сущего. Идея о том, что сложные формы жизни
происходят от длительной эволюции (правда
из всего 4 элементов) предвосхитила современное
понимание мира (Атеистический словарь,
1983).
Локаята считает истинным
постигаемое лишь непосредственным восприятием,
существующим — только этот мир (лока),
единственной реальностью — материю, целью
человеческого существования — достижение наслаждения.
Взгляды представителей этой школы иногда
сопоставляют со взглядами древнекитайского
мудреца Ян Чжу и древнегреческим эпикуреизмом.
2.2. Джайнизм
Джайнизм– древняя дхармическая
религия, появившаяся в Индии приблизительно
в VI веке до н.э. Основателем учения считаетсякшатрий Вардхамана
или Джина Махавира. Джайнизм проповедует
ненанесение вреда всем живым существам
в этом мире. Философия и практика джайнизма
основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании
души для достижения всеведения, всесилия
и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая
телесную оболочку, оставшуюся от прежних
жизней, и достигшаянирваны, называется джиной.
В древних текстах джайнизм часто приравнивается
к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном
мире джайнизм представлен небольшой,
но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей
4.9 миллионов приверженцев в Индии, а также
успешно растущими сообществами из иммигрантов
в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем
Востоке, вАвстралии и других частях мира.
Джайнизм утверждает, что
любое существо (джива) является индивидуальной
и вечной душой. Когда душа полностью освобождается
от сансары (достигает мокши), она может
достичь всеведения (божественного сознания).
Но для этого необходимо быть аскетом,
а немирянином, поэтому в религиозных
установлениях придается большое значение аскетизму.
Последователей джайнизма
называют джайнами. Высшее звание в джайнизме —
Джина — «победитель». Этот титул присваивают
наиболее почитаемым религиозным учителям,
достигшим дхармы и освободившимся от сансары.
Практикующие джайны следуют учениям
24 особых Джинов, которые известны как тиртханкары («создатели
переправы», «те, кто нашел и показал путь
к спасению»). Традиционно считается, что
24-ым и последним тиртханкаром был Шри Махавир («великий
герой», считающийся основателем современного
джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э.
23-им тиртханкаром был Шри Парсва, живший
с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром
был великий царь Ришабха, живший во времена,
когда люди ещё не умели писать и считать.
Джайнизм призывает к духовному
совершенствованию через развитие мудрости
и самоконтроля (врата). Целью джайнизма
является открытие истинной природы души человека.
Совершенное восприятие (ананта дарсан),
совершенное знание (ананта джна) и совершенное
поведение (ананта каринта), известные
как «три драгоценности джайнизма», являются
путем к освобождению души человека (к мокше)
от сансары (круговорот рождений и смертей).
Мокша достигается после освобождения
от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными
душами), а тех, кто связан с землей посредствам
кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая
душа должна следовать пути, описанному
Джинами, чтобы достичь безграничной свободы.
Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма
Другая важная характеристика
учения джайны — предписание не только
последовательности действий, но и норм
умственного поведения. Существует пять
основных этических принципов — обетов,
которые должны выполнять джайны. Степень
того, насколько строго должны выполняться
эти обеты, зависит от того, кем является
джайн — монахом или мирянином. Это:
Ахимса, «ненасилие», является
основополагающим, его несоблюдение делает
бессмысленным выполнение других принципов.
Его иногда интерпретируют как «не убий»,
но это понятие намного шире. Оно означает —
не причинять вреда или оскорблений всему
живому ни непосредственно, ни косвенно.
Нельзя помыслить о нанесении вреда кому
бы то ни было, нельзя произносить речей,
способных обидеть кого-либо. Также следует
уважать взгляды других (неабсолютизм
и принятие различных мнений).
Принцип Сатья, «правдивости»,
должен также соблюдаться всеми людьми.
Так как главенствующим принципом является
Ахимса, то если правда может вызвать насилие,
то лучше, с этической точки зрения, промолчать.
Тируваллувар в своей классической книге
«Тируккурал» посвятил целую главу объяснением
понятия «правдивость».
Астейя, в буквальном переводе
«некража», означает строгую приверженность
своей собственности, подавление желания
завладеть чужим, то есть принцип осуждает
алчность. Каждый должен довольствоваться
тем, что ему удалось приобрести собственным
честным трудом. Астейя означает сокращение
физических потребностей и стремление
к духовным ценностям. Основными рекомендациями
при выполнении этого принципа являются
следующие:
Брахмачарья, «монашеский
обет безбрачия», означает полное воздержание
от секса, но только монахов. Брахмачарья
не осуждает секс вообще, но предостерегает
от бесполезной траты сексуальной энергии
в погоне за сиюминутным удовольствием.
Апариграха, «нестяжательство»,
отказ от собственности и материальных
ценностей перед принятием монашества.
После этого отказа человек понимает,
как отделить себя от вещей и собственности,
также от дома и семьи, а следовательно,
становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха
означает избавление от стремления к накоплению,
так как само понятие собственности иллюзорно.
Однажды принадлежавшее одному, станет
вскоре собственностью другого. Апариграха
учит не ставить целью жизни накопление
материальных благ, а тратить энергию
на духовное развитие.
Информация о работе Ортодоксальные философские школы Древней Индии