Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:29, реферат
Человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом характере интерпретации.
Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал строки В. Маяковского: "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть". Но как понять выражение "я знаю" (анализу которого философы-аналитики посвятили тысячи страниц)?
1. Оглавление.
2. Осмыслите строки В. Маяковского
«Я знаю, город будет, я знаю саду цвесть,
когда такие люди в стране Советской есть».
Как понимать выражение «я знаю»?
Что имеет ввиду поэт, утверждая «я знаю»?.
3. Осмыслите строки Ф.И. Тютчева
«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь?
Почему на Ваш взгляд поэт выразился так странно?
4. Список использованной литературы
Во второй строфе энергичный
напор, настойчивость уступают место
убеждению с помощью
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
следует афористически ёмкое: “Мысль изречённая есть ложь”. Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: “Из сознания непостижимости мира вытекает другое – невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если “мысль”, то есть всякое рассудочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон”. Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. “Мысль изречённая” – это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову “неизречённая”. Значение слова – необыкновенный, неописуемый. Следовательно, изречённая – это ещё и обыкновенная. Я думаю, что читателям девятнадцатого века этот смысл слова “изречённая” был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас.
Тютчев необычайно скуп на тропы в “Silentium!”. На три строфы – три образа: сравнение “Безмолвно, как звезды в ночи”, параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир “таинственно-волшебных дум”. Звёзды и ключи – образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи – символ внешнего мира.
Таинственно-волшебные думы – это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают:
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Призывом “Молчи!…” начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф:
Любуйся ими – и молчи,
Питайся ими – и молчи,
Внимай их пенью – и молчи.
Основываясь на прочитанной
мной статье Н. Королёвой, хочу сказать,
что лирически стихотворение
“Silentium!” выдержано в
“звёзды”. Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис.
Пускай в душевной глубине
Мнения о размере, которым написано “Silentium!” разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: “Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего. Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ”. Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского “Silentium!” с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
“Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся словом “дневные”, ритм, как бы споткнувшись, образует паузу и тем подчёркивает её заветный смысл”, - пишет А. Горелов о ритмике тютчевского стихотворения.
В своём “Silentium!” поэт
призывает романтика вслушаться
в пение “таинственно-
Список использованной литературы