Основные черты философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.
Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………..4
2. Основные идеи философии Возрождения…………………….….6
3. Итальянский гуманизм………………………………………….…8
4. Механическая картина мира………………………………….…..11
Заключение……………………………………………………….…..14
Список использованной литературы……………………………….15

Файлы: 1 файл

готово философия.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Филиал  в г.Березники

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Основные черты философии эпохи Возрождения»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы БЮЗ-12

Копытова  М.А

 

 

Проверил:

доцент

Захаров Р.Ю

 

 

 

Березники

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

1. Особенности философии эпохи  Возрождения…………………..4

2. Основные идеи  философии Возрождения…………………….….6

3. Итальянский  гуманизм………………………………………….…8

4. Механическая  картина мира………………………………….…..11

Заключение……………………………………………………….…..14

Список использованной литературы……………………………….15

Введение

 

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается  от жестоких оков религии и побуждается  к самостоятельному мышлению. Разум  рассматривается как начало человеческого  бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды - словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной  земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии  к ценностям философии: возрождался  интерес к учениям античных греческих  и римских мыслителей.

Эпоха Возрождения претерпела и новые  экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских  городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном  развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.

Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных  запретов и схоластических начал. Человек  стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как  бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.

Поскольку в центре культуры Возрождения стоял  человек, она по праву считалась  антропоцентричной. Центром Возрождения  была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть основные черты философии эпохи Возрождения.

Задачи: выявить основные идеи, рассмотреть  итальянский гуманизм и механическую картину мира.

1. Особенности философии эпохи  Возрождения

 

"Величайшим  прогрессивным переворотом" явилась  эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся  достижениями во всех областях  культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Философия эпохи Возрождения теснейшим  образом связана с развитием  современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики .

Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего  гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI – начала XVII в.), противостоит всей системе схоластического знания. Она строится на иных основаниях, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, пришедшей в состояние глубокого упадка и закостенения в XV – XVI столетиях. Безусловно, это не означает полного разрыва со всем многообразным наследием средневековой мысли .

Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую в своей главенствующей тенденции картину мира, тяготея к отрицанию божественного творения, к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. При этом речь шла о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения – не бог религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир "из ничего", он "со-вечен" миру и естественно необходим. А природа из служанки и творения бога превращается в наделенное всеми необходимыми силами первоначало вещей. В гуманистической философии Возрождения важнейшим объектом философского рассмотрения является также человек и его прежде всего земное предназначение.

Высшим  результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения – будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные идеи философии Возрождения

 

Важнейшей отличительной чертой философии  эпохи Возрождения оказывается  его ориентация на человека. Если в  центре внимания древних философов  был животворящий Космос, в средние  века — Бог, те в эпоху Возрождения  — человек.

Возникают и новые философские направления  — деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы  и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после  творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел  Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая  его к природе как ограниченному  максимуму, он сформулировал идею бесконечности  Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о  сотворении мира Богом из ничего. В  учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным  и незримым Абсолютом, все более  сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. У Дж. Бруно  есть тезис: «... природа... есть не что  иное, как Бог в вещах». Все  это свидетельствует о том, что  к XVII в. сформировалось сознание, существенно  отличное от античного. Если для древнегреческой  философии завершенное и целое  — прекраснее незавершенного, то для  философа эпохи Возрождения движение и становление — предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия.

Это позволило человеку, как никогда  почувствовать силу и власть лад  всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпоху античности.

Инженер и художник — это уже не просто «техник» и «искусник», каким он был для античности и средних  веков, теперь он действительный творец. В творениях Бога, то есть природных  вещах, он стремится увидеть закон  их построения, выразить его в научных  знаниях. Так, Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской  физики и космологии, обосновав гелиоцентрическую  систему мира, по которой, во-первых, Земля вращается вокруг своей  оси, чем объясняется смена дня  и ночи, а также движение звездного  неба; во-вторых, Земля вращается  вокруг Солнца, помещенного Н.Коперником в центр мира; в-третьих, Космос бесконечен, неизменен и безграничен.

Таким образом, зародившись 2500 лет тому назад, философская мысль постоянно  развивается и совершенствуется, переживая периоды подъемам падения, стремится выработать знание об общих  принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и месте  в нем человека. Будучи обусловленной  социальной действительностью, философия  активно влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов  и культурных ценностей. XVII в. открывает  следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

 

 

3. Итальянский гуманизм

 

Знаменательным  событием XIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает «гуманитарные знания» (лат. humanus - человечный). Отсюда происходит понятие «гуманизм», которое охватывает собой взгляды  и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и  счастью. Гуманизм формировался на почве  античной греческой и римской  литературы. В работах гуманистов мы встречаем многочисленные обращения  к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов; к поэтам Вергилию, Овидию, Апулею, но и к религиозным идеям  Августина Аврелия, Фомы Аквинского и др.

Существенной  чертой studia humanitftis является возрождение  античного диалога как излюбленного жанра гуманистов. Марсилио Фичино как бы открывает заново значимость такого диалога: «...некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать, ... прирождена людям изначально... И  любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование... Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай  для собаки». И далее идет рассуждение  о том, что наш разум «...всегда спорит, даже когда мы молчим и когда  мы спим; ведь вся человеческая жизнь - некое постоянное размышление».

Есть  различие между диспутами схоластов  и диалогами гуманистов. У первых это чисто школьная процедура, имеющая  формальное значение; у вторых - это  беседа в дружеском кругу, на лоне природы, и цель ее - в самом процессе общения, где происходит человеческое самоутверждение, а не доказательство уже известных истин.

Диалогичность становится принципом культуры ХV в. Она включает столкновения разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, но в целом все они  составляют единый ум, единую истину и  общую культуру. Насладиться спором, прожить в нем, найдя истину, - вот эстетический идеал гуманизма.

В гуманизме Италии выделяются два  направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть - правитель - гражданин - человек) и  в силу этого условно может  быть названо гражданским; другое берет  за основу человека как ценность самому по себе и поэтому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму. Большинство гуманистов, так или  иначе, были связаны с Флоренцией, с городом-коммуной, где правили  жестокие правители. Их образ мысли  и действия были предметом внимания всех горожан, это затрагивало их интересы. Поэтому работы и высказывания гуманистов получили широкий общественный резонанс. Гуманисты искали идеал  справедливости и мудрого правителя (такая идея, как известно, была высказана  еще Платоном), но одновременно и  достойного гражданина-патриота. В  их сочинениях звучит озабоченность  состоянием нравственных устоев, как  власти, так и народа, но причины  пороков они видят в самих  людях, в их моральных принципах  и человеческих качествах. Они были уверены, что человек может стать  лучше, способен изменить себя и тем  самым повлиять на общественную жизнь  в целом.

Многие  гуманисты уже при жизни поняли, что их благородные идеи не осуществляются, и это порождает их разочарование  и уход в более глубинную область - в осмысление жизни человека как  самодостаточной ценности. Особенно выделяются среди них Джакомо  Манетти (1396-1457 гг.) и Лоренцо Валла (1405-1457 гг.).

Говоря  о благах тела человека, Валла называет самым главным из них здоровье, далее - красоту, затем силы и, наконец, все остальное. В его трактате подробно рассматриваются все виды наслаждений, и этим он обращает наше внимание на нашу телесную природу, которая, как правило, в силу тех или  иных причин, оттесняется в нашем  сознании на дальний план и напоминает о себе лишь тогда, когда тело обретает болезнь, или мы испытываем разочарование  в прежних ценностях и стараемся  найти себя. «Чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, причем чувственной красоты», - это, несомненно, новизна, которую принесла эпоха Возрождения. Но это и обращение человека к самому себе, к своим природным началам; это освобождение его духа, и вместе с тем его самообретение.

 

 

 

 

 

4. Механическая картина мира

 

Возрождение ознаменовалось также появлением новых, подлинно научных идей в области  физики и космологии, и первым именем следует назвать Николая Коперника (1473-1543 гг.). Великий ученый, экономист, врач и государственный деятель, Коперник был каноником Фромборкского  капитула, организатором вооруженной  борьбы против тевтонского ордена. Он родился в г. Торунь (Польша), получил  блестящее и разностороннее образование  в Кракове и в Италии. В 1543 г., т.е. в год его смерти автора, увидел свет его труд «Об обращении небесных сфер». Этот труд прославил имя Коперника на все времена, ибо в нем он бросил вызов представителям о геоцентрической картине мира, существовавшим более тысячи лет. В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля - Птолемея.

Информация о работе Основные черты философии эпохи Возрождения