Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:58, контрольная работа
Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.
Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми
Введение………………………………………………………………3
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………..4
2. Основные идеи философии Возрождения…………………….….6
3. Итальянский гуманизм………………………………………….…8
4. Механическая картина мира………………………………….…..11
Заключение……………………………………………………….…..14
Список использованной литературы……………………………….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Филиал в г.Березники
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Основные черты философии эпохи Возрождения»
Выполнил:
Студент группы БЮЗ-12
Копытова М.А
Проверил:
доцент
Захаров Р.Ю
Березники
2013
Введение…………………………………………………………
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………..4
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….15
Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды - словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.
Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.
Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.
Поскольку в центре культуры Возрождения стоял человек, она по праву считалась антропоцентричной. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.
Цель данной работы – рассмотреть основные черты философии эпохи Возрождения.
Задачи: выявить основные идеи, рассмотреть итальянский гуманизм и механическую картину мира.
1. Особенности философии эпохи Возрождения
"Величайшим
прогрессивным переворотом"
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики .
Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI – начала XVII в.), противостоит всей системе схоластического знания. Она строится на иных основаниях, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, пришедшей в состояние глубокого упадка и закостенения в XV – XVI столетиях. Безусловно, это не означает полного разрыва со всем многообразным наследием средневековой мысли .
Философская
мысль Возрождения создает
Высшим
результатом философской
Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века — Бог, те в эпоху Возрождения — человек.
Возникают
и новые философские
В
пантеизме Бог и мир
Это позволило человеку, как никогда почувствовать силу и власть лад всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпоху античности.
Инженер
и художник — это уже не просто
«техник» и «искусник», каким он
был для античности и средних
веков, теперь он действительный творец.
В творениях Бога, то есть природных
вещах, он стремится увидеть закон
их построения, выразить его в научных
знаниях. Так, Николай Коперник разрушил
важнейший принцип
Таким
образом, зародившись 2500 лет тому назад,
философская мысль постоянно
развивается и
Знаменательным событием XIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает «гуманитарные знания» (лат. humanus - человечный). Отсюда происходит понятие «гуманизм», которое охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов мы встречаем многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов; к поэтам Вергилию, Овидию, Апулею, но и к религиозным идеям Августина Аврелия, Фомы Аквинского и др.
Существенной
чертой studia humanitftis является возрождение
античного диалога как
Есть различие между диспутами схоластов и диалогами гуманистов. У первых это чисто школьная процедура, имеющая формальное значение; у вторых - это беседа в дружеском кругу, на лоне природы, и цель ее - в самом процессе общения, где происходит человеческое самоутверждение, а не доказательство уже известных истин.
Диалогичность становится принципом культуры ХV в. Она включает столкновения разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, но в целом все они составляют единый ум, единую истину и общую культуру. Насладиться спором, прожить в нем, найдя истину, - вот эстетический идеал гуманизма.
В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть - правитель - гражданин - человек) и в силу этого условно может быть названо гражданским; другое берет за основу человека как ценность самому по себе и поэтому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму. Большинство гуманистов, так или иначе, были связаны с Флоренцией, с городом-коммуной, где правили жестокие правители. Их образ мысли и действия были предметом внимания всех горожан, это затрагивало их интересы. Поэтому работы и высказывания гуманистов получили широкий общественный резонанс. Гуманисты искали идеал справедливости и мудрого правителя (такая идея, как известно, была высказана еще Платоном), но одновременно и достойного гражданина-патриота. В их сочинениях звучит озабоченность состоянием нравственных устоев, как власти, так и народа, но причины пороков они видят в самих людях, в их моральных принципах и человеческих качествах. Они были уверены, что человек может стать лучше, способен изменить себя и тем самым повлиять на общественную жизнь в целом.
Многие
гуманисты уже при жизни
Говоря
о благах тела человека, Валла называет
самым главным из них здоровье,
далее - красоту, затем силы и, наконец,
все остальное. В его трактате
подробно рассматриваются все виды
наслаждений, и этим он обращает наше
внимание на нашу телесную природу, которая,
как правило, в силу тех или
иных причин, оттесняется в нашем
сознании на дальний план и напоминает
о себе лишь тогда, когда тело обретает
болезнь, или мы испытываем разочарование
в прежних ценностях и
Возрождение
ознаменовалось также появлением новых,
подлинно научных идей в области
физики и космологии, и первым именем
следует назвать Николая
Информация о работе Основные черты философии эпохи Возрождения