Основные черты философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.
Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………..4
2. Основные идеи философии Возрождения…………………….….6
3. Итальянский гуманизм………………………………………….…8
4. Механическая картина мира………………………………….…..11
Заключение……………………………………………………….…..14
Список использованной литературы……………………………….15

Файлы: 1 файл

готово философия.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

Коперник  доказал, что Земля не есть неподвижный  центр видимого мира, она вращается  вокруг своей оси. Этим он объяснил смену дня и ночи, а также  видимое вращение звездного неба. Кроме того, он доказал, что Земля  находится в движении, она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Отсюда объяснилось видимое  перемещение Солнца относительно звезд, а также петлеобразное движение планет; петли получаются потому, что  мы наблюдаем планеты не из центра, а со стороны.

Коперник  первым установил, что Луна является спутником Земли и обращается вокруг нее.

Опровергая  Птолемея, он утверждал, что Земля, облака и птицы, и все другое - суть единая система, движение которой имеет  двоякий смысл: оно абсолютно, поскольку  в нем одновременно участвуют  все; но оно относительно, если его  рассматривать, выбрав точку обзора вне системы. Позже идеи об относительности  движения развил Галилей и Ньютон, они использовали такое понятие  как «инерция».

Открытия  Коперника заложили хорошую основу для последующих исследований космоса с позиций науки. Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) - великий немецкий астроном, математик, физик и философ - развил далее эти идеи и открыл законы движения планет.

Во-первых, он доказал, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, а по эллиптическим. Во-вторых, он пришел к выводу о том, что планеты  совершают движение вокруг Солнца неравномерно - их скорость в различных промежутках  при этом фиксируется математически. В-третьих, Кеплер установил математически  устойчивую зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и  их расстоянием от него. Таким образом, впервые была осуществлена формулировка математически безупречных законов, управляющих движением небесных тел. Это позволило - и Кеплер сделал это - составил специальные таблицы  для предвычисления движения планет. В итоге стало возможным говорить о научной астрономии, очищенной  от религиозных предрассудков и  мифов.

Но  в наибольшей степени дело Коперника  развивал великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642 г.). Он разработал принципы механики, ее важнейший раздел - динамику (трактат «О движении»). Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятия скорости и движения, исследовал закон инерции. Особую важность представляет высказанная им идея относительности движения. Кроме того, Галилей сконструировал подзорную трубу для наблюдения за небом. Он открыл факт присутствия звезд в Млечном пути, обнаружил спутники Юпитера; на Луне им были открыты кратеры и горные хребты, а также пятна на Солнце; обнаружены фазы Венеры, световые явления вокруг Сатурна (позже названные кольцами). Спутники Юпитера и фазы Венеры он объяснил как доказательство истинности копернианской теории.

Таким образом, идеи Коперника были подкреплены  научными фактами. Многочисленные и  неожиданные итоги исследований, как самого движения, так и космоса давали толчок к дальнейшему движению природы, стимулировали пытливую мысль в направлении, удаленном от традиционного пути, указанного церковью.

Инквизиция  преследовала Галилея за его убеждения  и пыталась заставить его отречься от них. Галилей выбрал путь компромисса. Формально он подчинился требованиям, но фактически оставался верным себе. Таким образом, он сохранил себя для  науки. ибо считал, видимо, что истина должна восторжествовать не путем принесения жертв, как это было с Дж.Бруно, а через убедительность ее аргументов. Главным делом его жизни была наука, и он служил ей даже вопреки  обстоятельствам.

И Кеплер, и Галилей заложили научные  основы механической картины мира, а довершил ее создание великий английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727 гг.).

Система Ньютона оказывала влияние на стиль научного мышления и, более  того, на характер мышления людей в  целом. Ньютон провозгласил однозначность  и единственность всех концепций, входящих в картину мира, а его математическое обобщение физических знаний прокладывало дорогу новому физическому представлению. Это касается понятия производной, дифференциала и интеграла - основы анализа бесконечно малых.

Механическая  картина мира была первой в обозримой  истории человечества научной картиной, свободной от мифических наслоений  и поддающейся строгому описанию. Она давала человеку веру в силу его разума и тем самым определяла развитие его самосознания в направлении  обретения им чувства независимости  от природной стихии; служила духовной эмансипации личности и подготавливала приход атеистического сознания. В  области философии, этики, педагогики и в других областях гуманитарного  знания она породила «эпоху разума». Многие ее положения легли в основу технической науки, т.е. стали теоретическим  фундаментом техники и технологии «эпохи машин» (XVIII-XIX вв.), они остаются таковыми и в настоящее время.

Заключение

 

В литературе принято освещать эпоху  Возрождения в восторженных тонах, что вполне объяснимо. Она была предвестником  другой эпохи - эпохи разума (XVIII в.), породившей в свою очередь век  бурного развития науки и техники - наш ХХ в. Нельзя, однако, не видеть и негативных последствий - это касается, прежде всего, постепенного ухода из нашей жизни гуманизма, пример тому - две мировые войны, множество  локальных войн и других событий, которые стимулировали и сопровождались злобой и жестокостью.

Сама  же эпоха Возрождения вскоре уступила свои позиции вполне закономерно. Реформация и контрреформация, крестьянские и  религиозные войны XV-ХVI вв. имели  уже другую направленность, и мышление развивалось по иному пути. В немалой  степени этому способствовала и  наука о природе; труды Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и др. меняли взгляды человека и ставили его  один на один перед бесконечным космосом. Даже в литературе (у Шекспира, Рабле  и иных авторов) появились освобожденные  от высокой морали герои, чьи действия сопровождались неслыханными до сих пор натуралистическими подробностями, шокирующими сценами жестокости и насилия. Живопись - святая святых Возрождения - и та изменилась под влиянием времени; ее принципы эволюционировали в сторону маньеризма. Идеалы республиканского правления были поколеблены образовавшимися абсолютными монархиями.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. – СПб.: изд-во «Лань», 2004.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарик, 2004.
  3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982.
  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
  5. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 320с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные черты философии эпохи Возрождения