Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:37, контрольная работа
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Введение 3
Ранние сочинения и развитие философских идей 4
Критика морали. 7
Гипотеза о воле к власти. 9
Воля к власти как познание. Учение об истине. 10
Воля к власти в природе и человеке. 11
Теория вечного возвращения. 11
Концепция Сверхчеловека. 12
Атеизм и критика христианства. 13
Заключение. 14
Список литературы: 16
“Этой книгой я открываю кампанию
против морали”.
Писал Ницше
в “Ecce Homo” о “Рассвете”, но ее тон совсем
не агрессивен, как предполагает название:
на самом деле нигде более не обнаруживается
такого покоя и ясного взгляда, такой свободы
от словесных ухищрений и чрезмерностей.
Если в первый период
творчества проблема культурных ценностей
интересовала Ницше главным образом с
эстетической точки зрения, то во второй
период основное свое внимание он сосредоточивает
на анализе этических норм и оценок, их
сущности и происхождении. Особенно его
занимала мысль о том, что мораль развилась
из жажды власти и страха неподчинения,
и работа “Рассвет” посвящена, в основном,
исследованию морали с этих позиций.
Первая трудность “проблемы морали”, с которой столкнулся Ницше, состояла в том, что до тех пор ее вообще не считали проблемой. В предисловии ко второму изданию “Рассвета”, он объясняет неудачи всех предшествующих философов именно этой причиной: «Почему, начиная с Платона и далее, каждый архитектор философии в Европе строил напрасно? Правильный ответ, вероятно, в том, что все философы строили под дезориентирующим влиянием морали... что они явно стремились к определенности, ”истине” на самом же деле – к величественным моральным построениям - традиции, кодексу», иначе говоря, Ницше считал, что вести себя морально означает подчиняться определенной морали – это обычай. “Быть моральным, нравственным, этичным – значит повиноваться издревле установленному закону или обычаю. При этом безразлично, подчиняются ли ему насильно или охотно: достаточно того, что подчиняются”.
То есть мораль - высший авторитет, которому повинуются не оттого, что он велит нам что-либо полезное, а оттого, что он вообще велит.
В одном из афоризмов Ницше дает определение
“аморального” человека. Говоря об “основном
законе”, а именно: ”мораль есть не что иное, как подчинение
обычаю”, - он продолжает: “Свободный человек аморален, потому
что он во всем настроен полагаться на
себя, а не на традицию: в каждом примитивном
государстве человечества “зло” означало
то же, что и “индивидуум” – “свободный”,
”спорный”, ”непредсказуемый”, ”непривычный”,
”непрогнозируемый”...”.
Поскольку, по Ницше, вся мораль имеет только относительную ценность, различия между добром и злом тоже условны, а не абсолютны: не существует гарантий в признании злых действий, как таковых, - напротив, они также ценны, как и добрые действия, поскольку последние являются следствием первых.
Ницше аргументирует данную точку
зрения тем, что “самые сильные и самые
злые души” до сих пор продвигали человечество
более всего: они вновь и вновь пробуждали
чувство сравнения, противоречия, восторга
к риску, к новому, к неизведанному. Именно
подобные люди выдвигали идеал против
идеала, мнение против мнения, именно они
производили “насилие” над прежними
религиями и моралью. Отсюда и возникает
суждение о том, что новое – зло, все старое
– добро и благо. Даже, несмотря на то,
что прогресс, в моральной сфере, означает
изменения, отчеканенные людьми, которые
поначалу воспринимались как зло и “плохие
люди”, но позже объявлялись добрыми и
“хорошими”, у людей все равно остается
страх перед переменами, перед всем новым
и неизведанным (тут будет уместно
вспомнить древнекитайское проклятие:
"Чтоб тебе жить в век перемен!").
Также Ницше установил возможность того, что мораль можно оценивать согласно ее способности стимулировать чувство возрастающей и более организованной власти. Та мораль, которая возводила права бесправных в ранг достоинств и добродетелей, вредна, поскольку противоречила требованиям власти, а, следовательно, самой жизни (жизнь – это воля к власти).
К числу расслабляющих
Теперь Ницше обрел авторитет,
Также, в книге "По ту
сторону добра и зла", Ницше
выдвигает учение о двух
Иначе обстоит дело с рабской
моралью. Ницше задается
Вот где, говорит Ницше, источник
возникновения знаменитых антиподов “добрый”
и “злой” – в категорию злого зачисляется
все “мощное и опасное, грозное, наделенное
утонченностью и силой то, что невозможно
презирать”. Итак, в истории морали,
согласно Ницше, борются друг с другом
две основные этические позиции. С точки
зрения высшего типа людей, они могут сосуществовать.
Это возможно, если "толпа", не способная
ни к чему возвышенному, будет практиковать
"рабскую мораль" исключительно в
своей среде. Но она, подчеркивает Ницше,
никогда не ограничится этим. Более того,
по крайней мере, в истории Запада, у "рабской
морали" были и остаются все шансы на
успех. Об этом, например, свидетельствует
распространение христианства (об этом
уже говорилось выше). То же воплощение
рабской морали видит Ницше в демократическом
и социалистическом движениях, считая
их производной формой от христианской
идеологии.
Ницше полагает, что идеал всеобщей, единой и абсолютной морали должен быть отброшен, так как он ведет жизнь к упадку, а человечество - к вырождению. Его место должна занять градация рангов, степеней различных типов морали. Пусть "стадо" остается приверженным своей системе ценностей, при условии, что оно лишено права навязывать ее людям "высшего типа". Он не имеет в виду, как это иногда утверждают, полное безразличие к природе ценностей и упразднение всяких нравственных критериев. Подобное было бы самоубийственным для обычного человека. Только те, кто принадлежит к высшему типу, могут без ущерба для себя стать "по ту сторону" навязываемых обществом пониманий добра и зла, ибо эти индивиды сами являются носителями нравственного закона и не нуждаются ни в чьем попечительстве. Это единственный путь к более высокому уровню человеческого существования, к сверхчеловеку.
Когда Ницше
пишет, что "жизнь - это воля к власти”, то
складывается впечатление, что он просто
заменяет Шопенгауэровское понятие "воля
к жизни" понятием "воля к власти".
Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит
на мир как на проявление некоего изначального
единства, трансцендентного этому миру.
Понятие воли к власти оказывается у немецкого
философа универсальным объяснительным
принципом, с помощью которого он характеризует
процесс непрерывного становления. Это
психологическая потребность, которую
человек стремится удовлетворить косвенными
путями, если прямое удовлетворение претит
им. Гипотезу о воли к власти нужно рассматривать
скорее как определенную интерпретацию
реальности, угол зрения и способ описания. Ницше,
разумеется, опирался на Шопенгауэра,
однако эта идейная преемственность не
носит прямого и непосредственного характера.
В своей концепции мира как воли к власти
он идет не от общего к частному, а в обратном
направлении: применив сначала это понятие
к объяснению психических процессов, он
затем распространяет его и на всю органическую
природу. Он пишет: "Прежде всего, нечто живое хочет проявлять
свою силу - сама жизнь есть воля к власти:
самосохранение есть только одно из косвенных
и многочисленных следствий этого".
В дальнейшем Ницше применяет данное понятие и к миру в целом: "Допустим, наконец, что удалось бы объяснить совокупную жизнь наших инстинктов как оформление и разветвление одной основной формы воли - именно воли к власти, как гласит мое положение; допустим, что явилась бы возможность отнести все органические функции к этой воле к власти... тогда мы приобрели бы себе этим право определить всю действующую силу единственно как волю к власти. Мир, рассматриваемый изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от его "интеллигибельного характера", был бы "волей к власти", и ничем, кроме этого". Вообще, если переводить с оригинального текста, то тогда то, что мы, переводя на русский, называем “Воля к власти”, на самом деле теряет смысловой оттенок “мощь”, т.е. правильнее все-таки будет говорить “Воля к мощи”.
"Познание работает
как орудие власти. Поэтому совершенно
ясно, что оно растет соответственно росту
власти" - пишет в указанной выше
связи Ницше.
Стремление к расширению области познания
и само желание знать зависят от воли к
власти, т.е. от способности той или иной
разновидности жизни контролировать и
подчинять себе определенную часть реальности.
Цель познания, по Ницше, состоит не в стремлении постичь абсолютную истину из любви к ней, а в том, чтобы распространить свою власть до максимально возможных пределов.
С помощью концептуализации
опыта, мы, согласно Ницше, решаем,
прежде всего, практические
Однако ни
о какой объективности истины, согласно
Ницше, речи быть не может. Это "выдумка"
учёных и философов. Вместе с тем, они по-своему
правы, настаивая на том, что некоторые
положения, идеи и концепции должны иметь
преимущество перед другими. "Истина есть тот род заблуждения,
без которого некоторый определенный
род живых существ не мог бы жить. Ценность
для жизни является последним основанием".
Все истины, как считает Ницше,
будучи по своей сути фикциями,
вместе с тем являются