Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:37, контрольная работа
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Введение 3
Ранние сочинения и развитие философских идей 4
Критика морали. 7
Гипотеза о воле к власти. 9
Воля к власти как познание. Учение об истине. 10
Воля к власти в природе и человеке. 11
Теория вечного возвращения. 11
Концепция Сверхчеловека. 12
Атеизм и критика христианства. 13
Заключение. 14
Список литературы: 16
Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению желаемого практического результата. Однако в целом, позицию Ницше по вопросу об истине правильнее всего, на мой взгляд, назвать относительной.
Если допустить,
что воля к власти есть основное побуждение
всей жизни, то возникает вопрос: какова
природа воли, как таковой? Налицо видимость
существования двух действующих сил: воли
и той воли, которая стремится к власти;
понятие воли все еще существует в качестве
субстрата. Как душа при ближайшем рассмотрении
оказывается словом, обозначающим сложную
систему отношений, и поэтому не может
существовать, так и воля не имеет дискретного
существования: нет исходящей из тела
силы, которую можно назвать “волей”.
“Воление” есть продукт сложных отношений;
и чувство воления приходит, когда чувство
господства превосходит все прочие чувства.
То, что мы понимаем как “волю”, есть акт
господства: нет субстрата “воли в себе”
проявляющейся в форме господства. В “Генеалогии
морали” Ницше дает разъяснение, что именно
он имеет в виду, отрицая существование
воли как самостоятельной ценности: “Требовать от силы, чтобы она не выражала
себя как сила... столь же абсурдно, как
требовать от слабости, чтобы она проявляла
себя, как сила... Расхожая мораль отмежевает
силу от выражения силы, как если бы вне
сильного человека существовал нейтральный
субстрат... Но такого субстрата нет; нет”
бытия” вне действия, работы, становления:
“деятель” просто придан деянию, деяние
– это все”. Нет “бытия” вне “действия”,
нет “воли вне “воления”: оба выражения
суть абстракции, лингвистические препятствия
к пониманию сложных явлений. Ницше считает,
лишенной каких бы то ни было оснований
также и психологическую теорию, построенную
на принципе гедонизма и видящую основные
мотивы человеческого поведения в том,
чтобы получать удовольствие и избегать
страдания. С его точки зрения, удовольствие
и неудовольствие - явления, сопутствующие
увеличению или уменьшению власти. На
неудовольствие нельзя смотреть как на
абсолютное зло, ибо оно может послужить
и часто служит источником достижения
более сильных форм удовольствия, побуждая
волю стремиться вперед и одерживать победу
над тем, что стоит у него на пути.
Ницше пришел
к теории вечного возвращения вследствие
двух потребностей: необходимость дать
объяснение миру и необходимость принять
его.
Мысль об этой теории настолько
глубоко захватила его, что он создал величественную
дифирамбическую поэму “Так говорил Заратустра”.
Он писал ее в феврале и в конце июня - начале
июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в
Сильсе. Это было новое и захватывающее
произведение; основная часть произведения
должна была дать идею “Вечного возврата”
(она вводится в третьей части “Заратустры”).
В уста своего известного
персонажа Заратустры, Ницше вкладывает
эту и другую главную идею
произведения (концепцию Сверхчеловека).
Предыстория данной теории
такова. Некогда Евгений Дюринг (немецкий
философ и экономист) высказал
мысль о том, что вся
Так или иначе,
идея вечного возвращения впервые была
сформулирована в афоризме 341 "Веселой
науки", где рассказывалось, как некий
демон является мыслителю в его уединение
и предлагает прочувствовать мысль, что
вся жизнь последнего до мельчайших подробностей
будет повторяться бесчисленное число
раз. Ницше спрашивает, как же поступит
мыслитель: будет ли он шокирован этой
идеей и проклянет вестника, или он с благоговением
воспримет сообщение и внутренне преобразится.
Ответ на это искушение пока что остается
открытым...
Книга “Так
говорил Заратустра” содержит необычайно
большое число полускрытых, ядовитых пародий
на Библию, а также лукавые выпады в адрес
Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера
и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов
Ницше дает пародии с одной единственной
целью: показать, что человек - это еще
бесформенная масса, материал, требующий
талантливого ваятеля для своего облагораживания.
Только так человечество превзойдет самого
себя и перейдет в иное, высшее качество
- появится Сверхчеловек. Ницше закончил
первую часть “Заратустры” словами: “Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы
здравствовал сверхчеловек”.
Сверхчеловек Ницше - результат
культурно-духовного совершенствования
человека, тип, настолько превосходящий
современного человека по своим интеллектуально-моральным
качествам, что он образует как бы новый
и особый биологический тип. Аргументы
Сверхчеловека сводятся к осознанию необходимости
того, чтобы человек возносился над прежним
уровнем не ради произвола и господства
над другими, а ради нового бытия, к которому
нынешний человек по сути своей еще просто
не готов.
Ницше мыслил
появление Сверхчеловека как
долгий процесс величайших
Ницше хочет
в своей книге показать
Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему. Устами Заратустры Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою. Прежде всего, Ницше считает, что "человек есть нечто, что должно преодолеть". Но это не произойдет автоматически, так сказать, в ходе естественного отбора. К этому необходимо волевое усилие и чувство направления. Однако, по Ницше, движение к Сверхчеловеку - это не конкретная естественноисторическая перспектива, а явление высшего культурного порядка: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка".
Подобные предупреждения философ делает с фанатичной настойчивостью. Сверхчеловек не сможет появиться до тех пор, пока высшие индивиды не осмелятся на переоценку всех ценностей, не разобьют старые скрижали, особенно идеалы христианства, и не создадут новых ценностей не из страха перед опасностью, а от преизбытка своей жизненной силы. Несмотря на крайнюю расплывчатость указанного образа-понятия, сверхчеловек олицетворяет для Ницше высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления. Независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции.
В конце 1888 г. Ницше
охватила мучительная тревога. С одной
стороны, у него все яснее начинали проступать
черты мегаломании: он чувствовал, что
близится его звездный час. В письме к
Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше писал: “Я достаточно силен для того, чтобы
расколоть историю человечества на два
куска”. С другой - у него возрастали
сомнения и смутные опасения, что мир никогда
не признает его гениальных пророчеств
и не поймет его мыслей.
В лихорадочной спешке Ницше написал одновременно два произведения - “Сумерки идолов” и “Антихрист”. Первые же свои серьезные претензии к христианству философ сформулировал в главе “Религиозная жизнь” книги “Человеческое, слишком человеческое”. Научные и особенно психологические знания, говорит он, теперь запрещают нам верить в христианские догматы: “…при нынешнем состоянии знания уже более невозможно иметь что-то общее с ним (христианством), не замарав безнадежно свое интеллектуальное сознание...” Вера в христианского бога – “...лживое утверждение жрецов, что существует бог, которому угодно, чтобы мы делали добро; который является надзирателем и свидетелем всякого действия, всякого момента, всякой мысли; который любит нас...”, В божественность Христа –“...еврея, распятого две тысячи лет назад, который сказал, что он Сын Божий. Доказательства для подобного утверждения не существует”.
Христианская религия –“...бог, который производит на свет детей от смертной женщины; мудрец, который призывает не работать больше, но внимать знамениям грядущего конца света; справедливость, которая принимает в искупительную жертву невинного человека; некто велящий своим ученикам пить свою кровь; молитвы о свершении чуда; грехи, содеянные против бога и богом отпущенные; страх перед потусторонним, вратами которого является смерть; образ креста как символ в эпоху, которая уже, не ведает назначения и позора креста...”. Для мыслящего человека это уже не представляется возможным. По Ницше, влияние христианства оказалось также психологически вредным. Именно христианство привнесло в мир понятие греха.
Далее критика продолжается
в “Рассвете”, где святой Павел
назван “первым христианином, изобретателем
христианства”, а христианская церковь
– “энциклопедией доисторических культов”. Ницше считал, что нынешнее христианство
– это порождение мысли апостола Павла. “Бог, каким его сотворил Павел, есть
отрицание бога”. По словам философа,
Павел был заинтересован в жреческой власти,
поэтому извратил всю идею христианства “…в лице Павла вновь рвался к власти
жрец,- ему нужны были понятия, догматы,
символы, с помощью которых можно было
тиранить массы, сгонять людей в стада.
Что впоследствии позаимствовал в христианстве
Мухаммед? Одно - выдумку Павла, его средство
утверждения жреческой тирании: веру в
бессмертие, то есть учение о "суде"...”.
В основе враждебности Ницше
к христианству, таким образом, лежит мнение,
что эта религия безрассудна: что просвещенный
и разумный человек не должен верить в
нее. Но критика христианства с этих позиций,
в принципе, могла бы быть заявлена любым
философом; но при этом существует единое
мнение о какой-то особой, ницшеанской,
специфике этого неприятия. Эта специфика
состоит в том, что корнями уходит в собственную
философию Ницше и направлена (особенно
в “Антихристе”), в первую очередь, против
учения самого Иисуса Христа. Таким образом,
критика христианства у Ницше имеет две
стороны.
Во-первых, это, собственно, критика учения Иисуса Христа. Сердцевина доктрины Христа, утверждает Ницше, состоит в оправдании тотального пацифизма, и эта доктрина должна быть выражением определенного состояния бытия: неоправданно преувеличенной чувствительности к страданиям. Если бы подобное состояние было присуще в целом человеку, какие бы ценности ни производило человечество, - то тогда и “человечество”, как таковое, никогда не возникло бы, поскольку эволюция высших качеств выковывалась в конфликтах, как между индивидуумами, так и внутри индивидуумов, в недрах “души”. То есть, если все без исключения будут следовать доктринам Христа, то скоро наступит закат человечества.