Основные идеи и течения в философии русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Файлы: 1 файл

Русский космизм.docx

— 29.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование  “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Само  зарождение русского космизма обусловлено  в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой  в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Еще несколько  лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки  как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм  окреп в своих правах, обрел  законное место в отечественном  культурном наследии. Однако объем  и содержание этого понятия и  стоящего за ним течения философии  остаются весьма расплывчатыми. Под  космизмом часто понимают целый  поток русской, а то и мировой  культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и  космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.

 

1. Основные идеи и  течения в философии русского космизма

 

1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

 

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву  относят к традиции русского космизма.

Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их пронизанность  друг другом", взаимосвязанность. Подобно  древнегреческой философии он соотносит  мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации.

И мир  и человек одинаково сложны и  внутренне бесконечны, поэтому они  могут рассматриваться как части  друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. Мир есть раскрытие Человека, проекция его . В этом заключается космически-антропологический  дуализм Флоренского.

Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается . "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое  происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет  конфликт человека и мира, это и  есть "космическая сторона христианства.

У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего  значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

 

1.2. Космизм В.С.Соловьёва

 

Действительность  окружающего нас мира является подлинной  загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению  условного из безусловного, случайной  реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между  божественным и природным миром  есть человек. Человек совмещает  в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной  великой противоположности между  безусловным и условным, между  абсолютной и вечной сущностью и  преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Следовательно, для  человека необходимо найти место  и значение в общей связи истинно  сущего.

. "В  человеке мировая душа впервые  соединяется с божественным логосом  в сознании как чистой форме  всеединства. В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной".

Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:

Идея  всеединства, вечного органически  целостного истинносущего мира, которая  имеет религиозный характер (вне  божественного начала бытие - это  хаос).

Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником  между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

В космосе  Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные  смыслы (целесообразности), которые  определяют существо всех фаз и узловых  моментов его эволюции и бытия.

Проблема  полноты познания вообще не может  быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое  мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое  начало, подчиняя и преобразуя её в  свете религиозного опыта и мистического созерцания.

 

1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

 

Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному  человеческому пониманию, оставаясь  предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед  бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Борьба с разъединяющим пространством для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи  космоса и человека находит своё подтверждение в современных  научных подходах. В этой связи  можно привести в качестве примера  антропный принцип. Он состоит в  следующем: мир не был бы таким, каков  он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица  была бы другой или исчезла - не явились  бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда  мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать  этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с  изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя  себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать  природу (или мир), он приходит к неизбежному  дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее  вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в  природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению  природы, которая как бумеранг (в  виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

Космос  Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня  это беспорядок и хаос, мир неразумия, странный извращённый порядок, который  лучше бы, кажется, назвать беспорядком. Такое состояние есть следствие  падения человека, так как изначальный  мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим  всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения  предков и космоса художественного  преображения. "Регуляция природы" - это христианство, обращённое в  действие воскрешения.

 

1.4. Антропокосмизм Н.Г. Холодного

 

В своей  основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944г.) Н.Г.Холодный развивает свою философию  антропокосмизма и теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах  эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы. В своей книге  Холодный анализирует взаимоотношения  человека и природы, показывает процесс  создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую  он называет антропосферой. Антропосфера, являясь частью биосферы, создана  человеком, его трудом. "Человек, несмотря на существенные особенности  созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим  в нём законам. Человек находится  не над природой, а внутри природы" . Основным отличием приспособляемости  организма к среде человека от животных, по мнению Холодного, является то, что пассивное приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды, характерно для животных, заменяется активностью человека, стремящегося изменить окружающую среду в соответствии со своими целями.Труд остаётся основным условием роста умственных способностей человека. Для Холодного несомненна связь между интеллектуальными  способностями человека и его  космическим окружением, которая является результатом эволюции и естественного отбора. Науку Холодный определяет как знание упорядоченное, приведённое в систему, организованное и способное к дальнейшему развитию. Несмотря на автономность науки, она самым тесным образом связана с деятельностью и с производством. Закономерность в развитии науки Холодный видит в том, что наука подчиняется общим законам органической и социальной эволюции, т.е. в развитии науки решающую роль играют внутренние факторы (относящиеся к эволюции) и в последнюю очередь внешние относительно науки факторы (религия и философия). Независимость процессов эволюции Холодный связывает с тем, что каждая предыдущая стадия его определяет последующую, а посторонние факторы могут лишь ускорять или замедлять процесс развития, но не определять его. Антропокосмизм, по замыслу Холодного, влечёт за собой принципиальное изменение отношений человека к природе. Прежде всего он приводит к ощущению человеком своей органической, неразрывной и действенной связи со всем космосом. И космос оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь. Антропокосмизм предполагает кардинальное изменение места человека в космосе: человек становится (благодаря успехам науки и техники) космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает. Антропокосмизм является вариантом философии космизма, который подчёркивает своеобразное место человека в космосе, его неразрывную связь с космосом, взаимодействия и взаимовлияния, существующие между ними. Эволюционная теория познания Холодного обращается к развивающейся адаптации психо-физиологической организации человека к окружающей среде.

 

2. Современная цивилизация и русский космизм

 

Бурное  развитие технологии в наши дни привело  к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце  XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.

Идеи  взаимосвязи человека и космоса  особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них  “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал  он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский  не просто указывает на взаимосвязь  человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.

Эта идея - влияния как ближнего, так и  дальнего космоса на жизнь человека - достаточно подробно рассматривалась  А.Л.Чижевским, который полагал, что  наше научное мировоззрение ещё  далеко от исторического представления  о значении для органического  царства космических излучений. Тем не менее ряд достижений науки  XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины. Строение Земли, её физикохимия, биосфера являются проникновением строения и механики Вселенной”. Чижевский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что жизнь есть результат случайной игры только земных сил. Для него жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек не только земное существо, отмечал он, - но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями. В этом случае вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это конечно не означает, что состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или иных болезней, но активность Солнца способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению.

Информация о работе Основные идеи и течения в философии русского космизма