Основные идеи и течения в философии русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Файлы: 1 файл

Русский космизм.docx

— 29.05 Кб (Скачать файл)

В русском  космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой  для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности  этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения  человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех  проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере идея возможного экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо  звучала в работах космистов  и вовсе не случайно. Холодный указывал, что изменения, навязываемые человеком  природе, имеют свои границы, как  существо разумное, человек должен предвидеть результаты своей деятельности, за которую несёт ответственность . Интуитивное осознание русским  космизмом возможных глобальных противоречий между технократической деятельностью человека и гармонией  космоса приводило его к поискам  выхода из возможного будущего неблагоприятного состояния, в которое могло бы быть ввергнуто человечество.

Каждый  из космистов предлагал свой вариант  будущего развития человечества. Циолковский  рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию  и надобности. Вся земля сделается  обитаемой и приносящей великие  плоды. Будет полный простор для  развития как общественных, так и  индивидуальных свойств человека. Техника  будущего даст возможность изучить  все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет  отдавать небесным колониям свой избыток  людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную  Вселенную с бесконечным числом совершенных существ. Наиболее реалистичные сценарии рассматривались в концепции  Вернадского. Рассмотрение человека как  особой геологической силы, способной  радикально изменить мир, в котором  он живёт, приводили к выводу о  возможных негативных последствиях деятельности человека, что может  оцениваться как предвидение  вероятных глобальных экологических  кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы  человечества, связывая его будущее  с процессами перехода биосферы в  ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Интересные размышления были предложены в философии  “общего дела” Фёдорова, в которой  он предостерегал от возможных последствий  неразумного обращения с природой. “Человек сделал, по-видимому, всё зло, какое только мог относительно природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение  губительных орудий и вообще средств  для взаимного уничтожения)” . Все  беды нашей жизни, по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы. Общее дело выступает  как управление стихийными силами природы. В реализации этого проекта Фёдоров  в значительной степени полагался  на нравственную силу человека и силу его разума. “Космос нуждается  в разуме для того, чтобы стать  космосом, а не хаосом. Космос (каков  он есть, но не каковым должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила - разумом? Сила станет разумной, когда разум станет управлять ею. Стало быть все зависит от человека”. Т.е. общее дело являлось как путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе.

 

Заключение

 

В философии  космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек  рассматривался как неотъемлемая часть  меняющегося Космоса, зависящая  во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы. И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

 

Список использованной литературы

 

    1. История философии : учебник / под ред.  В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 730 с.
    2. Русская философия : словарь / под ред. М.А. Маслина. – М. : Республика, 2000. – 655с.
    3. Спиркин,  А.Г. Философия : учебник / А.Г. Спиркин М. : Гардарики, 2004. – 737 с.
    4. Табачкова, Е.В. Философы: краткий биографический словарь         / Е.В. Табачкова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 512 с.
    5. Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 584 с.
    6. Философия : учебник / под ред. О.А. Митрошенкова. – М. : Гардарики, 2007. – 655 с.

Информация о работе Основные идеи и течения в философии русского космизма