Основные этапы античной философии, ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это и Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии. М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. ("Философия", М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А.С. ("Античная философия", МГУ, 1985г.).

Содержание работы

Введение. Основные этапы античной философии, ее особенности 3
Гераклит – основоположник диалектики 9
Демокрит и его атомистическая теория 12
Платон – выдающийся объективный идеалист 15
Аристотель – ученый-энциклопедист 17
Эпикур. Певец «наслаждений» 19
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Учение о  природе

Натурфилософия Эпикура  опирается на основные принципы, которые из ложил еще Демокрит.

По Эпикуру, материя существует еечно, она не возникает из ничего и не исчезает: «ничто не происходит;из несуществующего…».37 Вселенная вечна, неизменна: «Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она измснястся». Вселенная состоит из тел и пустоты. Тела двигаются в пространстве. Все состоит из неделимых атомов. Вселенная безгранична «и по количеству тел и по величине пустоты (пустого пространства)»38.

Эпикур не только повторяет мысли Демокрита о мире, но и пытается развивать их. У Демокрита атомы различаются формой, порядком, положением, а Эпикур описывает их форму, величину и тяжесть (вес). У Эпикура атомы малы и незаметны, у Демокрита атомы могут быть «с целый мир». Все вещи состоят из атомов, представляя собой некоторую целостностъ, обладаюшую устойчивыми качествами и свойствами. Для Эпикура пространство является необходимым условием движения тел, а время - свойство тела для основания временности, преходящего характера отдельных тел и явлений. Атомы двигаются под действием тяжести сверху вниз, но иногда они отклокяются: тогда происходит столкновение атомов и образование новых тел.

Как известно, Демокрит был сторонником жесткого детерминизма. Что касается Эпикура, он допускает случайность, и это было шагом вперед по сравнекию с демокритовской философией.

В натурфилософии Эпикура просто нет места для «первого двигателя», для идей Платона о Боге как Творце природы. Признавая вечность материи, Эпикур утверждает материальное единство мира. У него, кроме материи, из которой все состоит, болыие ничего нет.

Космос состоит из материальыых частиц-атомов, двигающихся в пустом пространстве. Атомы бесчисленны по коллчеству. Движение атомов непрерывно. Они сталкиваются друт с другом, отталкиваются друг от друга. Начала этим двнжениям нет. «Одни далеко отходят друг от друга. Другие получают настоящий скачок, когда они приходят в столкновение: они или сами отклоняются или их накрывают, сплетаясь, другие. Это созидает сама природа пустоты, отделяя каждый атом: ведь она неспособна дать им опору. Также и присущая им плотность вызывает при столкновении отскок, поскольку столкновение допускает еще выход из сплетения».39 Когда атомы отклоняются, то это происходит не беспричинно. Случайность у Эпикура - результат внутренней причины, и он был одним из первых, кто поставил вопрос о взаимодействии необходимости и свободы, о необходимости и случайности. Афинский мудрец не был фаталистом, ему не нравилось демокритово объяснение причинно-следственных связей в мире. Эпикур считал, что уж лучше верить в богов и выпросить у них то, что хочешь, чем стоять перед необходимостъю естественников, которая приобретает роль рока.

В философии Эпикура  намечен путь к вероятностному пониманию закономерностей микромира. В его понимании в природе имеются не только жестко детерминированные связи, но и вероятностные, случайные, которые тоже являются проявлеииями необходимости, результатом причинно-следственных связей и отношений. Существует множество причин, по которым происходят те ,или иные небесные или природные явления. Отсюда и множественность объяснений природных явлсний.

Роль души

Процесс познания по Эпикуру  осуществляется с помошью ощущений: «все наши помышления возникают из ощущений в силу их совпадения, сораз-мерности, подобия или сопоставления, а разум лишь способствует этому»40.

Помогает познанию душа, которая понимается Эпикуром как «состоящее из тонких частиц тело, рассеянное па всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесъю теплоты».41 Если человек погибает, то душа с ее способностью чувствовать «рассеивается и уже не имеет тех же сил и не совершает движений, так что не обладает и чувством»42, Душа, с точки зрения Эпикура, не может быть бестелесной: «говорящие, что душа бестелесна, говорят вздор»43. Душа обеспечивает человека чувствами. Чувство есть не что иное как образ вещей, Эпикур считал, что в процессе ощущения «мы видим и мыслим очертания вешей потому, что к нам притекает нечто из мира внешнего».

Его теория отражения  представлена в наивно-материалистической форме, Получается, что от поверхности тел истекают мельчайшие образы, которые через воздух проникают .в наши органы чувств и вызывают в нас ощущения, образы реальных вещей. Истечения возникают в воздухе, они сохраняют отпечаток, оттиск с вещей. Эти истечения-образы по Эпикуру «имеют непревосходимую тонкость», «непревосходимую быстроту», «возникновение образов происходит с быстротою мысли, ибо течение [атомов] с поверхности тел непрерывно, но его нельзя заметить посредством [наблюдения], уменьшения [предмстов], вследствие противоположного восполнения телами того, что потеряно. Течение образов сохраняет [в плотном теле] положение и порядок атомов на долгое время, хотя оно [течение образов] иногда приходит в беспорядок. Кроме того, в воздухе внезапно возникают сложные образы...»44

Эпикур считает, что  познать объективную истину возможно, а наши заблуждения есть не что иное, как ложные прибавлеиия, сделанные разумом и ощущениями. Чтобы избавиться от заблуждений, следует стремиться к тому, чтобы наш разум нас не обманывал, а наши мысли совпадали с реальностью, для чего необходимо правильно устанааливать значение слов.

Как относитъся к злу

Эпикура можно  назвать родоначальником социальной психологии. Как, например, относиться к злу?

Философ считает, что человек печалится не потому, что событие является источником зла, а потому, что человек так думает. Природа не зла и не добра, это мы воспринимаем ее в том или ином качестве. Так мы воспринимаем и ход событий. У человека убит сын, он об этом не знает и ведет себя так, как если бы ничего не случилось.

Печаль возникает только тогда, когда человек составляет об этом мнение: «Отсюда можно с достоверностью установить по крайней мере следующее: обстоятельства, причиняющие нам горе, на самом деле для нас не зло, ибо эти обстоятельства находятся вне нас и сами по себе нас не затрагавают; лишь наше мнение превращает их в наше внутреннее зло; вот почему мы раньше сказали, что именно разум делает жизнь приятной и блаженной, потому что он искореняет те мнения, из-за которых наш дух охватывает смятение. Именно горе есть то, что приводит в смятение дух и изгоняет из него веселость и безмятежность».

Эпикур вырабатывает приемы социальной психотерапии. Если ход событий от нас не зависит, то следует ли нам расстраиваться, спрашивает мудрец из «Сада». Мудрец - это человек, который владеет мыслью. Так пусть он ее направляет на приятное, ведь все равно уже ничего не исправишь. Никто не вернет тебе убитого на войне сына, никто не вернет украденного у тебя имущества, никто не вернет тебе утраченного здоровья, да и кто виноват, что ты заболел? Эпикур подчеркивает очень важную для человека мысль: не растрачивай жизиь на страдания, регулируй свою печаль, регулируй мысли, переключай свое внимание на нужное, отвлекайся от «черных мыслей». Эпикур - наставкик не только своего поколения, но и всего человечества страдающего, переживающего.

О государстве

Эпикур представляет государство, общество как сумму индивидов, стремящихся к счастью и удовольствиям.

Как же в таком государстве-обществе можно установить справедливость, если каждый «тянет одеяло на себя»? Регулятором отношений для Эпикура являются совесть каждого и право, которое должно находиться в согласии с природой. Мудрецам достаточно совести, чтобы жить как надо, а для тех, кто не знает меры ни в деньгах, ни в почестях, ни в стремлении к власти, ни в сладострастии - для тех должен быть закон, общественный порядок, страх наказаний, тюрьма. Эпикур призывает своих соотсчественников следовать законам, не совершать преступлений, особенно преступленийпротив че-ловека, призывает поступать так, «как если бы кто-нибудь за тобой смотрел», то есть вырабатывать чувство ответственности. Сам Эпикур был примером ответственного человска, который жил по законам своей совести, являл собой пример благотворительности, сыновей любви и почтительности.

Умер он, окруженный своими учениками, на семьдесят втором году жизни. Известно, что перед смертью он велел положить себя в ванну с теплой водой - боли от каменной болезни не отпускали его ни на миг. Там он и скончался, что дало основание его противникам обвинить его в самоубийстве. И это обвинеиие в адрес выдающегося философа не было едииственным. История философии только разворачивалась, впереди были

бои с противниками эпикуровского  учения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В социальной философской проблематике античности преобладает этическая  тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня. Так, в одних только "Диалогах" Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

Подводя итог рассмотрению философии  древнего мира, следует сказать, что  она является "душей" его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока  несет в себе обращение к бытию  личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни  и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась  более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую  философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Асмус В.Ф.  История античной философии. М., 1965.
    2. Богомолов А.С.  Античная философия. МГУ, 1985.
    3. Вундт В.  Введение в философию. М., 1998.
    4. Гаранов П.С.  500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.
    5. Лосев А.Ф.  Античная философия истории. М., 1977.
    6. Лосев А.Ф.  Словарь античной философии. М., 1995.
    7. Лосев А.Ф.  Платон, Аристотель. М., 1993.
    8. Сергеев К.А., Слинин Я.А.  Природа и разум. Античная парадигма. Л., 1991.
    9. Смирнов И.Н., Титов В.Ф.  Философия. в 2х кн., кн. 1., М., 1996.
    10. Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней философии. М., 1981.
    11. Философский словарь. 1980.

1 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 123.

2 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 26.

3 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125.

4 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 82.

5 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 12-20.

6 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.

7 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.

8 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 85.

9 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 33.

10 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 228.

11 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985.

12

13

14 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 53.

15 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 233.

16 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 56.

17 Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. С. 26.

18 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 32.

19 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 63.

20 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 331.

21 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 180.

22 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 152.

23 Там же. С.154.

24 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 340.

25 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 159.

26 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 339-340.

27 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 22.

28 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 353.

29 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 177.

30 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 177.

31 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 43.

32 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 296.

33 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 199.

34 Сергеев К.А. Природа и разум. Л., 1991. С.49.

35 Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 224.

36 Богомолов А.С. Античная философия, с.246.

37 Антология мировой философии, т.1,М.,1969,с.346.

38 Антология мировой философии, с.348.

39 Диоген Лаэрцкий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979, Х,21.

40 Антология мировой философии, М.,1969, т.1, ч.1, с.351.

41 Антология мировой философии, с.351.

42 Антология мировой философии, с.352.

43 Антология мировой философии, с.352.

44 Антология мировой философии, с.349.




Информация о работе Основные этапы античной философии, ее особенности