Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:46, контрольная работа
Задачами моей контрольной работы являются:
Изучение развития русской философии и её исторических этапов.
Подробное рассмотрение и сопоставление философских концепций славянофилов и западников.
Формирование понимания идей выбранных философских течений и рассмотрение характерных высказываний их представителей.
Введение………………………………………..…………………………..….. 2
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика………………………………...………………………………. 3
2. Славянофилы и западники…………………………..…………………………8
3. Моё понимание характерных высказываний славянофилов и западников………………………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………..……...………… 15
Литература………………………….…………………………………………16
План:
Стр.
Введение………………………………………..……………
1. Основные этапы развития
русской философии и их общая
2. Славянофилы и западники…………………………..………………………
3. Моё понимание характерных
высказываний славянофилов и западников……………………………………………………
Заключение………………………………………………..
Литература………………………….………………………
Введение
Я выбрала тему своей контрольной работы «Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники» так как считаю её одной из самых интересных. Русская философия это уникальная система мировоззрений, не похожая на все другие. Даже не смотря на то, что русские философы учились у иностранных мыслителей, они предлагали миру совершенно новые идеи и рассматривали проблемы, которые возникали именно в России.
Также следует отметить, что проблемы, которые обсуждали мыслители и решения, которые они предлагали, были различны и зависели как от исторического периода, так и от политических настроений в обществе. В своей контрольной работе я подробно рассмотрю одни из самых значимых и яркий течений русской философии, идеи которых актуальны и до сих пор. Это противоположные «лагери» мыслителей - славянофилы и западники.
Основной целью, которую я перед собой ставлю при выполнении контрольной работы, является расширить свои знания о Родине, открыть новое для себя в культуре нашей страны и сформировать собственное мнение в отношении идей славянофилов и западников.
Задачами моей контрольной работы являются:
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика
Многие учёные считают, что пробуждение философских интересов на Руси появляется вместе с византийским христианством, пришедшим к нам в Х веке. После Крещения Руси языческие взгляды на бытие и окружающий мир принципиально изменяются: Бог как высшая сущность нематериален, божественный мир считается «высшей реальностью», вечное и идеальное становится первичным, а материальный мир – вторичным.
Считается, что «начало русской философии» связано с возникновением на Руси письменности и литературы, а одним из первых философов принято считать митрополита Иллариона Киевского. В его «Слове о законе и благодати» сопоставляются Ветхий и Новый Заветы, провозглашается принцип «закон для человека» и говорится о миссии Руси и ее месте в мире. В проповедях Иллариона присутствуют постулаты «единодержавства» и мотивы нравственности, которые находят свое продолжение у Владимира Мономаха. В его «Поучении» содержится и полемика с византийским аскетизмом, и почти языческий «дух свободы», и рассуждения о справедливости.
Философские мысли своих предшественников развивает Кирилл Туровский (XII век), продолжающий рассуждения об истине и нравственности. Он утверждает, что тело первично, а душа вторична, ибо Бог создал их в такой последовательности, и вводит понятие «стройный разум» — систему знаний о Боге и мире. Таким образом, в отличие от запада, тема христианства в философии Древней Руси развивается не в направлении доминирования духовной власти над светской, а в направлении усвоения государством христианских принципов.
История русской философии была бы неполной без упоминания о Славяно-греко-латинской Академии — первом учебном заведении, стандарт которого соответствовал европейским университетам. С одобрения царя Федора она была создана просветителем Симеоном Полоцким и его учеником Сильвестром Медведевым в 1687 году. В ней преподавали греки братья Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендациями Восточных Патриархов, чтобы обучалась молодежь всех сословий. Среди выпускников академии были: М.Ломоносов, заложивший основы русской материалистической традиции, поэт и мыслитель А.Кантемир, математик Л.Магницкий … Академия стала «кузницей кадров» не только для церкви, но и для «государевой службы».
В истории русской философии XVIII века можно выделить 2 этапа:
Представители эпохи реформ – Прокопович, Кантемир, Татищев уделяли внимание вопросам устройства монархии, нерушимости «государевой власти» и ее божественности, проблеме нравственных ценностей.
Прокопович, сподвижник Петра, отстаивал пользу наук, просвещения, обличал невежество и псевдоученость. Кантемир в своих сатирах высмеивал пороки общества и человека, он же ввел в русский язык многие философские термины. Основой мировоззрения Татищева стала идея естественного права, религии, морали, а цель, к которой, по его мнению, нужно стремиться –«равновесие душевных сил», достигаемое с помощью «полезной» науки.
В русскую философию XVIII века огромный вклад внес Ломоносов, сторонник механистического материализма, основатель русской материалистической традиции, выдвинувший теорию корпускул.
В этот же период русская философия обогащается трактатами «русского Сократа» — педагога и просветителя Сковороды, взгляды которого отличаются самобытностью и оригинальностью. В его учении присутствуют черты мистицизма и рационализма, а философские воззрения близки к пантеизму.
Под влиянием идей французского Просвещения начинается «золотой век» Екатерины II. Вдохновленный ими материалист и сторонник «естественного права» Радищев говорит об идеях «естественного» жизнеустройства, резко критикуя царящую в России несправедливость, которую видит в существовании крепостного права. Философов Просвещения, Радищев считает ошибочным противопоставление природы и человека. Его идеи оказывают значительное влияние на свободомыслящих дворян XIX века.
История русской философии с началом XIX века вступает в свой новый период. Появляются новые направления и школы, возрастает влияние профессиональной философской мысли. Создается первый философский кружок, получивший название «Общество любомудров», который организовывают молодые люди, служащие в архиве Коллегии иностранных дел. Среди них – Одоевский, Кошелев, Веневитинов. Кружковцы интересуются трудами немецких философов, на основе идей идеалистической диалектики пытаются создать собственное учение, разрабатывают новые литературные формы и интересуются политической жизнью страны. В конце 1825 года кружок прекращает свою деятельность.
В России поднимаются проблемы особенности ее исторического развития и национального самосознания. Впервые о них заговорил Петр Чаадаев, автор «Философических писем», в которых он обозначил идею российской самобытности, положив тем самым начало расколу в русской общественной мысли. В это время появляются западники и славянофилы, которые будут рассмотрены во второй части контрольной работы.
Одной из особенностей русской философии является ее связь с литературой — часто философские взгляды и идеи авторы излагают в своих произведениях. Однако именно во второй половине XIX века получают распространение философские романы— произведения, в сюжетах которых важная роль отводится философским концепциям. Своего рода программой для прогрессивно настроенной молодежи становится роман Чернышевского Н.Г. «Что делать?», рисующий образ «особенного человека» Рахметова и пронизанный надеждами на грядущую революцию. В тот же период выходит и другой роман – «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М. герой которого Раскольников, также считающий себя «особенным», терпит крах и разочаровывается в своих идеях, близких к идеям Ницше. Свои взгляды на общество, его ценности, человеческие устремления излагает и Толстой Л.Н. в знаменитом философском романе «Война и мир» ставшим событием в русской литературе.
Произведения Ницше в России долгое время находятся под цензурным запретом. Лишь в конце 1890-х в прессе появились статьи Н.К. Михайловского, знакомящие читателей с философом. Его самое известное произведение «Так говорил Заратустра», названное «новой библией», перекликается с романом Достоевского «Преступление и наказание». Их герои, по сути, двойники: оба противопоставляют себя толпе, оба считают, что человек – суть канат «между животным и сверхчеловеком», но финал исканий героев разный.
Взгляды Ницше оказывают влияние на философские и литературные течения ХХ века: на русских символистов (Брюсова, Блока, Белого), на философов «нового религиозного сознания», на мотивы культурно-религиозного ренессанса и даже на взгляды русских марксистов.
Разочарование в народничестве, осознание необходимости социально-политических перемен и влияние идей Маркса приводит к тому, что в конце XIX века в России зарождается марксизм – учение о классах и классовой борьбе. Оно провозглашает, что существование классов связано с развитием производства, классовая борьба заканчивается диктатурой пролетариата, а та, в свою очередь, приводит к бесклассовому обществу.
Самыми известными в истории русской философии марксистами стали: Плеханов, Троцкий, Богданов, Мартов, и конечно же Ленин.
История русской философии на рубеже XIX-ХХ веков одно из особых мест отводит философскому символизму, вобравшему в себя достижения культурной и философской деятельности русских мыслителей, поэтов, художников. Его основной идеей стал синтез искусства, литературы, философии. Идеологами литературного направления становятся Блок, Иванов, Белый, Брюсов, а философского направления – Соловьев, Лосев, Шпет.
В начале ХХ века в русской философии возникает явление, известное как «культурно-религиозный ренессанс». Его представители – Розанов, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Мережковский, Франк и другие. Понимали его как возрождение религиозного идеализма прошлого века, ожидая от него значимости и величия, сравнимых по масштабам с русской литературой в период ее расцвета. В это время новое развитие получают идеи славянофилов, Достоевского, философские и боготворческие теории Соловьева о «Софии – душе Мира». По-новому интерпретируются прежние идеи: теория «сверхчеловека» превращается в теорию «богочеловека» Соловьева, а на смену «вседозволенности» приходит идея служения всеобщему благу. Соборность соединяется с идеями творческой свободы и индивидуальности, а приверженность национальной культурной традиции – с вселенским единством. Идея мессианства, получившая новое развитие, толкуются как идея «всемирной отзывчивости».
Вместе с философами поисками ответов на вызовы русской общественной жизни занимаются и литераторы – Белый, Блок, Андреев и др., — выступающие против «старых» форм в искусстве.
На этом, по мнению ряда исследователей, и заканчиваются этапы развития русской философии. Их продолжением является философия русского
зарубежья, советского и постсоветского периода.
2. Славянофилы и западники
На рубеже 30 - 40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. Вопреки всей мощи репрессивного аппарата, цензурных гонений шла огромная умственная работа, рождались новые идеи, разные по своему характеру, как, например, идеи славянофильства и западничества.
Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Славянофилы выступали за отмену крепостного права сверху и проведение других, буржуазных по своей сущности, реформ (хотя субъективно славянофилы выступали против буржуазного строя, особенно западноевропейского образца, с его "язвой пролетариатства", падением нравов и прочими отрицательными явлениями) в области суда, администрации, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, не принимали николаевскую политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Но противоречивость взглядов славянофилов, сочетание в их воззрениях прогрессивных и консервативных черт до сих пор вызывают споры об оценке славянофильства. Следует также иметь в виду и то, что среди самих славянофилов не было единства мнений.
Исходной датой славянофильства как идейного направления в русской общественной мысли следует считать 1839 год, когда два его основоположника, Алексей Хомяков и Иван Киреевский, выступили со статьями: первый - "О старом и новом", второй - "В ответ Хомякову", в которых были сформулированы основные положения славянофильской доктрины. Окончательно же славянофильство сформировалось в 1845 г. ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала "Москвитянин". В 1839 - 1845 гг. сложился и славянофильский кружок. Душой этого кружка был Хомяков "Илья Муромец славянофильства", как его тогда называли, умный, энергичный, блестящий полемист, необыкновенно даровитый, обладавший феноменальной памятью и огромной эрудицией. Большую роль в кружке играли также братья Киреевские. В кружок входили братья Аксаковы, Кошелев, Самарин. Позднее в него вошли Аксаков, отец братьев Аксаковых известный русский писатель, Чижов и Валуев. Славянофилы оставили богатое наследие в философии, литературе, истории, богословии, экономике.
Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России, точнее - требование "идти по этому пути", идеализация главных "самобытных" учреждений - крестьянской общины и православной церкви. В представлении славянофилов крестьянская община - "союз людей, основанный на нравственном начале" - исконно русское учреждение. Православная церковь расценивалась ими как решающий фактор, определявший характер русского народа, а также и южнославянских народов. По мнению славянофилов, революционные потрясения в России невозможны потому, что русский народ политически индифферентен, ему присущи социальный мир, равнодушие к политике, неприятие революционных переворотов. Если и были смуты в прошлом, то их связывали не с изменой власти, а с вопросом о законности власти монарха: народные массы восставали против "незаконного" монарха (самозванца или узурпатора) или же за "хорошего" царя. Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Это означало, что русский народ (по природе "негосударственный") не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением. Отсюда требование созыва совещательного Земского собора, который должен выражать мнение народа, выступать в роли "советчика" царя; отсюда и их требование свободы слова и печати, обеспечивающих свободное выражение общественного мнения.
Информация о работе Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика