Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Задачами моей контрольной работы являются:
 Изучение развития русской философии и её исторических этапов.
 Подробное рассмотрение и сопоставление философских концепций славянофилов и западников.
 Формирование понимания идей выбранных философских течений и рассмотрение характерных высказываний их представителей.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………………..….. 2
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика………………………………...………………………………. 3
2. Славянофилы и западники…………………………..…………………………8
3. Моё понимание характерных высказываний славянофилов и западников………………………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………..……...………… 15
Литература………………………….…………………………………………16

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30 - 40-х годов XIX в. Московский кружок западников оформился в 1841 - 1842 гг. Современники трактовали западничество очень широко, включая в число западников вообще всех, кто противостоял в своих идейных спорах славянофилам. В западники наряду с такими умеренными либералами, как Анненков, Боткин, Кетчер, Корш, зачислялись Белинский, Герцен, Огарев.

По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. В число западников входили известные профессора Московского университета историки Грановский, Соловьев, правоведы Катков, Кавелин, филолог Буслаев, а также видные писатели Панаев, Тургенев, Гончаров, позднее Некрасов.

Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и "запоздала", но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию. Особенно они критиковали взгляды славянофилов на характер конституционного устройства. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности. Отсюда их интерес к парламентарному строю Англии и Франции; некоторые западники идеализировали парламентарные порядки этих стран. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. В противоположность славянофилам, которые признавали примат веры, западники решающее значение придавали разуму. Они утверждали самоценность человеческой личности как носителя разума, противопоставляли свою идею свободной личности идее корпоративности (или "соборности") славянофилов.

Западники возвеличивали Петра I, который, как они говорили, "спас Россию". Деятельность Петра они рассматривали как первую фазу обновления страны, вторая должна начаться проведением реформ сверху - они явятся альтернативой пути революционных потрясений. Профессора истории и права (например, Соловьев, Кавелин, Чичерин) большое значение придавали роли государственной власти в истории России и стали основоположниками так называемой государственной школы в русской историографии. Здесь они основывались на схеме Гегеля, считавшего государство творцом развития человеческого общества.

Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся газетах и журналах. Большой общественный резонанс имели читаемые Грановским в 1843 - 1851 гг. циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал общность закономерностей исторического процесса в России и западноевропейских странах, по словам Герцена, "историей делал пропаганду". Западники широко использовали и московские салоны, где они "сражались" со славянофилами и куда съезжалась просвещенная элита московского общества, чтобы посмотреть, "кто кого отделает и как отделают его самого". Разгорались жаркие споры. Выступления заранее готовились, писались статьи и трактаты. Особенно изощрялся в полемическом задоре против славянофилов Герцен. Это была отдушина в мертвящей обстановке николаевской России. III отделение было хорошо осведомлено о содержании этих споров через своих агентов, аккуратно посещавших салоны.

Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы. "Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно", - скажет позднее Герцен.

 

3. Моё понимание характерных высказываний славянофилов и западников

Аксаков (славянофил) писал: "Разве славянофилы думают идти назад, желают отступательного движения? Нет, славянофилы думают, что должно воротиться не к состоянию древней России (что значило бы окостенение, застой), а к пути древней России. Славянофилы желают не возвратиться назад, но вновь идти прежним путем, не потому, что он прежний, а потому, что он истинный".

На мой взгляд, это высказывание отражает ответ всех представителей славянофильства на нападки их противников, которые утверждали, что славянофилы хотят вернуть Россию на уровень XVI в. Такое мнение о идеях этого течения  сложилось из-за того, что его представители негативно отзывались о реформах Петра I, и как сказано выше, были против европеизации нашей страны. И таким высказыванием, как мне кажется,  Аксаков старается вывести своих оппонентов из заблуждения и объяснить всему Миру, что они хотят совсем другого. Также философ здесь подчёркивает главную идею славянофилов, которую я понимаю так: Россия уникальна, она должна развиваться своим естественным путём, а не идти по пути европейских стран, автор называет этот путь «истинным».

Леонтьеву (позднему славянофилу) принадлежат следующие строки: «Европейцы, чуя в нас для них что-то неведомое, приходят в ужас при виде этого грозного, как они говорят, "соединения самодержавия с коммунизмом", который на западе есть кровавая революция, а у нас монархия и вера отцов».

Эти три строчки, как мне кажется, отражают сразу два основополагающих направления идеи славянофилов. Первая часть высказывания пропитана протестом покорения западной культуре, т. е. автор говорит о том, что Европа совсем не знает Россию, ей чужды и не понятны наши традиции и обычаи, наше сознание. Из этого я считаю можно сделать вывод и «досказать» мысль философа о том, что и русскому человек не только не понятна, но и не свойственна европейская культура, которую всячески пытаются нам навязать со времён Петра I. А вторая часть, я думаю, посвящена такому факту русской самобытности как крестьянская община и преемственности поколений. Славянофилы видели истинную Россию именно в крестьянах, ведь они из поколения в поколение передавали обычаи и традиции, не позволяя ничему и никому вмешиваться в свою жизнь. Также славянофилы защищали  самодержавие и власть монарха, а как известно из истории, народ чтил и верил в своего царя несмотря ни на что. Если же рассмотреть крестьянскую общину, то там действительно можно увидеть черты коммунизма: земля была общей, а налоговое бремя делилось на всех поровну. На мой взгляд, именно такой смысл Леонтьев так кратко и лаконично  вложил в приведённое высказывание.

Западник Грановский  так говорил о  равенстве народов: «Человечество, имеющее слиться в лоне христианства в одну духовную семью, уже составляет одну семью естественную... Допустив такое родство, существующее между обитателями земного шара, мы должны необходимо принять и истекающую из этого родства равную способность всех пород к образованности и совершенствованию».

Мне кажется, эти строки выражают истоки западнических идей или их причины. В соответствии с этим высказыванием можно ответить на вопрос, почему возникло такое движение как западничество, и почему русские люди решили, что они похожи на европейцев и должны развиваться как западные страны. Из высказывания Грановского следует, что религия является основным объединяющим фактором, несмотря на то что, западная Европа исповедовала католицизм, а в России было православие, у этих религий общее начало – христианство. Автор говорит о равенстве возможностей родственных народов, и как мне кажется, его мысль имеет продолжение в виде главной идеи западников: «Россия должна развиваться по европейскому пути, она должна жить общими идеями с западными странами».

Слова Соловьёва (западника): «Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей.»

Так поэтично и красиво философ говорит  об основной идеи западничества: «русский нард должен учиться у других народов, должен вбирать в свою культуру порядки других стран». Мне кажется, из этого высказывания следует, что если народ будет жить только своими обычаями и традициями, то он не сможет совершенствоваться и развиваться, как говорит автор: «давать плоды». А  солнце, дождь и свободный ветер, конечно, отождествляются с западными странами, такими как прогрессивная Англия и  Франция.

 

Заключение

Изучив тему «Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники»,  я убедилась, в том, что культура нашей страны многогранна, уникальна, сложна и интересна, а русская философия это огромный океан интереснейших идей и учений.

Самым сложным, при выполнении контрольной работы, мне показалось, выделить  философию из всей культуры России, ведь как направление научной деятельности в нашей стране философия стала совсем недавно. То русская философия приобретала  облик учений монахов, то надевала маску произведений литературы, а порой и вовсе пронизывала политические кружки.

В заключении своей контрольной работы я сделала следующие выводы:

Русская философия за свою тысячелетнюю историю прошла много этапов, каждый из них имеет свои особенности, свои великие идеи. Вклад русских мыслителей в мировую культуру сложно было  бы переоценить, ведь он также разнообразен, неповторим и велик как наша страна.

Противостояние славянофилов и западников сейчас также актуально, как и полтора века назад. В наше время тоже есть люди, которые хотят видеть Россию в «западном наряде» и конечно же, есть те, кто стремятся всеми силами сохранить уникальность нашей страны, выраженную в традициях и обычаях.

Лишь с одной идеей, объединяющей славянофилов и западников, несогласно большинство современного общества. Этой точкой соприкосновения была мысль о государственном устройстве, просвещённые умы XIX века почти единогласно выступали за монархию, а сейчас, как известно, наше общество стремится к демократическому государству.

На мой взгляд, и славянофилы, и западники вдавались в недопустимые крайности, которые одинаково плохо влияют на развитие страны. Россия великая страна и она непременно  должна не только сохранять свою культуру, свои обычаи и традиции, но и развивать их, а это совсем не значит, что нельзя учиться у других стран и перенимать их опыт, ведь не зря говорят: лучше учиться на чужих ошибках чем на своих.

 

Литература

  1. Зеньковский В.В. История русской философии. , 2006 г.
  2. Леонтьев К.Н. - Грамотность и народность. 1870г.
  3. Философия: Учебник / Островский Э.В. –М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2012. – 2013 с.
  4. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004 г.
  5. http://velikayakultura.ru/russkaya-filosofiya/istoriya-russkoy-filosofii-etapyi-razvitiya-kratkiy-ekskurs

Информация о работе Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика