Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:17, реферат
Что такое человек? Этот вопрос задавало себе человечество всегда и всегда находились желающие на него ответить . В истории философской антропологии можно выделить три временных этапа: зарождение интереса к философскому осмыслению проблемы человека в западной науке (первая половина ХХ столетия); период углубленной разработки этих вопросов при участии не только философов, но и широкого слоя гуманитариев и естественников, в том числе и отечественных (середина ХХ века); наступающее время осмысления конкретных задач этой научной области в свете интересов интегративной антропологи как комплекса гуманитарных, общественных и естественнонаучных взглядов на феномен человека.
Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
Структуралистские концепции
человека рассматривают его как
элемент или функцию
Сравнение природы человека и животных
С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ,[24] несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:
разум,
воля к самосовершенствованию,[
духовность,[26]
высокий уровень абстракции,[27]
совесть,
эстетические чувства,
религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)
Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми[28], а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости,[29] красоты,[30] и даже аналог суеверий.[31]Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. [32]С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму [33], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. [34] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.[35]
Понятие человека в культуре
Источник
Часть послания Аресибо.
После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.[36] Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всь - в человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!
Максим Горький — «На дне»
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.
Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
Словарь по общественным наукам. Природа человека.
Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
Человек — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
«Человек» в словарях русского языка — Яндекс. Словари
Account Suspended
И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
«Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.»
Человек — Библейская энциклопедия — Яндекс. Словари
http://www.lomonosov.org/
Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий).
Схимонах Иларион. На горах Кавказа.
Карл Саган — Драконы
Эдема. Рассуждения об
Запорожец А. В. —
Избранные психологические
В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
1. Хропанюк В.Н."Теория государства и права" 1997г.
2. Лившин Р.З."Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи " 1991г.
3. Бутенко А.П."Государство, его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и право" 1993г. №7 стр. 12-20
4. Шапиро И. Демократия и гражданское общество. // Полис 1993 г. №3
5. Халипов В.Ф. Власть. М. «Луч» 1995 г.
6. Панов П.В. Субъекты политики. Лекции. М. ЮИ МВД России, 1997г.
7. Голосов Г.В. Сравнительная
политология. Учебник.
8. Кумар К. Гражданское общество. М., 1994.
9. Матвеев Р.Ф. Теоретическая
и практическая политология. М.
10. Курс лекций по социологии. Издательский центр «МарТ» 1998.
11. Социология. Издательство мысль. 1990.
12 .А.Г. Спиркин. Основы
философии. Издательство
13. Введение в философии.
Издательство политическая
14.Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.
15.Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996. № 3.
16.Камю А. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Информация о работе Основные концепции природы и сущности человека