Основные концепции времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

В философии неслучайно исключительно важное место занимает проблема времени. Она является одной из центральных тем философской рефлексии и по праву становится предметом специальных научных исследований1. Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ 4
1.1. О ТРУДНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ 4
1.2. МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 5
1.3. СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ 7
1.4. СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ 8
2. СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ 9
2.1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ 9
2.2. ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ И НЕОБРАТИМОСТЬ 13
2.3. АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ 13
2.4. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ДИСКРЕТНОСТЬ 14
2.5. БЕСКОНЕЧНОСТЬ И БЕЗГРАНИЧНОСТЬ 15
3. МОДУСЫ ВРЕМЕНИ 15
3.1. ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ 15
3.2. ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ 18
3.3. ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРИМЕЧАНИЯ 23
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

Филос. Проблема времени.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


содержание

 

 

Введение

В философии неслучайно исключительно  важное место занимает проблема времени. Она является одной из центральных  тем философской рефлексии и  по праву становится предметом специальных  научных исследований1. Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.

Актуальность избранной темы объясняется  рядом причин. Прежде всего, время  относится к числу важнейших  философских категорий – понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания. Вспомним утверждение Фалеса Милетского: "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё"2.

Во-вторых, время обладает особым статусом в жизни человека. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека. Проблема времени имеет важное мировоззренческое значение.

В-третьих, интерес ко времени резко  возрастает в переломные для истории  человечества эпохи при завершении определенного этапа в развитии. Наша эпоха, вне сомнения, является таковой.

В-четвертых, в настоящее время, с одной  стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все  ощутимее нужда в прогнозе: каким  окажется стремительно приближающийся XXI век? Сейчас масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны, отсюда интерес к самому времени.

Далее, с  каждым годом все возрастает поток  информации, увеличивающаяся "плотность" событий "торопит" нас, невольно заставляя задуматься, что представляет собой время.

Наконец –  вероятно, это главное – отношение  людей ко времени всегда будет  оставаться по-особому эмоциональным, страстным и даже пристрастным, поскольку  это единственное, чему с непреложностью подвластна наша жизнь. Человек всегда ощущал временность своего существования на земле (даже когда верил в бессмертие своей души):

Что войны, что чума? Конец им виден скорый;

Им приговор почти произнесен.

Но как  нам быть с тем ужасом, который

Был бегом  времени когда-то наречен?3

– писала А.Ахматова. об этом же –  строки И. Бродского, поэта-мыслителя, поэта-философа, однажды заметившего: "Все мои произведения более  или менее об одной вещи – о  времени":

Век на исходе. Бег

времени требует жертвы, развалины…

Подай ему чувства, мысли, плюс

воспоминания. Таков аппетит и  вкус

времени. Не тороплюсь,

но подаю. Я не трус; я готов  быть предметом из

прошлого, если таков каприз

времени, сверху вниз смотрящего –  или  – через плечо –

на свою добычу…4

В стихотворении возникает почти  персонифицированный образ времени, подчиняющего все своему неумолимому ходу, "смотрящего" на человека как на свою "добычу", "жертву". От осознания этого – в философии пристальный интерес к феномену времени, желание постичь его сущность, и проблема эта долго еще не исчерпает себя.

 

1. Основные концепции времени

1.1. О трудности постижения времени

Итак, время традиционно понимают как "атрибут, всеобщую форму бытия  материи, выражающую длительность бытия  и последовательность смены состояний  всех материальных систем и процессов  в мире"5. Казалось бы: время – это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь – привычные "знаки" нашей жизни. И вместе с тем оно остается почти непостижимой тайной. Интуитивное понимание времени и попытки выразить это понимание порождают бездну нерешенных вопросов, приводят порой к неразрешимым парадоксам.

"Что же такое время? Кто  смог бы объяснить это просто  и кратко? О чем, однако, упоминаем  мы в разговоре как о совсем  привычном и знакомом, как не  о времени? И когда мы говорим  о нем, мы, конечно понимаем, что  это такое, и когда о нем  говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю"6, – писал Аврелий Августин  в "Исповеди".

Следует помнить и предостережение Эпикура: "Надобно твердо держаться вот такого положения: время не поддается такому расследованию, как все остальные свойства предметов…"7. Об этом говорят и современные философы: "Что же касается времени, то над ним человек, как и в древнейшие времена, никакой власти не имеет… Время и многие его свойства представляют для нас загадку не только в сферах, доступных лишь тонкому научному исследованию, не только в области микро- и мегамира, но и на уровне нашего обыденного опыта… У нас нет ни достаточных знаний о времени и его свойствах, ни достаточного его понимания"8. Таким образом, время – один из самых сложных и противоречивых объектов, известных науке.

1.2. Модели времени в истории  культуры

Рассмотрим проблему времени в  аспекте субъективного отношения к нему людей. Так как отношение и осознание его исторически изменчивы, проблема времени предстает в качестве философской и историко-культурной проблемы.

Известно, что время в сознании людей первобытного общества выступает  не в виде нейтральной координаты, а в облике таинственной силы, управляющей всеми вещами и жизнью людей. Поэтому оно эмоционально насыщено: время может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным для других. Существует сакральное время, время празднества жертвоприношения и т.д. Время в первобытном обществе – это не привычное и обычное для нас векторное время: оно не течет линейно из прошлого в будущее, оно либо не движется, либо вращается по кругу.

Античность считается колыбелью  европейской цивилизации. Однако, как считает А.Гуревич, ничто не раскрывает столь ясно глубокой противоположности античной и новой культуры, как интерпретация ими времени9. Если в современном сознании господствует векторное время, то в сознании эллина оно играло подчиненную роль. У греков временные восприятия оставались под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности. Мир переживался ими не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в "великом кругу".

Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению времени, и ход истории они осмысливают уже не в мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные моменты действительной истории (основание Рима и др.).

Восприятие времени как вращения по кругу, вечного возвращения было присуще и европейским народам. Оно не было полностью изжито и в средние века: сознание крестьянства не могло преодолеть влияния природных ритмов. Но временная ориентация подверглась существенной трансформации под воздействием христианства.

Во-первых, в христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности. Вечность не измерима временными отрезками. Вечность – атрибут бога, земное же время – это "тень вечности", "смена вещей". Оно сотворено и имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории. Христианин стремится перейти из времени в вечность.

Во-вторых, историческое время приобретает  определенную структуру, разделяясь на две главные эпохи: до рождества  Христова и после него. История  движется от акта божественного творения к Страшному суду. Время становится векторным, линейным и необратимым.

Специфическая черта христианского  понимания времени, восходящая к  Аврелию Августину, – психологизм. Время не столько мыслится как  чистое понятие, как абстрактная  мера, сколько воспринимается в качестве психологического факта, внутреннего опыта человеческой души.

На рубеже XIII и XIV веков европейцы  получили средство точного измерения  времени, последовательного его  отсчета через одинаковые промежутки. В средневековом сознании "время купца" возобладало над "временем церкви".

Механические часы, установленные  на башнях соборов, прекратили церковную "монополию" на время, отмерявшую его звоном колоколов. Впервые время  окончательно "вытянулось" в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим. Если ранее различия между прошедшим, настоящим и будущим были относительными, а разделявшая их грань – подвижной (в религиозном ритуале, например), то с торжеством линейного времени эти различия сделались совершенно четкими.

Город стал хозяином собственного времени  в том смысле, что оно вышло  из-под контроля церкви. Но человек  перестает быть хозяином времени, поскольку, получив возможность протекать  независимо от людей и событий, время  устанавливает свою тиранию, которой люди вынуждены подчиняться. Все эти трансформации привели к возникновению того понятия времени, которое существует и поныне10.

1.3. Статическая и динамическая  концепции

Обратимся к одной стороне представлений  о времени, выработанных элейской школой. Историки философии полагают, что в них впервые заявила о себе так называемая статическая концепция времени.

Она сводится к тому, что все  моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут  существовать. Это лишь иллюзия, что  моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно. Эту картину мира можно сравнить с кинолентой: каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран; но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

Но если события действительно  лишь находятся на извечно занятых  ими местах, мы же только пересекаем их, то непонятно, почему и как люди приобретают иллюзию о существовании  времени. Из статической концепции  времени изымается то, что в  философии называют становлением, переходом возможности в процессе развития.

Гегель в "Энциклопедии философских  наук" само время отождествлял с  развитием, становлением: "… Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение… всепорождающий и уничтожающий свои порождения Кронос"11. Это неоднократно подчеркивалось и в философии ХХ века: "Ответить на вопрос, что такое время, – это то же, что ответить на вопрос, что такое изменение. Изменение, во всяком случае, составляет корень или сущность времени…"12, – писал С. Аскольдов.

В нашем сознании динамическая концепция  времени явно господствует. Каждый из нас исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно и скрыто в  возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени в настоящем заложено).

Статическая и динамическая модели времени сосуществовали много веков. Еще Платон совмещал обе концепции, полагая, что статическое время  царит в единственно реальном вечном "мире идей", время же динамическое – в "мире вещей", где все "возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле". Средневековые схоласты приписывали высшему бытию свойства статической модели, к реальности же применяли динамическую концепцию.

Свои нерешенные проблемы есть и у статической и у динамической концепций, но у каждой из них есть и сильные аргументы. Некоторые современные философы полагают, что развитие обеих моделей может привести к их синтезу.

1.4. Субстанциальная и реляционная  концепции

Эти концепции рассматривают вопрос о природе времени, отношение категорий времени и материи. Вспомним известное стихотворение Г.Державина, написанное им в 1816г. за два дня до смерти:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей13.

Оно заставляет задуматься не только о бренности человеческого существования. "Река времен" уносит "дела людей", т.е. для Державина время словно существовало само по себе, независимо от людских дел и событий. Оно  само есть действующая сила, самостоятельная и ни от чего не зависящая.

Это видение мира восходит к системе  Исаака Ньютона. Английский физик в  своем труде "Математические начала натуральной философии" рисует мир, состоящий из пространства и времени  и движущихся по отношению к пространству и времени материальных точек (из них образованы все материальные тела). Пространство и время выступают здесь в роли огромной "сцены", на которой "разыгрываются" явления. Даже если эти явления исчезнут, "сцена" сохранится. Пространство и время представляют собой независимые от материи сущности – субстанции (отсюда название концепции). Ньютоновскому взгляду на время как на особую сущность противостояло воззрение немецкого философа Лейбница. Согласно этой точке зрения, время не отдельная самостоятельная сущность, а всего лишь производная. В нем для Лейбница находят свое выражение определенные отношения вещей и явлений между собой. От латинского relativus (относительный) данную концепцию называют реляционной. О времени как особой сущности говорил еще Демокрит, реляционная же модель разрабатывалась Аристотелем.

Как видим, концепции времени сильно разнятся, но они отражают одно и  то же реальное время. Однако на протяжении веков философия не может окончательно исключить ни одну из четырех моделей, категорически признав ее абсолютно неприемлемой.

2. Свойства времени

2.1. Объективность и субъективность

Рассматривая сущность времени  и его основные свойства, прежде всего следует выяснить, относится  время к области объективного или же его уделом является лишь сфера субъективного, определяется оно неким духовным началом или же природой самого материального мира.

Для диалектического материализма убеждение в объективности существующего  мира является основой для материалистической трактовки времени. В.И.Ленин писал: "Признавая существование объективной  реальности, т.е. движущейся материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства"14. Время (как и пространство) существует объективно, т.е. независимо от чьего-либо сознания.

Информация о работе Основные концепции времени