Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:27, реферат
В философии неслучайно исключительно важное место занимает проблема времени. Она является одной из центральных тем философской рефлексии и по праву становится предметом специальных научных исследований1. Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ 4
1.1. О ТРУДНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ 4
1.2. МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 5
1.3. СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ 7
1.4. СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ 8
2. СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ 9
2.1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ 9
2.2. ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ И НЕОБРАТИМОСТЬ 13
2.3. АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ 13
2.4. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ДИСКРЕТНОСТЬ 14
2.5. БЕСКОНЕЧНОСТЬ И БЕЗГРАНИЧНОСТЬ 15
3. МОДУСЫ ВРЕМЕНИ 15
3.1. ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ 15
3.2. ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ 18
3.3. ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРИМЕЧАНИЯ 23
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 27
Существует точка зрения, согласно которой, время и вечность противоположны друг другу и никакая связь между ними не может быть установлена, время есть отрицание вечности. Но, может быть, время включается в вечность и с ней связано?
С точки зрения материализма, вечность
– это "бесконечность времени
существования материального
Мысль о связи времени с вечностью и мгновением высказывалась многими философами. Мгновенность и вечность – фундамент, основа времени. О соотнесении категории "время" с категорией "вечность" писал еще Платон в "Тимее": "Когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще более уподобить творение образу… Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности… Тому, что вечно пребывает неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе… Нет, все это – виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно закону числа"31.
Таким образом, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее "подобие"; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только "образ", "подобие", т.е. время не вечно и в отличие от неподвижной вечности время движется по закону числа.
Своеобразно трактуются понятия времени и вечности в христианской традиции. Так, Дионисий Ареопагит писал: "Вечности присущи изначальность и неизменность, и вообще – вечность – это предел бытия. Временем же в нем называется то, что подлежит рождению и истлению, изменению и перемене… Бога же мы будем славословить и как Вечность, и как Время, и как Причину любой вечности и любого времени"32. Таким образом, если Бог – в вечности, то эта вечность отлична от вечности, соотнесенной со временем, различаются вечность бога и вечность мира.
Вечность и мгновение – это временные характеристики бытия. Это два отделенных друг от друга полюса, единство которых и образует время. Глубокая связь между временем и вечностью была осознана в философии ХХ века. Мне очень близка точка зрения Н.Бердяева, считавшего, что "время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся… С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что и самое время есть что-то внедренное в глубину вечности", время есть "какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности"33. Разрыв между вечным и временным Н.Бердяев определил как "величайшее заблуждение сознания"34.
В духовном переживании человека время и вечность выступают в единстве – как ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный, изначальный смысл и назначение.
"Мы увидим, что последняя
проблема, связанная с временем,
есть проблема смерти, – писал
Н.Бердяев. – Смерть несет с
собой время и смерть
Человеческая жизнь может иметь смысл только в том случае, если она не заканчивается физической смертью, а как-то выходит в сферу бесконечного, вечного. "Моя жизнь, – писал С. Франк, – может быть осмысленна, только если она обладает вечностью"36. Ничто бренное, имеющее начало и конец, с такой точки зрения, не может придать смысла человеческой жизни. Все, охваченное потоком времени, – суетное и бессмысленное. "Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности, – продолжает С.Франк – Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть… этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворенностью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью"37.
Подлинную основу для жизни можно найти лишь за пределами временного мира, в вечной основе этого мира. Для христианства это, конечно, растворение в Боге. Опровергнуть логическими аргументами религиозный путь слияния с вечностью и преодоления через это времени невозможно.
Преодолевает время и человеческая память:
…ибо время, столкнувшись с памятью,
узнает о своем бесправии38.
Но не тривиальное
воспоминание, а, скорее, прапамять
как некая духовно-
Говоря словами Н.Бердяева: "память есть знак, поданный из внутреннего существования о том, что ни одно существо и ни одно существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку"39. Рождение человека никак не есть его начало, его начало – в той непостижимой тьме, которая была до его рождения, в его отце, матери, дедах, прадедах…
И если "за каждым надгробием – история целого мира", этот мир не может исчезнуть бесследно. Только в этом смысле и следует понимать слова И.Гете: "Кто жил, в ничто не превратится, / Повсюду вечность шевелится".
Время и человек… Эта тема вечная и неисчерпаемая. Размышления о природе и свойствах времени вводят в сферу сложнейших и волнующих проблем. Для рефлексирующего сознания все сосредоточено во времени, все – его "сгустки":
Время больше пространства. Пространство – вещь.
Время же, в сущности, мысль о вещи.
Жизнь – форма времени. Карп и лещ –
сгустки его. И товар похлеще –
сгустки. Включая волну и твердь
суши. Включая смерть40
(И.Бродский).
Мы неслучайно начали разговор с трудности познания времени. Нет ничего более загадочного, сокровенного, удивительного, чем время, если начать о нем размышлять.
Время занимает особое место в модели мира, которая характеризует ту или иную культуру, наряду с такими компонентами этой модели, как пространство, причина, изменение и т.д. В совокупности эти категории представляют "сетку координат", посредством которой люди воспринимают и осознают мир и строят его образ. Только через ряд трансформаций, произошедших с осознанием времени, возникло его современное понимание. Перефразируя известное изречение можно сказать: времена меняются, и вместе с ними меняется наше представление о времени.
С давних времен мыслителей волновал вопрос, реально ли "течение" времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время первичную сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? Статическая и динамическая, субстанциальная и реляционная концепции времени – попытки ответить на эти вопросы.
Из рассмотренных свойств времени следует еще одно важное – его внутренняя противоречивость, перечисленные свойства (объективность и субъективность, обратимость и необратимость, абсолютность и относительность, непрерывность и дискретность) являются примерами его проявления. Время есть парадокс, и понять его можно только в его двойственности.
Осознание себя в этом мире делает каждого из нас путешественниками во времени: из прошлого через настоящее к будущему. Трем модусам времени соответствуют определенные состояния сознания: память, созерцание, творчество. С этой точки зрения, в мироощущении человека преобладает пассеизм или футуризм.
Время – это характеристика конечных образований, вечность – это характеристика бесконечного, однако они теснейшим образом связаны между собой. Во все времена человека будет томить вопрос: можно ли избежать всеразрушающего действия времени? Человек чувствует присутствие бесконечности во всем, в том числе – в самом себе. Слова Б.Пастернака, обращенные к поэту: "Ты вечности заложник / У времени в плену", – в какой-то степени о каждом из нас.
И последнее. Думается, в ситуации fin-de-siecle и конца тысячелетия раздумья о времени приобретают особую окраску.
1 Литература, посвященная проблеме времени и у нас, и за рубежом, трудно обозрима. В 70-е годы даже было создано Международное общество по изучению времени. Почти каждый крупный мыслитель так или иначе затрагивал вопрос о времени, давал ему свое толкование или принимал, дополняя, трактовку одного из предшественников. В ХХ веке выдающиеся образцы философского исследования времени содержатся в работах А.Бергсона, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, О.Шпенглера, В.Вернадского, Н.Бердяева, С.Аскольдова, А.Габричевского… Ряд исследований, посвященных осмыслению временного аспекта бытия, выполнен на стыке философии и естественных наук (Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. – М., 1974; Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977 и др.) Следует отметить историко-философские обсуждения различных истолкований времени (Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982; Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. – М., 1988; статьи А.Гуревича, В.Гайденко и др.), а также работы А.Ф.Аскина, А.М.Жарова, Р.Г.Подольного, Г.Г.Сучковой, В.Н.Финогентова, М.С.Кагана, Н.Н.Трубникова и др., коллективные монографии (Пространство и время. – Киев, 1984; Пространство и время в научной картине мира. – Уфа, 1991), в которых проблема времени рассматривается в общефилософском аспекте. В последние десятилетия активно разрабатывается проблема социального времени и проблема времени в социокультурном контексте.
2 Цит. по: Подольный Р.Г. Освоение времени. – Киев, 1984. – С. 3.
3 Ахматова А. Стихотворения. – М., 1993. – С. 98.
4 Бродский И. Часть речи. Избранные стихи. – М., 1990. – С. 508.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 101.
6 Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992. – С. 167.
7 Цит. по: Подольный Р.Г. Цит. соч. – С. 10.
8 Сучкова Г.Г. Время как проблема гноселогии. – Ростов-на-Дону, 1988. – С. 3, 4.
9 Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. – 1969. – №3. – С. 108.
10 Подробнее см.: Ахунов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982. – С. 3-89; Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977. – С. 6-36; Гуревич А.Я. Цит. соч. – С. 105-116.
11 Цит. по: Финогентов В.Н. О становлении диалектической концепции времени // Теория развития и социальное познание. Уфа, 1990. – С. 20.
12 Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 400.
13 Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1968. – С. 212.
14 Цит. по: Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. – М., 1966. – С. 11, 12.
15 Аскольдов С. Цит. соч. – С. 398-401.
16 Цит. по: Аскин Я.Ф. Цит. соч. – С. 13.
17 Там же. – С. 37.
18 Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. – М., 1988. – С. 49.
19 Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 412.
20 Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993. – С. 188.
21 Высказанное в науке мнение, что сверхтонкий мир, микромир – вне времен и пространства, не разделяется большинством ученых.
22 Подольный Р.Г. Цит. соч. – С. 45.
23 Цит. по: Голованова И.А. Время, вечность, моменты // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. – 1993. – № 5. – С. 58.
24 Августин Аврелий. Цит. соч. – С. 170.
25 Бердяев Н.А. И мир объектов // Мир философии: В 2 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 234.
26 Там же. – С. 236.
27 Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М. - Л., 1963. Т. 8. – С. 384.
28 Бердяев Н.А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 409.
29 Бердяев Н.А. И мир объектов. – С. 237.
30 Философский энциклопедический словарь. – С. 87.
31 Цит. по: Голованова И.А. Цит. соч. – С. 59.
32 Цит. по: там же. – С. 60.
33 Бердяев Н.А. Время и вечность. – С. 402, 403.
34 Там же. – С.
35 Бердяев Н.А. И мир объектов. – С. 238.
36 Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С. 88.
37 Там же. – С. 87.
38 Бродский И. Цит. соч. – С. 505.
39 Бердяев Н.А. И мир объектов. – С. 238. Ср. с другими его же суждением: "Память есть то начало, которое ведет непрерывную борьбу со смертоносным началом времени. Память есть борьба со смертоносной властью времени во имя вечности" (Бердяев Н.А. Время и вечность. – С. 408).
40 Бродский И. Цит. соч. – С. 291.