Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:31, реферат
Задача Декарта состоит в познании природы, поэтому ему необходимо доказательство достоверности человеческих познаний о внешнем мире. Для этого он пытается предварительно удостоверится в Боге как необходимого звена между «Я» и природой. Декарт говорит, что Бог нужен нам как гарант существования мира, безошибочного действия человеческого разума. У Декарта 4 доказательства бытия бога:
Бог не допускает лжи, т.к. является гарантом существования мира.
Деизм Декарта
Задача Декарта состоит в познании природы, поэтому ему необходимо доказательство достоверности человеческих познаний о внешнем мире. Для этого он пытается предварительно удостоверится в Боге как необходимого звена между «Я» и природой. Декарт говорит, что Бог нужен нам как гарант существования мира, безошибочного действия человеческого разума. У Декарта 4 доказательства бытия бога:
Бог не допускает лжи, т.к. является гарантом существования мира.
Только
бог в состоянии вселить в
души людей как существ
Никто, мыслящий, что такое Бог, не может помыслить обратного.
Под интуицией сомнения в нас находится интуиция о всесовершенном бытии.
В этих доказательствах есть деизм Декарта- он утверждает, что Бог хоть и является последней причиной бытия мира, не может изменить фактический состав прошлого времени», поэтому создав мир он самоустраняется и становится лишь гарантом соблюдения этих законов. Однако Декарт делает так же допущение о возможности возникновения мира без божьего вмешательства. Рассматривая природу физического мира, он предполагает , что в природе главенствует единая телесная субстанция, обладающая неизменными свойствами- объемность и протяженностью. В мире нет пустоты, потому что она должна занимать место (протяженность). А протяженностью обладают только материальные объекты. Так Декарт наделяет материальный мир математическими свойствами. Поскольку протяженность неограниченна, то материальная Вселенная беспредельна, и нет места нигде ни для рая, ни для ада. Не было и «всеобщей бестелесной пустоты» до создания мира, материальная вселенная существует вечно. Тела обладают свойством инерции. Т.к. нет пустоты, то все тела примыкают друг к другу значит движение одной, приводит в движение и другие. Внутренне тела обладают инерцией к покою, а все движения происходят по внешним причинам. Первопричиной движений является Бог, вторыми причинами являются законы механики. Все живые организмы Декарт рассматривает как механические автоматы, созданные внешней и высшей силой.
Схоластика (от греческого схоластикос, т.е. школьный ученый) – это тип религиозной философии (8-14 вв.), характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Это направление получило наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Главным центром схоластики был парижский университет. Основной жанр- «сумма» - энциклопедический свод ответов на вопросы. К этому направлению относились такие философы как Боэций (последний римлянин- проблема веры и разума), Обеляр (диалектика, роль разума в богословии, этика), Ансельм (онтологическое доказательство бытия Божия), Ф.Аквинский (проблема соотношения философии и теологии, разума и веры, трансценденталии, пять способов доказательства Бога и др.), Скотт (проблема отношения богословии к философии), Оккам (бритва Оккама), Бэкон (францисканская метафизика) и др.
Идолы Бекона
Один из моих любимых (после Рене Декарта) философов - Френсис Бэкон (1561 - 1616) очень точно этих демонов классифицировал в своем учении об Идолах:
Это, во-первых, врожденные «идолы рода». В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). Во-вторых, «идолы пещеры», обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. В-третьих, «идолы рынка, или площади», имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. В-четвертых, Бэкон предлагает искоренять «идолов театра», в основе которых некритическое следование авторитетам.
1) Идолы
рода "вскормлены самой
2). Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной".
3). Идолы
площади или рынка. Бэкон
4). Идолы
театра "проникли в человеческую
душу с помощью различных
Работы Платона
Наследие Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами. В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений. Диалоги раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ. Онтология и гносеология Платона . Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известный работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.
Учение о человеке и государстве Платона
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Этика греческого философа имела целью создание совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах — городах-государствах — создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества.
Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями — храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это — сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства. Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера.
Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради человека. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным. Но идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.
Существуют
четыре источника знания: восприятие,
умозаключение, сравнение, и
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта
– конец Веды, сосредоточена на
философии, изложенной в
6) Йога
– система практических
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм
– первооснова мира – вечная,
несотворенная субстанция (материя).
Субстанция является носителем
энергии и обладает простым
и поступательным движением,
3) Буддизм.
Четыре благородных истины
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Базис и надстройка
Таким
образом, Б., по Марксу, - это первичная
экономическая структура
Социальная сфера общества
Главным признаком, на основе которого выделяется социальная сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово "социальный" берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает.
Информация о работе Основные направления философии и ее великие представители