Основные направления философии и ее великие представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:31, реферат

Описание работы

Задача Декарта состоит в познании природы, поэтому ему необходимо доказательство достоверности человеческих познаний о внешнем мире. Для этого он пытается предварительно удостоверится в Боге как необходимого звена между «Я» и природой. Декарт говорит, что Бог нужен нам как гарант существования мира, безошибочного действия человеческого разума. У Декарта 4 доказательства бытия бога:

Бог не допускает лжи, т.к. является гарантом существования мира.

Файлы: 1 файл

философфия.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

Деизм Декарта

Задача  Декарта состоит в познании природы, поэтому ему необходимо доказательство достоверности человеческих познаний о внешнем мире. Для этого он пытается предварительно удостоверится в Боге как необходимого звена между «Я» и природой. Декарт говорит, что Бог нужен нам как гарант существования мира, безошибочного действия человеческого разума. У Декарта 4 доказательства бытия бога:

Бог не допускает лжи, т.к. является гарантом существования мира.

Только  бог в состоянии вселить в  души людей как существ несовершенных  мысль о существовании совершенного существа.

Никто, мыслящий, что такое Бог, не может  помыслить обратного.

Под интуицией  сомнения в нас находится интуиция о всесовершенном бытии.

В этих доказательствах есть деизм Декарта- он утверждает, что Бог хоть и является последней причиной бытия мира, не может изменить фактический состав прошлого времени», поэтому создав мир он самоустраняется и становится лишь гарантом соблюдения этих законов. Однако Декарт делает так же допущение о возможности возникновения мира без божьего вмешательства. Рассматривая природу физического мира, он предполагает , что в природе главенствует единая телесная субстанция, обладающая неизменными свойствами- объемность и протяженностью. В мире нет пустоты, потому что она должна занимать место (протяженность). А протяженностью обладают только материальные объекты. Так Декарт наделяет материальный мир математическими свойствами. Поскольку протяженность неограниченна, то материальная Вселенная беспредельна, и нет места нигде ни для рая, ни для ада. Не было и «всеобщей бестелесной пустоты» до создания мира, материальная вселенная существует вечно. Тела обладают свойством инерции. Т.к. нет пустоты, то все тела примыкают друг к другу значит движение одной, приводит в движение  и другие. Внутренне тела обладают инерцией к покою, а все движения происходят по внешним причинам. Первопричиной движений является Бог, вторыми причинами являются законы механики. Все живые организмы Декарт рассматривает как механические автоматы, созданные внешней и высшей силой.

Схоластика (от греческого схоластикос, т.е. школьный ученый) – это тип религиозной философии (8-14 вв.), характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Это направление получило наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Главным центром схоластики был парижский университет. Основной жанр- «сумма» - энциклопедический свод ответов на вопросы. К этому направлению относились такие философы как Боэций (последний римлянин- проблема веры и разума), Обеляр (диалектика, роль разума в богословии, этика), Ансельм (онтологическое доказательство бытия Божия), Ф.Аквинский (проблема соотношения философии и теологии, разума и веры, трансценденталии, пять способов доказательства Бога и др.), Скотт (проблема отношения богословии к философии), Оккам (бритва Оккама), Бэкон (францисканская метафизика) и др.

Идолы Бекона

Один  из моих любимых (после Рене Декарта) философов - Френсис Бэкон (1561 - 1616) очень  точно этих демонов классифицировал  в своем учении об Идолах:

Это, во-первых, врожденные «идолы рода». В их основе субъективные свидетельства органов  чувств и всевозможные заблуждения  разума (пустое абстрагирование, поиск  целей в природе и т. п.). Во-вторых, «идолы пещеры», обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а  также ограниченностью личного  опыта людей. В-третьих, «идолы рынка, или площади», имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и стоящим  за словами понятиям. В-четвертых, Бэкон  предлагает искоренять «идолов театра», в основе которых некритическое  следование авторитетам.

1) Идолы  рода "вскормлены самой человеческой  природой, человеческой семьей, или  родом. Человеческий ум все  равно что кривое зеркало, отражающее лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает". Так, например, человеческий ум по собственной структуре придает вещи "больший порядок", нежели действительно существующий; ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет. "Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. И даже если мощь и число противоположных понятий больше, он или не признает этого - из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасывает - из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения".

2). Идолы  пещеры исходят от отдельного  человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной".

3). Идолы  площади или рынка. Бэкон пишет: "Есть также идолы, зависящие,  так сказать, от взаимных контактов  человеческого рода: мы называем  их идолами площади, соотнося  с торговлей и общением". Определения  и объяснения, которыми часто  пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению  естественной связи разума и  вещей". Во всяком случае, говорит  Бэкон, "слова насилуют разум,  мешая рассуждению, увлекая людей  бесчисленными противоречиями и  неверными заключениями". Идолы  площади, по мнению Бэкона, наиболее  тяжкие из всех. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, "судьба", "вечный двигатель" и т. д.), или это имена вещей существующих, но путаные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.

4). Идолы  театра "проникли в человеческую  душу с помощью различных философских  доктрин из-за наихудших правил  доказательства". С баснями мы  сталкиваемся не только в современных  философских доктринах и "античных  философских сектах", но и во "многих научных принципах  и аксиомах, утвердившихся в силу  традиции, слепой беспечной веры".

Работы  Платона 

Наследие  Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием  “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами. В диалогах Платона проявился  его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот  в манере философского изложения. Никто  до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся  идей, противоположных убеждений. Диалоги  раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены  выяснению нравственных вопросов (что  такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ. Онтология и гносеология  Платона . Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известный работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Учение  о человеке и государстве  Платона

С учением  о человеке и душе тесно связана  теория  государства Платона. Этика  греческого философа имела целью  создание совершенного человеческого  общества, а поскольку жизнь греческих  сообществ протекала в полисах — городах-государствах — создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества.

Платон  делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них  преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями — храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это — сословие крестьян и ремесленников, обеспечи­вающих материальную сторону жизни государства. Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера.

Согласно  Платону, справедливое и совершенное  государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому  человек живет ради государства, а не государство — ради человека. В учении об идеальном государстве  мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным. Но идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.

Ортодоксальные  школы Древней  Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

 Существуют  четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово  авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта  – конец Веды, сосредоточена на  философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога  – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра.  Йога посвящена специфически  определению движущей силы процесса  освобождения, описанию практических  методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные  школы индийской  философии.

1) Индивидуальный  материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм  – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем  энергии и обладает простым  и поступательным движением, ее  общее количество не уменьшается.  Весь мир состоит из атомов  различного веса, атомы сливаются  в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм.  Четыре благородных истины Будды:

 а)  Жизнь – страдание

 б)  причина страданий – желания  и страсти

 в)  от страданий можно избавится путем отказа от желаний

 г)  венец всему – освобождение  от уз сансары.

Базис и надстройка

Таким образом, Б., по Марксу, - это первичная  экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а  также соответствующие им организации  и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы  общественного сознания"). Б. носит  исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения  в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и  в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б., и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б. Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная попытка материалистического решения т. наз. "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу.

Социальная  сфера общества

Главным признаком, на основе которого выделяется социальная сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они  выступают, скорее, основанием для трудового  коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте  трудовые коллективы оказываются предметом  внимания социальной политики государства. Здесь слово "социальный" берется  лишь в узком смысле, а не в  широком, как это бывает.

Информация о работе Основные направления философии и ее великие представители