Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 23:58, контрольная работа
Целью работы является определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить условия, в которых происходило развитие философской мысли эпохи Возрождения.
2. Отметить особенности антропоцентризма, гуманизма, проблемы человеческой индивидуальности; пантеизма как специфической черты натурфилософии рассматриваемого периода.
3. Определить основные направления и характерные черты философского мировоззр
Введение
3
1. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения
5
2. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
8
2.1 Гуманистическая направленность и проблема человеческой индивидуальности
8
2.2 Пантеистическое решение проблемы бытия и развитие натурфилософии
11
2.3 Социально-политические идеалы эпохи Возрождения
13
Заключение
16
Литература
Контрольная работа
на тему:
«Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения»
Введение | 3 |
1. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения |
5 |
2. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения |
8 |
2.1 Гуманистическая направленность и проблема человеческой индивидуальности |
8 |
2.2 Пантеистическое решение проблемы бытия и развитие натурфилософии |
11 |
2.3 Социально-политические идеалы эпохи Возрождения | 13 |
Заключение | 16 |
Литература | 18 |
Содержание
Введение
Эпоха Возрождения, охватывающая период с XIV по начало XVII в.в., является важным этапом развития философской мысли. Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых: должно строиться с учетом природы человека; во-вторых: для всех людей; в-третьих: это общество далекого будущего. Все чаще подвергались критике религиозные догмы, связанные с потусторонним миром (с «раем» и «адом»).
Таким образом, необходимость в новом подходе к оценке жизни человека привела, в конце концов, к стремлению возродить, восстановить культурные ценности, господствовавшие когда-то, а именно – в греко-римской культуре (отсюда – «Возрождение»).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что этап философии Возрождения занимает видное место в истории философской мысли. В этот период рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются европейский гуманизм, натурализм, индивидуализм и реформация.
В этот период по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе. В философии Возрождения затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Объектом исследования является развитие философии в эпоху Возрождения. Предметом исследования – основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
Целью работы является определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить условия, в которых происходило развитие философской мысли эпохи Возрождения.
2. Отметить особенности антропоцентризма, гуманизма, проблемы человеческой индивидуальности; пантеизма как специфической черты натурфилософии рассматриваемого периода.
3. Определить основные направления и характерные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения.
Теоретико-методологическую основу контрольной работы составляют общенаучные принципы познания – структурности, системности, целостности, а также научные методы, необходимые для исследования социальных явлений и процессов. К ним относятся следующие методы: исторический, сравнительный анализ.
1. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения
С XIV в. в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы происходят существенные изменения, огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи – эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии. [1, с. 45]
Это своеобразный и довольно длительный период от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI – начала XVII вв.). [4, с. 59]
Значительно меняются и умонастроения людей, что во многом было обусловлено процессом секуляризации, происходившим во всех областях культурной общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает и философская мысль, которая формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрение большинства мыслителей. [4, с. 59]
Италия, особенно Флоренция, была одним из самых крупных экономических и торговых центров Европы. В ней появились мануфактуры, в том числе текстильные, заменившие малопроизводительный труд ремесленников на труд наемных рабочих. Бурно развивалось ростовщичество, а своим капиталом флорентийские банкиры обслуживали даже правителей экономически состоятельных стран (в том числе Англия). В Италии усиливается рост средневековых городов, меняется их облик. [2, с. 43]
По всей Европе (за редким исключением) происходил процесс становления самостоятельных наций. Этот факт, как и первые крестьянские восстания (а они развертывались под религиозным флагом), подтачивали господство феодалов. Применение пороха не только влияло на рост производства в угледобыче, металлургии центра Европы, но и вело к потере значения для феодалов рыцарства и уменьшению числа междоусобных войн. [2, с. 43-44]
Укреплялись факторы, способствующие расширению культурного и торгового обмена между городами и формирующимися нациями.
Широкое использование компаса вывело торговлю далеко за пределы Средиземноморья. Были открыты пути в Северную Америку, Индию, Бразилию, во многие другие страны. К Италии прибавились новые страны Европы, становившееся признанными экономическими центрами расширяющегося мира. [2, с. 44]
Был изобретен печатный станок (1525); книгопечатание дало мощный импульс развитию культуры и науки.
Выдающиеся ученые Н. Коперник и Г. Галилей открыли новые горизонты мировидения. Н. Коперник доказал гелиоцентризм, опровергнув догму о неподвижных небесных сферах. Г. Галилей убедил в существовании пятен на Солнце, их движении и отсутствия неподвижности Солнца. Все эти идеи прокладывали научной космологии, хотя они еще долго сосуществовали с представлением о Боге. [2, с. 44]
Для характеристики тех изменений, которые происходят в философии, рассмотрим творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401-1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления. [1, с. 48]
Кузанский синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Разрабатывая важнейший методологический принцип диалектики - совпадение противоположностей в едином предмете, он приходит к антитеологической трактовке Бога: Бог - единое, которое становится всем. Далее следует совершенно оригинальный вывод, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному.
Понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут. Оригинально трактует Кузанский и проблему пространства и времени.
Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Главными способностями человеческого ума являются чувство, рассудок и разум. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку - инициативность. Рассудок является посредником между ощущением и разумом. Разум (интеллект) - главное, что отличает человека от животных.
Идеи бесконечности мира были подхвачены Коперником (1473- 1543), который создает новую астрономическую картину, ставшую в явную оппозицию к теологии. Джордано Бруно (1548-1600), продолжая линию, развивает учение о бесконечном космосе, о творческой активности природы, а не Бога, утверждает материалистическое понимание мира. Учение Бруно было признано инквизицией еретическим, и мыслитель был сожжен.
Творчество Коперника, Бруно и других ученых перевернуло направления научных исследований не только в астрономии, но и во всей науке в целом. Не случайно понятие "коперниканский переворот" до сих пор означает революционные изменения в науке. [1, с. 48]
Таким образом, изменения в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы сыграли важную роль в становлении научного мышления, развития культурного и научного обмена и соответствующей картины мира зарождавшейся новоевропейской культуры. В этом состояла одна из важных особенностей данной эпохи.
2. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
2.1 Гуманистическая направленность и проблема человеческой индивидуальности
Гуманизм является составной частью философии Возрождения. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Человек эпохи постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Философию эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка. Своими рассуждениями он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек не только выступает в ней важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральной фигурой цепи космического бытия. Как известно, в Средние века господствовало представление о том, что земная жизнь не имеет самодостаточной ценности. Для гуманистической же мысли Возрождения характерно рассмотрение человека именно в его земном предназначении. Гуманизм концентрирует внимание на внутреннем мире личности и через него по-новому трактует место человека во Вселенной, утверждая его права на счастье и гармоничное развитие. Средневековому презрению к миру гуманизма противопоставляет принятие мира и радостей земного существования, умерщвлению плоти – гимн красоте человеческого тела, подвижнической жертвенности – учение о самосохранении, страданиям во имя спасения – культ наслаждения и пользы. Идейным знаменем Возрождения становится принцип свободного развития человеческой личности. [4, с. 59]
Наиболее выразительно проблемы человеческой телесности были осмыслены в художественном творчестве таких мастеров эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. [2, с. 92]
У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери (1265 - 1321), сумевшего в “Божественной комедии” гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Эти идеи будут развивать Ф. Петрарка (1304 - 1374), а позднее Л. Валла (1407 - 1457), М. Фичино (1433 - 1499), П. Пампонацци (1462 - 1525), П. Мирандола (1463 - 1494) и др. Фундамент гуманизма эпохи Возрождения составили три основополагающих принципа:
Информация о работе Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения