Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 23:58, контрольная работа
Целью работы является определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить условия, в которых происходило развитие философской мысли эпохи Возрождения.
2. Отметить особенности антропоцентризма, гуманизма, проблемы человеческой индивидуальности; пантеизма как специфической черты натурфилософии рассматриваемого периода.
3. Определить основные направления и характерные черты философского мировоззр
Введение
3
1. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения
5
2. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
8
2.1 Гуманистическая направленность и проблема человеческой индивидуальности
8
2.2 Пантеистическое решение проблемы бытия и развитие натурфилософии
11
2.3 Социально-политические идеалы эпохи Возрождения
13
Заключение
16
Литература
1. Учение о самодостаточной ценности человеческой жизни.
2. Учение об абсолютной духовной свободе человека в его отношении к миру, познанию, творчеству, самому себе.
3. Натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природой и социальной действительности. [4, с. 60]
Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").
Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.
Этому в немалой степени способствовала, как мы уже указали, Реформация. Духовный переворот в культуре пронизывает христианскую церковь. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низшего слоя священников, церковные недостатки и всеобщий упадок нравов требовали обновления церкви.
Священное писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики, которая была недоступна большинству верующих и низшему слою духовенства. Возникает странная ситуация, когда Библия становится источником еретических учений. В рамках религии усиливается, с одной стороны, рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и роли в нем Человека. С другой стороны, тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Протестантизм в социальной сфере приводит к возникновению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство становится нравственно обязательным.
Практические задачи Реформации привели к изменению внутри самой теологии и философии.[1, с. 46]
Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека понадобились и соответствующие средства. Таковыми, начиная с XIV в., выступили дисциплины, занимающиеся познанием человека, то есть история, литература, философия и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (humanista), «сконструировав» это слово по аналогии с такими названиями профессий, как законник (legista), художник (artista) и т. п. В последующем так стали называть всех деятелей эпохи Возрождения, а новое направление культуры получило название гуманизма. [6, с. 93]
Следующие понятие, которое раскрывает специфику антропологической проблематики мыслителей Возрождения, - это «индивидуализм». В классическом Средневековье человек осмыслял себя только как часть некого целого: сословной группы, семьи и т. д. В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовность, но и телесную индивидуальность, уникальность. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становиться отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традициям, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Таким образом, именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
2.2 Пантеистическое решение проблемы бытия и развитие натурфилософии
В середине XV в. в итальянском Возрождении начинается неоплатонический этап, который был вызван к жизни необходимостью выступить против схоластизированного Аристотеля, вернее, его томистской интерпретации. Время расцвета итальянского платонизма связано с Флорентийской платоновской Академией (1459), основанной правителем и меценатом Козимо Медичи. Ренессансный платонизм явился, по существу, первой попыткой создания целостной философской системы, противостоящей церковной схоластике. Он предложил новую в тенденции пантеистическую картину мира. Значительную роль в ее формировании сыграли М. Фичино (1433 - 1499) и П. Мирандола (1463 - 1494). Центральная идея последнего из них – возвышение человека в силу его причастности ко всему земному и небесному. Мирандола – пантеист. Бог христиан лишается философом своего трансцендентного, внеприродного характера и как бы сливается с природой. Природа же обожествляется и приобретает черты, которые еще не были характерны для античности. Суть пантеизма может быть сформулирована таким образом: “Творец и творение суть одно и то же”. Именно здесь истоки дерзкого призыва П. Мирандола сравняться с Богом, обращенного к человеку эпохи Возрождения. [4, с. 60]
Итак, ренессансный пантеизм в лице наиболее видных его представителей был весь своеобразным, сохранившим религиозную форму учением о единстве мира, единстве духовного и материального, единстве противоположностей вообще. [4, с. 61]
Период формирования возрожденческой мысли завершает натурфилософский этап (вторая половина XVI – начало XVII вв.). Однако непосредственный предшественник итальянской натурфилософии – немецкий кардинал Николай Кузанский (1401 - 1464). Первая и главная книга философа “Об ученом незнании” (1440) содержит ряд важнейших идей. Прежде всего, это идея взаимосвязи всех природных явлений, идея о бесконечности вселенной. Идея о человеке как микрокосмосе, а также принцип совпадения противоположностей. Для большей наглядности этого принципа мыслитель обращается к математике, показывая на ее основе, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого круга диаметр тождествен окружности, причем с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, вследствие чего точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) являются одним и тем же. Совпадение противоположностей – важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому с полным правом его можно назвать одним из основоположников новоевропейской диалектики. [4, с. 61]
Непосредственное воздействие идей Н. Кузанского испытал крупнейший натурфилософ эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548 - 1600). В разносторонней диалектике Бруно особенно значимы мысль о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также о совпадении противоположностей. Опираясь на античную традицию и прямо ссылаясь на концепцию Гераклита о всеобщей изменчивости, Бруно утверждал, что в многообразном мире происходит непрерывное движение. В результате самодвижения мир изменяется, образуется как множественный из единого. Единое саморазвертывается во многое – такова суть диалектической концепции Бруно. Главнейшим положением его космологии было учение о бесконечности мира. Мыслитель говорит о Вселенной как о бесконечной субстанции. Вне ее нет ничего, ибо она представляет собой все сущее, все бытие. Она вечна, не сотворена Богом, неподвижна. Джордано Бруно не просто провозглашает бесконечность Вселенной, он отвергает деление мира на материальный и запредельный, нематериальный – будь то Перводвигатель перипатетиков или христианский Бог. [4, с. 61]
Таким образом, подобное отношение к осмыслению идеи Бога сказалось и на отношении к церкви. Многие мыслящие люди того времени считали, что официальная римско-католическая церковь неверно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. В этой связи для эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях XIV – XVI вв. Например, знаменитое произведение того времени «Декамерон» Джованни Боккаччо наполнено сатирическим изображением жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще. Идеи изменения церкви и ее учения проявились в движении под названием Реформация, которое привело к возникновению новой протестантской церкви. Наиболее яркое реформаторское движение проявилось в Германии в деятельности Мартина Лютера и Томаса Мюнцера.
2.3 Социально-политические идеалы эпохи Возрождения
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV – XVI вв., нашло свое отражение и в создании социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области общественно жизни высказали итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469 - 1527) и английский политический, и государственный деятель Томас Мор (1478 - 1535). [3, с. 93; 4, с. 62]
В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики), хотя само превращение политики в самостоятельный институт – явление более позднего времени. Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческого общежития гуманисты искали часто не в Божественном откровении, а исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях. [4, с. 93]
В частности политическая философия Никколо Макиавелли, изложенная в знаменитом произведении «Государь» (1513), носит в целом уже научный и эмпирический характер, то есть, основана на собственном политическом опыте. [3, с. 93]
Итальянский гуманист размышляет о власти: как она завоевывается, как удерживается и как теряется. Без всякого лукавства он вскрывает причины политической бесчестности, которые коренятся в самой природе человека: себялюбие, хитрость и свирепость, скрытость, лицемерие, религиозная фальшь. По мнению Макиавелли, все это следствия подлинной сути человека – его разумного эгоизма. Поэтому власть должна принадлежать тому, кто сможет ее захватить в свободном соревновании среди равных себе. Таким образом, народный правитель – это не «материализация» некой идеи «прав», «богоизбранности», а естественный результат «человеческого» в человеке, «индивидуального», «моего», «личного».
Общественно-политические рассуждения знаменитого автора «Утопии» (1516) Томаса Мора также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интерес превыше всего. Видимо поэтому Мор, рисуя идеальное государство (названное, соответственно, Утопия – место, которого нет), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока – эгоизма. [3, с. 93-94]
В Утопии все находится в общей собственности, ибо благополучие общества невозможно там, где существует собственность частная. Впервые в мировой литературе Мор описал социальное устройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. Утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, что есть «необходимое» и «лишнее», «нужное» и «ненужное», определяет не сам индивид, а община. Подчеркивая гуманистический, даже эпикурейский дух «Утопии», надо признать, что черты уравнительности, аскетизма в социальной философии Мора являются доминирующими. [3, с. 94]
Таким образом, общественное учение Макиавелли и Мора в целом были самокритикой нарождавшейся социально-политической западноевропейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новое время.
Заключение
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы – в литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в социальных и политических представлениях, а также в области философской мысли, стали происходить существенные изменения. Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название «Возрождение» (с франц. Renaissance).
Как видно в целом этот период действительно отличался новизной и определенными достижениями, что позволяет охарактеризовать его как этап перехода к новой европейской культуре.
Изменяющиеся исторические условия, которые, в конечном счете, были связаны с подрывом господства власти феодалов и идеологического диктата церкви, вели к наполнению культуры новым содержанием и измененной целью – ею стал человек (человеческое, человечность). Важнейшими ценностями становились земная жизнь человека, всестороннее развитие личности индивида, полнота ощущений им природы, человеческое счастье, любовь. Достижение гармонии в земной жизни становилось смыслом жизни человека.
В это исторический период меняется ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.
Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это вполне понятно. Ведь в этой культуре был отражен всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный престиж эпохи Возрождения и популярность этого слова, впервые употребленного для характеристики некоторых явлений ее духовной культуры (собственно, ее изобразительного искусства) примерно в середине XVI в. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья.
Одна из главных особенностей мышления данного периода состоит в том, что происходит специфическая модификация аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и других течений античной мысли, возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода – «Возрождение»).
Вместе с тем, говоря о возрождении античной культуры усилиями мыслителей эпохи Возрождения, следует иметь в виду, что это было не простое усвоение культурных ценностей и перенос их в новый контекст, но, прежде всего, оригинальная переплавка их в духовном тигле трансформирующего Средневековья.
Таким образом, в целом культура эпохи Возрождения – это синтез христианства, античной и восточной культур. На основе смешения различных тенденций в этот период рождалась новая западноевропейская цивилизация.
Литература
1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
2. Алексеев П. В. История философии: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
3. Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Выш. шк., 2003. – 541 с.
4. Философия: Учеб. пособие / В. К. Лукашевич, В. М. Белокурский, И. П. Мамыкин и др.; Под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 431 с.
Информация о работе Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения