Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:54, контрольная работа
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и как о героической личности сохранилось и в последующие времена.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.
Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа, а также его жизни, творчества и учений.
Введение ----------------------------------------------------------------------- 3
Жизнь и творчество Сократа---------------------------------------- 4
Основные принципы философии Сократа------------------------ 7
Заключение----------------------------------------------------------------- 13
Список литературы------------------------------------------------------- 15
План
Введение ------------------------------
Заключение--------------------
Список литературы-------------
Введение
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и как о героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая пьесой российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом».
Хотя о Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература, возможно, нет фигуры более загадочной. Сократ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта).
Сократ – великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.
Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа, а также его жизни, творчества и учений.
Жизнь и творчество Сократа
Сократ – первый афинский (по рождению и гражданству) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа Софрониск – ремесленник-каменотес, мать-Филарета – повивальная бабка. Несмотря на свой ум, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом.
По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос - некий «демон», ангел-хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков. Речь в данном случае фактически идет о внутреннем обосновании поведения. Сократ признавался, что всегда следовал предостережениям своего демона и вообще взял за твердое правило действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.
Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз в битве при Амфиполе в 422 г. до н.э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром). Во втором периоде этой злосчастной для Эллады войны Сократ уже не участвовал, но она коснулась его своими трагическими событиями. В 406 г. Афиняне после ряда поражений одержали победу в морском сражении при Аргинусских островах, но стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Стратегов судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ (заседателем в совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушали, и все восемь стратегов были казнены. Позже, во время тирании тридцати, Сократ, будучи снова пританом, отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным гражданином.
Так Сократ выполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии должны были исполнять все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Женившись по расчету, был плохим семьянином. Мало заботился о трех сыновьях, родившихся у него поздно, и не унаследовавших его интеллектуальных способностей. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. Он был готов вести беседы с любым человеком — государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком. Он видит свое жизненное назначение в том, чтобы пробуждать афинян от нравственной спячки. «Вот, по-моему, бог и послал меня в этот город, - говорит он, обращаясь к согражданам, - чтобы я, целый день, носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно» (Платон, Апология Сократа).
Сократ имел большой круг учеников, большая часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно политического строя афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также сообщаемые Платоном критические высказывания самого Сократа, направленные против демократического строя, восстановили против Сократа демократических правителей Афин. В 399г. до н.э. по доносу трагического поэта Мелета Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, развращении молодежи, в том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.
По процедуре судоговорения,
после произнесения обвинительных
и защитительных речей суд
большинством голосов при тайном
голосовании решил вопрос о виновности
или невиновности Сократа. За признание его виновным
было 280 голосов, против 221 голос. На суде
Сократ оказался перед жестокой альтернативой:
либо отречься от своего, как он понимал,
божественного призвания, и лишь такой
непомерной ценой добиться снисхождения,
либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать
дело всей свей жизни. Твердо избрав второй
путь, он сознательно отрекся сам от себя.
Свой последний день Сократ провел с учениками. Он говорил, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что иное, как умирание для земной жизни, подготовка к освобождению бессмертной души от ее смертной оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа и сыновья; Сократ, простившись, отпустил их. Затем, в присутствии учеников Сократ выпил чашу сока цикуты. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую жертву приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел подчеркнуть, что смерть – это выздоровление души.
Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность. Смерть Сократа всколыхнула афинян и приковала к нему их внимание. Вспоминали пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали и его слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре после казни Сократа, афиняне, раскаявшись в содеянном, и считая себя введенными злоумышленно в заблуждение, приговорили Мелета к смерти, а остальных обвинителей – к изгнанию. Сократу была сооружена Лизипом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее Помпейон.
Основные принципы философии Сократа
Сведения об учении Сократа немногочисленны и не совсем надежны. Сам Сократ, активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. В диалоге Платона «Федр» Сократ выступает против египетского бога Тевта, которому египтяне приписывали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: она делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему его усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что известно о Сократе, известно главным образом из трудов его учеников и собеседников – философа Платона и историка Ксенофонта. Ксенофонт посвятил Сократу и его учению такие свои произведения, как «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Платон же почти все свое учение приписал учителю, идеализируя его, так что сложно сказать, где кончается Сократ, а где начинается Платон. Окарикатуренный образ Сократа как мнимого софиста нарисован Аристофаном в комедии «Облака». Подлинного Сократа так никому, видимо, узнать и не придется, но определенные его идеи все же дают представление о его философии.
Сократ в молодости посетил в Дельфах храм Аполлона. Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.
По некоторым данным, молодой Сократ был учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен, а затем и Архелая, который тоже был учеником Анаксагора. Во времена Сократа философия в Афинах была импортным продуктом. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любопытностью и общительностью, проявлял большой интерес к их выступлениям. Со многими из них он имел обстоятельные беседы.
Знакомство молодого Сократа с основными течениями тогдашней философии сыграло, конечно, плодотворную роль в становлении и развитии его собственных представлений.
Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошёл не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского «Федона», молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях он опирался на натурфилософские положения своих предшественников, в том числе и Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, пифагорейцев, чьи взгляды он хорошо знал. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворили молодого Сократа. Он разочаровался в прежней натурфилософии, и вместе с тем пришёл к самокритичному выводу о собственной непригодности к такого рода исследованиям.
Сократ понимал причину как духовное начало, которое не следует путать и смешивать с природными явлениями. Причина выносится им за рамки бытия и не смешивается с ним. Бытие подразумевает причину как своё определяющее начало, как божественный разум и божественную силу, которая наилучшим образом устроила всё так, как оно есть. Природа – сфера действия божественных сил. С этой точки зрения натурфилософские исследования, игнорировавшие божественную причину природных явлений, представляли собой бесполезную и суетную трату сил. В подходе натурфилософов Сократ довольно проницательно усмотрел стремление овладеть силами природы и управлять ими. Но подобные усилия, по его мнению, представляли бы собой тщетную попытку вмешаться в область божественных установлений и предопределений.
Таким образом, проводя параллель с современными Сократу китайцами, можно утверждать, что философ ближе к конфуцианцам, чем к даосам. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят научить меня, не то что люди в городе». Именно человека Сократ ставит в центр своей философии, а по своему существу его учение – философия морали, этика.
Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.
Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит, что благо — не что иное, как удовольствие, а зло — не что иное, как страдание.
Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий. Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Разным людям приятны разные вещи. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием, по Сократу, является измеряющий, взвешивающий разум.
Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если, тем не менее, он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добродетель, но не следует ей, — значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.