Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:09, реферат

Описание работы

Марксистско-Ленинская философия еще совсем недавно играла огромную роль в жизни нашей страны. Многие люди верили в идеалы коммунизма, немало трудились для того, чтобы их добиться. Они сделали немало добрых дел, результатами которых пользуется и наше поколение.
С другой стороны, в наши дни нередко можно услышать прямо противоположные высказывания по отношению к марксистской философии. Критикуются итоги, к которым пришло наше общество в результате советской власти, жестокие методы, которые эта власть применяла.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………......3
Основные категории исторического материализма……………….……...……….5
Общественное бытие и общественное сознание…......…………...………...6
Производительные силы и производственные отношения ….………….....7
Базис и надстройка ……………….…………………………………………10
Историческая необходимость и сознательная деятельность людей…………….12
Категория общественно-экономической формации……………………………..14
Социальная революция как закон смены общественно - экономических формаций…...……………16
Заключение…………………………………………….……………………………19
Литература………………………………………………………………..…………21

Файлы: 1 файл

Реферат по философии Аксенова А. В. 2 курс.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  технический университет им. Н.Э.Баумана

Калужский филиал

 

 

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

Реферат по философии на тему:

«Основные принципы материалистического  учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса»

 

 

 

Выполнил: Аксёнов А. В.,

студент гр. УИ-41

Проверил: Гречишникова Н. П.,

к.ф.н., доцент

 

 

 

 

 

Калуга

2012

 Содержание

 Введение………………………………………………………………….………......3

Основные категории исторического материализма……………….……...……….5

    Общественное  бытие и общественное сознание…......…………...………...6

   Производительные силы и производственные отношения ….………….....7

    Базис и надстройка ……………….…………………………………………10

Историческая необходимость  и сознательная деятельность людей…………….12

Категория общественно-экономической  формации……………………………..14

Социальная революция  как закон смены общественно - экономических формаций…...……………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………….……………………………19

Литература………………………………………………………………..…………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Марксистско-Ленинская философия еще совсем недавно играла огромную роль в жизни нашей страны. Многие люди верили в идеалы коммунизма, немало трудились  для того, чтобы их добиться. Они сделали немало добрых дел, результатами которых пользуется и наше поколение.

С другой стороны, в наши дни нередко можно услышать прямо  противоположные высказывания по отношению  к марксистской философии. Критикуются  итоги, к которым пришло наше общество в результате советской власти, жестокие методы, которые эта власть применяла. Очень широко и навязчиво распространяется идея о том, что приход к власти большевиков в результате «октябрьского  переворота» стал большим горем для нашей Родины. И вообще многое, что было сделано предшествующими поколениями – неразумно и безрезультатно.

Вместе с тем, высказывается  мнение о том, что современная  демократия - практически наилучшее устройство общества. А недостатки и несправедливость - вещи неизбежные, с ними следует примирится.

Интерес автора к марксистской философии связан с тем влиянием, которое она оказала и на историю  нашей Родины, и на философию вообще.

Марксизм – обширная философская  система, в реферате будет рассмотрен только вопрос материалистического  понимания истории, который связан с проблемой общества и человека. 

Философский материализм  Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Маркс никогда не использовал термин «исторический  материализм», которым после его  смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Фридрих  Энгельс. Сам же Маркс предпочитал  пользоваться более осторожным выражением «материалистическое понимание  истории», тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской  системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения.

Целью настоящей работы является исследование сущностных основ материалистического понимания исторического развития общества Карлом Марксом через основные категории и закономерности исторического материализма.

Данной цели попытаемся добиться, решив задачи по: выявлению содержания основополагающих категорий исторического материализма как диалектически взаимосвязанных составляющих историко-философского учения К. Маркса; анализу сущности категории общественно-экономической формации; установлению содержания категории «социальная революция» с позиций ее места в диалектической системе материалистического понимания истории и роли в процессе общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные категории  исторического материализма

Учение Карла Маркса  об истории человеческого общества складывалось в процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежит базовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. При этом в качестве метода познания используется диалектический материализм, который предполагает, что исходной точкой исследования общественной структуры должны служить «внешние явления». Под «внешними явлениями» в данном методе понимаются конкретные материальные факты, то есть не сознание людей и не идеи, а материальная действительность. Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.

Впервые материалистическое понимание истории представлено в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Здесь история определяется как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями.

В своем труде Маркс доказывает, что материальное  производство - необходимое условие общественной жизни. Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что «человечество само создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, являются производительные силы».1

Категорию производительных сил, как и  другие ключевые категории  материалистического понимания  истории, Маркс выводит из одного общего основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности, направленной на их удовлетворение.

Итак, свое начало история  человеческого общества берет в  мире материальных вещей. Из этого утверждения  вытекают следующие категории: «общественное  бытие», «общественное сознание», «производительные  силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых  конструируется логика изложения материалистического  понимания истории.

Рассмотрим каждую из категорий  в отдельности.

Общественное  бытие и общественное сознание

Общественное бытие, по Марксу, есть реальные условия жизни людей  обществе, в котором все поставлено на службу материальному успеху. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни, что и является их общественным бытием. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны удовлетворять свои естественные потребности в пище, воде, одежде и т.д. И все это обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.

Однако люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Именно эта сторона общественной жизни людей, по мнению Маркса, является областью общественного сознания.

Общественное сознание есть отражение или осознание общественного  бытия, охватывающее и природу и  общество.

Маркс и Энгельс рассматривают  человеческий образ жизни или  способ существования как непрекращающийся процесс производства и воспроизводства  всех сторон общественной жизни, в том  числе общественного бытия и  общественного сознания. Иначе говоря, общественное бытие и общественное сознание не существуют и не могут  быть поняты как раз и навсегда возникшие, неизменные и не связанные друг с другом общественные явления. Они непрерывно воссоздаются, складываются заново и развиваются в исторических формах как определенные противоположные стороны общественной жизни, не сводимые к ее другим сторонам.

Маркс начинает утверждать, что не сознание определяет бытие  и конструирует мир явлений, а  наоборот: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Из этого следует, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.

В самом понятии “общественное  сознание” заложено, по меньшей  мере, две идеи: во-первых, идея социальной обусловленности сознания индивида; во-вторых, представление об обществе как самостоятельном субъекте отражения  действительности. В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа, когда человек всегда действует сознательно, и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек может жить и действовать бессознательно, стихийно.

Однако стоит отметить, сознание людей отнюдь не является пассивным, повсеместным отражением жизни. Материализм Маркса в понимании общественной жизни отнюдь не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть теснейшим образом связаны с последней, правильно отражая тенденции и требования ее развития.

Производительные  силы и производственные отношения

В своей работе «Капитал»  Маркс характеризует производство как целесообразную деятельность людей  для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил.

Производство включает в  себя две стороны: во-первых, отношение  людей к природе, степень овладения  ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы, по Марксу, есть совокупность средств  производства и людей, занятых в  производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между  человеком и природой в процессе общественного производства.

        Производительные силы представляют собой органическое единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на основе всей системы разделения труда в обществе. Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают в качестве средств.

Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе  производительных сил. Главной производительной силой являются производители, трудящиеся.

Производительные силы, в  конечном счете, по выражению Маркса, представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые  материальными интересами, создают  и усовершенствуют орудия производства, добывают предметы труда.

Первая производительная сила — трудящиеся. В определенных общественных условиях она обладает специфическими общественными свойствами. Процесс труда не только выражает собой затрату физической и духовной энергии, но и исторически сложившиеся общественные отношения.

Орудия труда — это  предметы или сочетание предметов, с помощью которых человек  воздействует на природу, производит преднамеренные изменения в предмете труда, материализует свой труд. Благодаря материализации труда происходит передача последующим поколениям накопленного в обществе труда, общественных отношений.

В процессе развития производства люди вступают в отношения друг с другом. Эти отношения называются производственными. Они соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то или иное соединение средств производства с рабочей силой.

По мнению Маркса, производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые определяют все остальные общественные отношения. Они материальны, складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате действия законов экономического развития. Производственные отношения не зависят от воли людей и не могут устанавливаться произвольно.

Наряду с производительными силами люди наследуют и определенные общественные отношения производства. Характер производственных отношений людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростом производительных сил..

Производственные отношения, определяемые развитием производительных сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средства производства. Переход от одной общественно-экономической  формации к другой сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм собственности на них.

Теснейшим образом с распределением средств производства, или формой собственности на них, связано положение  и взаимное отношение различных  классов и социальных групп в  общественном производстве. Форма собственности  на средства производства также определяет собой социальные формы и характер распределения продуктов в обществе.

Производственные отношения  в обществе определяются формами  собственности. Каждая из  основных форм производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-экономической формации.

Производительные силы и производственные отношения образуют единство, в котором  первые составляют содержание, а вторые — их форму.

Производительные силы и производственные отношения в конкретно-исторической совокупности в процессе функционирования составляют способ производства, определяющий всю общественную жизнь данной исторической эпохи.

Информация о работе Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса