Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:09, реферат

Описание работы

Марксистско-Ленинская философия еще совсем недавно играла огромную роль в жизни нашей страны. Многие люди верили в идеалы коммунизма, немало трудились для того, чтобы их добиться. Они сделали немало добрых дел, результатами которых пользуется и наше поколение.
С другой стороны, в наши дни нередко можно услышать прямо противоположные высказывания по отношению к марксистской философии. Критикуются итоги, к которым пришло наше общество в результате советской власти, жестокие методы, которые эта власть применяла.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………......3
Основные категории исторического материализма……………….……...……….5
Общественное бытие и общественное сознание…......…………...………...6
Производительные силы и производственные отношения ….………….....7
Базис и надстройка ……………….…………………………………………10
Историческая необходимость и сознательная деятельность людей…………….12
Категория общественно-экономической формации……………………………..14
Социальная революция как закон смены общественно - экономических формаций…...……………16
Заключение…………………………………………….……………………………19
Литература………………………………………………………………..…………21

Файлы: 1 файл

Реферат по философии Аксенова А. В. 2 курс.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Способ производства представляет собой общественную форму производства. Внутреннее единство производительных сил и производственных отношений  находит свое выражение в том, что воспроизводство в общество всегда означает не только воспроизводство  определенных материальных условий  жизни, но  и воспроизводство определенных общественных отношений.

Базис и надстройка

Маркс и Энгельс дали вполне объективный критерий для отделения  определяющих общественных отношений  от производных, выделив производственные, экономические отношения как  структуру общества, его основу. В этой связи они ввели в  науку понятия базиса и надстройки.

Так, базис, по Марксу, - это  первичная экономическая структура  общества, представляющая собой совокупность определенных производственных отношений.

Каждой общественной формации присущ свой экономический базис. Подобно  различным типам производственных отношений складываются соответствующие  типы экономических базисов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический. Следовательно, господствующий тип  производственных отношений определяет соответствующий тип экономического базиса.

Каждый экономический  базис неизбежно порождает соответствующую  ему надстройку.

Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а  также соответствующие им организации  и учреждения (государство,  партии, церковь  и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения.

Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической и конкретно–исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждой общественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный тип надстройки. Следовательно, базис порождает одну, а не несколько надстроек. Надстройка отражает свой базис, его природу, подобно тому, как форма отражает свое содержание.

В обществе действует общесоциологический  закон: базис определяет надстройку. Это значит, что каков базис, такова в основном и надстройка. Экономический  базис является источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки. Как правило, изменение в базисе предшествует изменениям в надстройке. Однако в развитии базиса и надстройки постоянно возникают и разрешаются взаимные противоречия .

Рассмотренные категории  выступают базовыми для обоснования  категории общественно-экономической  формации, которая занимает центральное  место в членении исторического  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая  необходимость и сознательная деятельность людей

С появлением общества возникли и его закономерности. Общественные закономерности имеют конкретно-исторический характер, так как они неразрывно связаны с определенными историческими  условиями.

Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции  в историческом развитии. Значение их состоит в том, что "они обусловливают  развертывание событий в определенном направлении, благодаря чему история  движется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью  в смене явлений. Из одной общественно-экономической  формации закономерно возникает  другая, более высокая по степени  развития, в каждой из них действует  своя объективная логика событий.

Основные процессы в любом  государстве обусловлены общими закономерностями, присущими данной общественно-экономической формации. Общие закономерности действуют  в конкретных условиях, следовательно, они должны иметь различные формы  проявления.

Исторический материализм  рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в  развитии общества, каждое явление, а  как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в  процессе их развертывания на основе деятельности людей

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств  осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического  взаимодействия объективных условий  и человеческой деятельности совершается  исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющим являются объективные  условия. Их нельзя по одному лишь желанию  людей создать или отменить.

 Только на основе  учета объективных условий и  путем использования общественных  закономерностей люди могут добиться  успехов в достижении своих  целей.

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной  стороны. К ней относятся также  и другого рода явления общественной жизни, существующие вне сознания людей.

Субъективный фактор общественного  развития — это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение  существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов  общественного развития. Каждый шаг  вперед по пути развития культуры, цивилизации  был шагом к свободе человечества.

Свобода поведения человека всегда ограничивалась историческими  возможностями. Человек мог принять  то или иное решение, однако практически  осуществить его не мог в силу нереальности замысла, отсутствия объективных  условий и средств или достигал совсем не тех результатов, которых  желал. Буржуазный либерализм всегда декларировал правовое равенство, но не обеспечивал  его фактически.

 Подлинная свобода  осуществляется только тогда,  когда люди начинают сознательно  творить историю, добиваясь желаемых следствий.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория общественно-экономической  формации

Категория общественно-экономической  формации обозначает исторически определенную ступень общественного развития, исторический тип конкретного общества, общественного устройства. Сам термин «формация» бал воспринят К. Марксом  из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений  определенного периода, которое  представляло собой исторически  сложившееся образование в земной коре. Сходство между «формацией»  в виде категории геологической  науки и «формацией» в виде категории  исторического материализма в том, что в обоих случаях  речь идет возникающих и изменяющихся образованиях.

В качестве критерия формационного  развития человеческого общества наиболее общий, фундаментальный характер имеет  способ производства материальной жизни: производственные отношения, формы собственности, т.е. та сторона общественного способа производства, которая выражает общественные отношения между людьми. Именно это составляет основу формационных ступеней исторического процесса и, соответственно, формационных типов конкретного общества. К. Маркс выделял рабовладельческое, феодальное, буржуазное, коммунистическое общества. Также он обращал внимание на азиатский способ производства и в качестве исходного пункта развития человеческого общества называл архаическую формацию общинного типа.3

В «Немецкой идеологии», где материалистическое понимание  истории обретает зримые черты и  определенность, К. Маркс и Ф. Энгельс  за основу членения исторического процесса взяли формы собственности, которые  выражают различные ступени в  развитии разделения труда. Соответственно были выявлены четыре господствовавших в историческом процессе формы собственности: племенная, античная, феодальная и буржуазная. Обосновывалась также неизбежность коммунистического общества. Наконец, Маркс, формулируя суть материалистического понимания истории, выделял еще один критерий членения исторического процесса – способ производства материальной жизни. В качестве прогрессивных ступеней общественного развития он называл азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная революция  как закон смены общественно - экономических формаций

Важную роль в материалистическом понимании истории играет категория  социальной революции, выступающая необходимой составляющей логической системы марксистской философии.

Общефилософской основой  теории социальной революции является диалектико-материалистическое учение о развитии как высшем типе движения, всеобщем принципе изменения всего  материального мира, в том числе  социальной формы существования  материи. Согласно закону перехода количественных изменений в качественные, эволюционное развитие подготавливает революцию.

В контексте материалистического  понимания истории революция  понимается как материально обусловленная  движущая сила исторического процесса. На определенной ступени своего развития, - писал К. Маркс в предисловии  к «Критике политической экономии», - материальные производительные силы общества приходят в противоречия с  существующими производственными  отношениями, или – что является только юридическим выражением последних  – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор  развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха  социальной революции. С изменением экономической основы более или  менее быстро происходит переворот  во всей громадной надстройке.

Поскольку, по Марксу, при совокупности определенных условий социальная революция является неизбежной, ее свершение можно назвать общественным законом, которому подчиняется развитие человечества от одной общественно-экономической формации к другой. Однако в отличии от других общественных законов этот действует лишь в конкретный исторический период развития общества. Продолжительность его действия всякий раз зависит от исторического типа революции, своеобразия внутренних и внешних условии той страны, в которой она совершается.

По своему историческому  значению социальные революции –  важнейшие рубежи общественного  развития, не только отделяющие одну общественно- экономическую формацию от другой, но и выражающие собой преемственность, поступательный характер исторического движения. Без социальной революции ни одна общественно-экономическая формация не может занять место предшествующей формации. Вместе с тем социальные революции различных исторических эпох во многом непохожи, специфичны.      Социальная революция, по Марксу носит двоякий характер: «Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть,  и постольку она имеет политический характер».5

По мнению Маркса, любая  социальная революция проистекает из классовой борьбы. В этом отношении любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения. В ее ходе разрешается вопрос о власти. По словам К. Маркса, «каждый стремящейся к господству класс, - если даже его господство обусловливает… уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть, для того чтобы этот класс… мог представить свой интерес как всеобщий».6

В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального, в экономических  условиях производства, и переворота идеологического, происходящего в  политической, религиозной, художественной, философской и иных сферах жизни, в которых люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение. При этом основополагающей движущей силой в этом процессе выступают  противоречия материальной жизни, существующий конфликт между общественными производительными силами и производственными отношениями.

Социальные революции, таким  образом, можно назвать выражением сущности естественноисторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, они являются законом истории, ее «локомотивами», обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По итогам проведенной работы сформулируем ряд наиболее важных выводов.

 Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собой самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве главного метода познания объективных законов исторического развития общества в нем используется метод диалектического материализма, который оперирует следующими категориями: общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Данные категории характеризуют обусловленность истории человеческого общества материальным производством, а также составляют каркас, на котором базируется историко-философская концепция К. Маркса.

 Категория «общественно-экономическая  формация» имеет громадное методологическое значение для философии исторического материализма. Все важнейшие категории данной философской системы так или иначе включаются в понятие «общественно-экономической формации». Именно в ней концентрируются движущие силы общественного прогресса.

При всей сложности общественного  развития неизменной остается логика исторического процесса, выражающаяся в определенной последовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит и свое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался, например, в направлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму. Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса, что и отражается в марксистском понимании главного направления прогресса человечества как последовательной смены формаций.

Информация о работе Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса, Ф.Энгельса