Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:18, реферат

Описание работы

Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер» Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека. В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

Файлы: 1 файл

Основные проблемы философии Ф.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Посредственности (третий слой) играют важную роль в укреплении устойчивости иерархически кастового  общества. Они составляют ту «почву», на которой может «произрастать» элита общества. Более того, по его  мнению, «посредственностью обусловлена культура в ее высоком развитии» [4, c. 84–85]. Ф. Ницше логично, в соответствии со своей теорией воли к власти, приходит к выводу, что в обществе должно существовать право сильного, способного властвовать и подчинять. Речь должна идти о неравенстве прав, так как неравенство – «первое условие для того, чтобы существовали права» В такой модели общественного устройства, по его убеждению, «нет ничего произвольного, ничего надуманного, искусственного», так как такая постройка более всего соответствует законам живой природы, законам самой жизни. Бросая взор на прошлое в человеческой истории, он находит пример подобной организации общественной жизни в лице Римской империи, Античной Греции. Опыт которых он рассматривает как предварительную работу, фундамент для последующих тысячелетий, который был разрушен, как он убежден, под воздействием христианства, христианской религии и христианской морали. «Вечное возвращение» как торжество инстинкта воли к власти, по его мнению, возможно. Но эту миссию может выполнить новый тип людей – «сверх-человеки», «сверх-личности». В этом аспекте он идеализирует ислам и буддизм, хотя сам по своему воспитанию и культуре был христианином.

Как мы видим, он расходится в своих философских  взглядах как с традициями Просвещения, так и с традициями немецкой классической философии, с классическими принципами гуманизма. Он старается беспристрастно научно, как он убежден, вскрыть глубинные механизмы самой жизни, бытия человека и общества, апеллируя к естественным законам природы, где действительно все целесообразно, гармонично, нет ничего лишнего, где господствует строгая иерархия сильного и слабого, где борьба за жизнь «всеми средствами инстинкта жизни» является универсальным принципом саморегуляции и самовоспроизводства. Вот почему он считает, что общественный прогресс не свидетельство мощи человека, а его деградации, его «омассоствления», дегероизации. По его мнению, на место героя приходит «мещанин».

Философия Ф. Ницше  и привлекает, и «отталкивает»  одновременно. Поэтому часто и  сейчас – одни видят в ней философию оправдания насилия как принципа жизни, другие – великого мыслителя, уловившего тайные механизмы бытия мира как универсума. Но философию Ф. Ницше можно понимать и как выражение противоречивости бытия самой жизни, и самого человека. Он не может примириться с тем, что в истории есть не только достижения, но и утраты, потери. Человечество, по его мнению, часто пасовало перед обстоятельствами жизни. В то время как ему виделась необходимость постоянного его торжества, когда «сверх-человеку», по выражению Ф. Достоевского, дозволено все. Но философию Ф. Ницше можно рассматривать и как предостережение перед соблазном выйти за границы добра и зла, в ту сферу абсолютной свободы, которая не может быть понята рационально.

Список литературы

1. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. – М.: Молодая гвардия, 1992.

2. Мир философии:  Книга для чтения: В 2 ч. –  М.: ИПЛ, 1991.

3. Ницше Ф.  По ту сторону добра и зла  // Вопросы философии. – 1989. –  № 5.

4. Ницше Ф.  Антихристианин (опыт критики христианства) / Сумерки Богов. – М.: ИПЛ, 1989.

5. Ницше Ф.  Утренняя заря. – Свердловск: Воля, 1991.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/

Информация о работе Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»