Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 02:38, контрольная работа

Описание работы

Ф. Ницше выдвигает основополагающий постулат своей философии, который определил его взгляд и оценки различных сторон бытия мира, человеческой истории, общества. Таким основополагающим постулатом является утверждение Ф. Ницше о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Его позиция напоминает позицию Артура Шопенгауэра, которого он в определенной мере считал своим учителем.

Файлы: 1 файл

Философия остатки.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Осмыслив заключительный отрывок фрагмента № 12 в свете его заголовка “Крушение космологических ценностей”, мы увидим теперь, что этот титул приложим к фрагменту в целом только в случае, если мы с самого начала понимаем нигилизм в смысле Ницше как историю, т. е. позитивно, как предварительную ступень “нового” полагания ценностей, причем с такой решительностью, что именно крайний нигилизм ощущаем не как полное падение, но как переход к новым условиям существования. Этот обобщающий взгляд на существо нигилизма Ницше зафиксировал примерно одновременно с записью № 12 в следующем наброске:

“Обобщающий взгляд.— Фактически всякий крупный рост приносит с собой также страшный распад и гибель: страдание, симптомы заката принадлежат к временам громадных шагов вперед; всякое плодотворное и мощное движение человечества одновременно вызывает и нигилистическое движение. Приход в мир предельнейшей формы пессимизма, настоящего нигилизма может в известных обстоятельствах оказаться признаком резкого и существеннейшего возрастания, перехода в новые условия существования. Вот что я понял” (№ 112; весна-осень

 

 

 

2. Моральный нигилизм Ницше

 

 

Если "истина", т.е. истинное и действительное, выводится и возводится, в некий самосущий мир, то это подлинно сущее выступает как нечто такое, чему должна покориться вся человеческая жизнь. Истинное есть само по себе должное и желанное. Человеческая жизнь только тогда на что-то годится, только тогда определена истинными добродетелями, когда эти последние только к тому устремлены и только тому способствуют, чтобы осуществить желанное и должное, следовать за ними и так подчинить себя "идеальному".

 

Человек, самоотрекающийся перед идеалами и прилежно стремящийся их исполнить, есть добродетельный, годный, т.е. "хороший человек". Продуманное в ницшевском смысле, это означает: Человек, волящий сам себя как такого "хорошего человека", учреждает над собой сверхчувственные идеалы, которые дают ему то, чему он должен подчиниться, чтобы в осуществлении этих идеалов обеспечить себе жизненную цель.

 

Ницше может сказать:

 

"В истории морали  выражается, таким образом, воля  к власти, с которой то рабы  и угнетённые, то неудачники и  тяготящиеся собой, то посредственности  делают попытку провести им  благоприятные ценностные суждения".

 

"Мораль понимается  именно как учение об отношениях  господства, при которых возникает  феномен "жизнь".

 

"Я понимаю под "моралью" систему оценок, соприкасающуюся  с условиями жизнедеятельности  того или иного существа".

 

С одной стороны, мораль означает в формальном, наиболее широком смысле всякую систему оценок и отношений господства; мораль здесь понимается настолько широко, что и новые оценки тоже могут быть названы "моральными", лишь потому, что ими устанавливаются условия жизнедеятельности. Во-вторых, однако, и как правило мораль означает, по Ницше, систему тех оценок, которые включают в себя введение безусловных верховных ценностей в себе в смысле платонизма и христианства. Мораль есть мораль "хорошего человека", который живёт из противоположности и внутри противоположности к "злому" и не "по ту сторону добра и зла". Поскольку метафизика Ницше стоит "по ту сторону добра и зла", пытаясь прежде всего выработать и занять эту позицию как принципиальную и основополагающую, постольку Ницше вправе называть себя "имморалистом".

 

"Добрый человек" этой "морали" есть, мысля метафизически, тот человек, который ничего не  подозревает о происхождении  ценностей, которым он подчиняет  себя как безусловным идеалам. Это неподозревание о происхождении ценностей держит человека в стороне от всякого эксплицитного осмысления происхождения ценностей: а именно, что они суть установленные самою волей к власти условия её собственного поддержания. "Наивность" равнозначна с "психологической невинностью"; это означает: незатронутость всяким пересчётом сущего и тем самым жизни с её условиями на волю к власти.

 

"Это всё ещё та  же гиперболическая наивность  человека, вводить самого себя  как смысл и меру ценности  вещей".

 

Человек остаётся увязать в своей наивности, пока не берёт всерьёз то знание, что он один полагает ценности, что ценности всегда могут быть лишь им же обусловленными условиями сохранения, обеспечения и возрастания его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого //Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М.,1990.Т.2.С.48

 

2 Злая мудрость : Афоризмы и изречения // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М.,1990.Т.1.С.756

 

3 Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф.Соч.: В 2 т.,М.,1990 .Т.1.С.483

 

4 Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф.Соч.: В 2 т.,М.,1990 .Т.1. С.489

 

                


Информация о работе Основные проблемы философии Ф. Ницше как «философии жизни и нигилизма»