Основные школы и направления древнекитайской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Противопоставление Востока и Запада известно уже давно. Многие спорят, возможно ли найти точки соприкосновения между двумя этими культурами, народами, частями света. Наряду с традиционным мнением о непонимании между двумя культурными областями и несходстве мировоззрений и культур на современном этапе развития философии в частности и культуры в общем, всё большую популярность получает мнение о взаимопроникновении и несомненном влиянии культур друг на друга. Так, сегодня очевидна вестернизация восточных стран (в основном под Востоком понимают Японию, Китай, Индию - крупнейшие страны региона, оказавшие наибольшее влияние на философию, культуру, искусство Востока), с другой стороны мы наблюдаем также появление интереса у западных наций к культуре, искусству, медицине и философии Востока.

Содержание работы

Введение
2. Основные школы и направления древнеиндийской философии
а) брахманизм
б) философия эпического периода
в) неортодоксальные и ортодоксальные школы в древней Индии
3. Основные школы и направления древнекитайской философии
а) конфуцианство
б) даосизм
в) моизм
г) легизм
д) школа сторонников Инь и Ян
4. Практическое задание
5. Заключение

Файлы: 1 файл

философие.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение

2. Основные школы и  направления древнеиндийской философии

      а) брахманизм

      б) философия эпического периода

      в) неортодоксальные  и ортодоксальные школы в древней  Индии

  3. Основные школы и  направления древнекитайской философии

     а) конфуцианство

     б) даосизм

     в) моизм

     г) легизм

     д) школа  сторонников Инь и Ян

4. Практическое задание

5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

     Противопоставление Востока и Запада известно уже давно. Многие спорят, возможно ли найти точки соприкосновения между двумя этими культурами, народами, частями света. Наряду с традиционным мнением о непонимании между двумя культурными областями и несходстве мировоззрений и культур на современном этапе развития философии в частности и культуры в общем, всё большую популярность получает мнение о взаимопроникновении и несомненном влиянии культур друг на друга. Так, сегодня очевидна вестернизация восточных стран (в основном под Востоком понимают Японию, Китай, Индию - крупнейшие страны региона, оказавшие наибольшее влияние на философию, культуру, искусство Востока), с другой стороны мы наблюдаем также появление интереса у западных наций к культуре, искусству, медицине и философии Востока.

     Восток - это регион традиций, образ жизни некоторых людей на Востоке до сих пор не отличается от жизни восточных людей несколько тысячелетий назад. В какой-то мере это справедливо и для философии: основные философские школы, учения сформировались тысячелетия назад, они существуют в чистом или модифицированном виде и по сей день.

    Важнейшее место в восточной философии занимает китайская философия – древнейшая, подарившая миру наибольшее количество видных мыслителей. Несомненно, китайская философия – это не школа одного мыслителя, не одно его учение, однако до сих пор китайскую философию некоторые сводят до конфуцианства. Это не совсем верное мнение обусловлено огромной ролью философа и его влиянием на последующее развитие культуры Китая.

   Цель данной pаботы - ознакомление с основными школами и направлениями древнеиндийской и древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же пpивлекательность и живучесть этих школ.

    

Основные школы и направления  древнеиндийской философии.

     Религиозные системы Индии, если сравнить их с ближневосточными средиземноморскими, в ряде факторов, особенно в связи изначальным единством макро- и микромира, природы и человека, представляются более глубокими и философски насыщенными. Важная особенность индийских религий - их явственное обращение вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее "я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации: она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания, богами и Буддами. Отсюда акцент на то, что каждый - кузнец своего счастья.

История индийской философии  делится на следующие периоды:

  • Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.) охватывает эпоху постепенного распространения культуры и цивилизации ариев.
  • Эпический период (VI в. до н.э. – II в. н.э.) своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно оформившимся в это время: Рамаяна и Махабхарата. Развитие философской мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней:
  • Период сутр и комментариев к ним (от III в. до н.э.) характеризуется “сокращением” и обобщением наработанного различными школами материала. Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии нередко приобретали большее значение чем сами сутры.

Философия ведийского периода

 Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита "знание, ведение") – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют “Первым памятником мысли древних индийцев”.

     Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. Хотя в них содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры). Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед – Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

     Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических).

Философия эпического периода.

      В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Об этом в частности свидетельствует памятник III в до н.э. «Артхашастра»: «Философия всегда считается светильником все наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех установлений». Автор «Артхашастры» (Каутилья) употребляет для философии даже специальный термин -  «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-логическое-знание») в отличие от религиозного учения, обозначаемого понятием «трайи-видья» (знание трех», т.е. – трех ведических текстов – Ригведы, Самаведы и Яджуверды).

   Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

1. Эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться  не позднее Х в до н.э., окончательное оформление получила в V в н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть  попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед;

2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.

3. Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъясне­ния по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

      Итак, если в Ведах, как правило, речь шла о внешнем ритуальном жертвоприношении (в жертву приносились люди, а затем — животные) как основе нравственного порядка, то в эпическом периоде — о внутреннем, духовном самопожертвовании, что свидетельствовало о более высокой ступени развития философского мировоззрения.

 Школы индийской  философии

     Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

     К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

       К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

        Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

Веданта (“завершение  вед”)

Основные положения Веданты  изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения – кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Миманса

Цель Мимансы – оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные  положения должны быть логически  обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой.

Санкхья

Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа , в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом.

Ньяя

Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара.

Вайшешика (с санскрита – “особенность)

Учение устанавливает  семь категорий для всего существующего : субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. “Субстанция”, “качество” и “действие” существуют реально. “Общность”, “особенность” и “присущность” – продукты умственной деятельности. Категория “особенность” играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объеты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских  школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального  существования. Два условия такого освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий.

        Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

Джайнизм

В основе Джайнизма лежит  учение о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы – это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя – одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

Буддизм

Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Выдвинул три положения :жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданийй, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” – нирваны. Нирвана – состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно.

Локаята (Чарвака)

В основе Локаяты лежит  учение о том, что все предметы состоят из четырех элементов : земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и прежде всего бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е. отрицает существование какого-либо другого мира, кроме материального.

Информация о работе Основные школы и направления древнекитайской философии