Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:29, реферат
Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.
Введение………………………….…………………………………………………..3
1Позитивизм……………………………………………...…………………………..4
2 Марксизм…………………………………………………………………………...8
3 Философия жизни………………………………………………………………...10
4 Феноменология…………………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА”
Реферат по философии
на тему “Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология)”
Студентка группы 1-СЗ-46
Санкт-Петербург
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………….……………………………
1Позитивизм……………………………………………..
2 Марксизм…………………………………………………………
3 Философия жизни……………………………………………………………….
4 Феноменология……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Философия
XIX века включает различные философские
течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на
подъеме немецкой философии, противоположное
движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса
и Фейербаха, философия отдельных великих
мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор),
неокантианство, прагматизм и
В последней трети XVIII века появились идеи и труды, систематизирующие предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние наиболее существенно для последующей философии, можно выделить Иммануила Канта и Жан-Жак Руссо.
В бурные
1789—1815 гг. европейская культура прошла
через революцию, войну и разрушение. Социальные
и культурные основы (в том числе философия)
предыдущей эпохи Просвещения было необходимо
переосмыслить с целью осуществления
экономических и политических изменений.
Европейская философия XIX века размышляет
о них, участвует в них, является причиной
многих из этих изменений.
1 ПОЗИТИВИЗМ
Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
В 30 – 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный Огюстом Контом (1798-1857).
Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.
Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология»; благодаря – нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.
Основные принципы:
- от простого к сложному,
- от абстрактного к конкретному,
- временной.
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии – минимизировать число этих законов
Основными представителями "первого" позитивизма помимо О. Конта являются:
- Джон Стюарт Милль,
- Герберт Спенсер.
Милль Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Основное сочинение Милля "Система логики" (1843) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В этике Милль исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов.
Джон Стюарт Милль известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.
Спенсер Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал с журналом "Economist".
Спенсер является основоположником органической школы в социологии, рассматривая общество по аналогии с живым организмом. В этике стоял на позициях утилитаризма и гедонизма.
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь, коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX – XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой), – все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т.е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
Наконец, в-третьих,
все попытки Конта и его последователей
доказать объективную обоснованность
предлагаемых ими этических идеалов и
системы ценностей в рамках механистической
и метафизической социологии не могли
увенчаться успехом. Оказалось невозможным
включить проблемы ценностей в сферу научного
исследования, вывести «должное» из «сущего»
и при этом сохранить позитивистский критерий
научности.
2 МАРКСИЗМ
В середине XIX в. развивается марксизм - теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям.
Его основоположники - Карл Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895) - связали свое учение с интересами рабочего класса - самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.
Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:
- доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;
- мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;
- необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;
- для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;
- центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;
- чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, партия должна проводить решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками. (Маркс и Энгельс вели борьбу с II.Прудоном, Л. Лассалем, М. Бакуниным. Ленин с меньшевиками. Сталин с троцкистами, «националистами» и др.).
Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места:
- абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований;
- преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическими в развитии общественной жизни;
- нетерпимость к инакомыслию;
- отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.
3 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Философия жизни — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность.
Философии жизни отвергает механистическое объяснение явлений и процессов. Начало новому типу философствования "философия жизни" положил Шопенгауэр в труде "Мир как воля и представление".
Иногда его философию жизни называют философией воли. Все, что существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет универсально космический образ, а каждая сила в природе объединяется как воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.
Инстинкты
и порывы животных - это тоже действие воли.
Человек, как таковой, суть, проявление
воли, поэтому его природа
Вывод: Мир - это воля, его проявление - это ее манифестация, все приковано к ней и тем самым воля субстанция, абсолют. Вследствие чего идеалистический рационализм с его различными представлениями о разуме уступил место воле, которая по сути своей является иррациональной.
В отличии от Шопенгауэра Ницше в своих работах "Происхождение трагедии из духа музыки" так говорил Заратустра, Бергсон "Введение в метафизику", "Творческая эволюция" разработали теоретические основы философии жизни.
Ницше противопоставляет жизненное