Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:29, реферат
Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.
Введение………………………….…………………………………………………..3
1Позитивизм……………………………………………...…………………………..4
2 Марксизм…………………………………………………………………………...8
3 Философия жизни………………………………………………………………...10
4 Феноменология…………………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...19
Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет как проявление воли. Но в отличии от Шопенгауэра Ницше волю толкует как "волю к власти" - это центральная идея и центральное понятие философии Ницше. Жизнь по Ницше представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться к чувству власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру. Ницше антологизировал, т.е. внедрил в само бытие иррациональную человеческую способность, т.е. волю. Такое внедрение Ницше потребовалось: для борьбы с бездуховностью и аморализмом современной ему жизни для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали, основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном здоровье.
Человек должен быть ближе к природе и поэтому необходимо воспитать сильных личностей, способных повести за собой людей. И смыслом каждого человека должно быть - "Живи опасно". Понятием жизнь у Ницше заменено понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл движения и становления, во втором статическое состояние. Ницше писал: "Нет бытия есть только становление". Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны определенные отношения человека к основе бытия.
Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличии от Шопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им категория центр его концепции «воля к власти». Наиболее значимый критерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.
Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни.
Аналогичным
образом Ницше оценивает
Субъект морали господ сверх человек, "белокурая бестия". Наряду с генетической характеристикой человека, как сверх человека и именно арийской расы с определенным нордическим типом, Ницше проповедовал двойную мораль. По отношению к ближнему забота и внимание; по отношению к дальнему, чужим - необузданность зверя, в основе должен лежать инстинкт. Познание по Ницше работает как орудие власти, поэтому истина:
- не должна простираться далее того, что нужно для осуществления воли;
- она должна быть направлена не на познание мира, а на овладение им;
- и цель познания может быть понята, как полезное заблуждение.
Ницше отрицал различие жизни и познания, теории и практики. В основе не различности по его мнению лежат инстинкты "чистых теоретиков" и не более того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.
Истину
он призывал доказывать чувством повышенной
власти и выгодой. Если все предыдущие умозаключения Ницше можно
Заратустра - это своеобразный мост между "навозом" и сверх человеком.
Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше место бога.
Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в "преодолении точки познания разума". Он отвергал рациональные пути познания жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения. Предпосылка его философии, как и всей "философии жизни" отождествление ее с переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций, желаний, т.е. в изменении нашей психики.
Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний образует по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное, познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью. Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон считает сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.
Бергсон
делает вывод: изменчивость субстанция
вещей, это поток сознания, но именно он
является первоосновой действительности.
Две способности сознания соответствующие
двум возможным отношения к внешнему миру
(созерцательному - пассивному, активному
- действенному). Интуитивное т.о. он связывает
с созерцательной стороной, а интеллект
с действенной стороной. Две способности
сознания обеспечивают две стороны изменчивости:
1) Материальную - где существует механическое
передвижение твердых тел, они образуют
материю, где господствует механический
детерминизм и где невозможно быть новому.
2) Духовная - это духовная жизнь, где идет
непрерывный процесс возникновения нового
в сознании.
Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел, знаки, символы, но не образцы.
Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.
Не нуждающийся в понятиях
интуитивного знания и есть по Бергсону
- знание философское или метафизическое,
при этом интуиция должна быть незаинтересованной,
во вторых не напряжена по отношению к воле
и противиться по интеллектуальному отношению к миру.
В итоге Бергсон определяет интуицию как сущность
воли созерцающей саму себя и ставил неким
комическим усилиям движущим началом жизни,
это жизненное начало. Есть сознание или сверх
сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся
жизнь и действие свободы. Через единый
жизненный порыв, через возникновение
в нем 2-х ветвей эволюции, приспособление
организмов к окружающему миру, и инстинкт
у животных и интеллект у человека. Для
интеллигенции философии Бергсона стала
откровением. Творческая интеллигенция
представила в форме потока сознания не
только духовную жизнь, но и свое творчество
как таковое. И это поток сознания выражается
хаотической сменой переживаний.
4 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользу философии.
Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 — 1848) и Франца Брентано (1838 — 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.
От Брентано
Гуссерль воспринял идею
Свои идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931). В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти, и другие работы.
Значительная
часть работ мыслителя
Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».
Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.
«Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.
Феноменологическая
установка реализуется с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного).
В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия (позитивизм), диалектика.
Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.
Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условие становления всей системы общественных отношений.
Изучение философских течений западной философии, вооружает офицерские кадры современным мышлением, расширяет их кругозор, формирует мировоззрение.
Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в философию. В 2-х т., - М.: Политиздат, 1989, т. 1.
2. Зотов А., Мельвиль Б.К. Западная
философия XX века. - М.: Проспект, 1998.
3. История философии // Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова
Е.М. - М.: Приор, 1997.
4. Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 1996.
5. Основы философии // Под ред. Е.В. Попова, - М.: Владос, 1997.
6. Философия. Курс лекций // Под
ред. Калашникова В.Л., - М.: Владос, 1997.
7. Философия. Учебное пособие // Под ред. Кохановского В.П., -
Р/Дон.: Феникс, 1998.