Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 08:52, реферат
Цель реферата – охарактеризовать основные вопросы теории воспитания.
Названная цель раскрывается в решении следующих задач:
– охарактеризовать теорию воспитания как раздел педагогики;
– описать структурный состав и свойства теории воспитания;
– проанализировать сущность и истоки авторитарной и гуманистической концепций воспитания;
– охарактеризовать смену парадигм воспитания.
Введение 3
1 Теория воспитания как составная часть педагогической науки 4
1.1 Теория воспитания как раздел педагогики 4
1.2 Структурный состав и свойства теории воспитания 4
2 Авторитарная и гуманистическая концепции воспитания 8
2.1 Сущность и истоки 8
2.2 Смена парадигм воспитания 12
Заключение 14
Список использованных источников
В концентрированном виде гуманистические ориентации нового педагогического мышления как отражение прогрессивного опыта, накопленного человечеством в образовании, нашли в концепции общего среднего образования «Школа» (1988).
Ведущей гуманистической идеей нового педагогического мышления является идея развития. Она предполагает создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования.
В основе идеи демократизации образования учет интересов и потребностей личности и общества, раскрепощение педагогических отношений, преобразование их в отношения сотрудничества взрослого и ребенка; педагога и управленца; школы, общества и государства.
Реализация идеи демократизации связана с представлением определенных прав образовательным учреждениям, педагогам, обучающимся. Так, образовательные учреждения приобретают самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность. Идеи плюрализма в образовании, его вариативности (наличие различных программ по одному предмету) и альтернативности (существование негосударственных учебных заведений) превращают образовательную систему из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую по целям и содержанию образования, по организации образовательного процесса.
При этом гуманитаризация содержания образования включает в себя не только увеличение объема гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и ориентацию на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Такую же цель преследует и гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла.
Идея дифференциации образования направлена на индивидуализацию образования и обеспечивает соответствующее уровню развития ребенка отношение к нему учителей. Под дифференциацией обычно понимают разбиение класса на подгруппы с различными (дифференцированными) уровнями образования [4, с. 123].
Для обеспечения базового уровня образования школа должна опираться на фундамент обязательных государственных требований к образованию. А вот превышение этого фундамента может быть разнообразным в каждом классе, школе, городе, регионе.
Идея развивающего деятельностного характера образования нацелена прежде всего на пробуждение способности личности к самостоятельному труду во всех его формах и сферах. Она требует замены «знаниевого» подхода к обучению «развивающим». Или, иными словами, она требует отказа от репродуктивной (нетворческой) деятельности и развития в обучении творческих форм. Это означает использование деятельностного подхода в образовании, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности. Такой подход раскрывает в ребенке способность самостоятельно приобретать, усваивать и использовать знания, т.е. делает его субъектом образовательного процесса.
Идея непрерывности образования предполагает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, возможность движения личности в образовательном пространстве по любому выбранному пути.
Ее реализация, во-первых, позволяет человеку продвигаться по ступеням образования как без остановки, так и с разрывом во времени.
Во-вторых, дает возможность менять типы образования на разных жизненных этапах человека в зависимости от потребностей и интересов. Эта идея заставляет по-новому взглянуть на задачи и характер образования: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Поэтому одна из основных задач школы – не только пробудить самостоятельную мысль ребенка, научить его учиться, но и помочь ему осознать жизненную необходимость постоянного обновления образования.
Таковы основные гуманистические ориентации нового педагогического мышления, составившие идеологию реформы российского образования конца XX в. Они являются обобщением мировой гуманистической мысли.
2.2 Смена парадигм воспитания
Уходящая парадигма может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направлявшаяся на социальную ориентированность, безусловную авторитетность педагога, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и применяемого педагогом инструментария, отождествление государственного и личностного интереса.
Новая воспитательная парадигма предполагает [6, с. 189].
– установку на равенство различных видов социально-приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
– направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций;
– терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
– диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
– освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
– ориентация на формирование научного мышления;
– рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккуму-лирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;
– использование в воспитании народной педагогики белорусов;
– обеспечение прав ребенка и человека;
– предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности;
– единство индивидуального и коллективного опыта.
Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к успешной адаптации.
Заключение
Подведу итоги реферата:
1) Теория воспитания является составной частью педагогической науки, раскрывает общие закономерности формирования личности человека и обосновывает содержание воспитания.
2) Теории воспитания могут классифицироваться по разным основаниям. Теория как содержательная система – это совокупность научных знаний и фактов, добытых на основе научных исследований и практической деятельности человека. Содержательные теории, которые находятся в стадии разработки, в большинстве случаев перегружены аппаратом и описанием методов исследования, доказательствами. Теории как дидактические системы обладают уже признаками упорядоченности – их полнота и объем в учебных пособиях жестко детерминированы учебными программами.
3) Концепция авторитарного воспитания реализовывалась в различных образовательных системах. Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, США, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания.
Новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление». Это понятие было введено на рубеже 80-90-х годов. Его истоки заложены в тех гуманистических ориентирах, которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота.
4) Уходящая парадигма воспитания может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направлявшаяся на социальную ориентированность, авторитетность педагога. Стержневой идеей новой педагогической парадигмы должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия.
Список использованных источников
1 Кабанина Л. А. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие для студ. спец. «Социальная работа» / Л. А. Кабанина, Л. Н. Смотрова, Е. А. Власова. – Балашов : Николаев, 2007. – 128 с.
2 Новое педагогическое
3 Пешкова В. Е. Педагогика. Учебное пособие в 7-ми частях. Часть 3. Теория воспитания. Учебное пособие. Майкоп : Адыгейский государственный университет. Кафедра педагогики и педагогических технологий, 2010. – 98 с.
4 Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, тех-нологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др. – М. : Академия, 1998. – 512 с.
5 Солодова Г. Г. Цель и сущность процесса воспитания: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 4. // Кемеровский госуниверситет. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. – 128 с.
6 Турковский В. И. Основы педагогической теории и практики: Хрес-томатия / В. И. Турковский. – Витебск : Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. – 233 с.