Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:03, контрольная работа
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Введение…………………………………………………………………………...……………. 3
Глава 1. «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей»................................……………………………………………………..6
Глава 2. «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»………………………………………………… ….……….……… ….......11
Глава 3. «Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».................................…………………………………16
Заключение ………………………………………………………………………….……….....22
Список использованной литературы …………………………………….………………...…24
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. «Особенности и проблемы социально-правовой
защиты детей, оставшихся без попечения
родителей»....................
Глава 2. «Социальная поддержка детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей,
и лиц из их числа»…………………………………………………
….……….……… ….......11
Глава 3. «Результаты государственной
политики в отношении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»....................
Заключение ………………………………………………………………………….…
Список использованной литературы …………………………………….………………...…24
ВВЕДЕНИЕ.
Сложившаяся социально-экономическая
и политическая ситуация в России
приводит к росту числа детей-сирот
и детей, остающихся без попечения
родителей. В современных условиях
распространенными явлениями
Несовершеннолетние дети могут оказаться
лишенными родительского попечения в
результате различных обстоятельств:
в случаях смерти родителей, лишения их
родительских прав, осуждения родителей
к лишению свободы, тяжелой болезни или
длительного отсутствия родителей, уклонения
родителей от выполнения своих родительских
обязанностей, отказа родителей взять
своих детей из родильных и иных учреждений.
Большую опасность для детей представляют
уклонение родителей от выполнения своих
обязанностей, внезапное оставление родителями
своих детей и другие подобные ситуации.
Усиление нестабильности в стране, рост
числа беженцев, лиц, не имеющих определенного
места жительства, рост преступности привели
к увеличению числа детей, внезапно оставшихся
без попечения родителей или находящихся
в угрожающей ситуации в результате злоупотребления
родителями своими родительскими правами
и нуждающихся в немедленной помощи. В
связи с этим своевременное обнаружение
детей, оставшихся без родительского попечения,
и принятие мер к их защите весьма актуальны.
Степень научной разработанности темы
достаточно велика, учитывая важность
темы для российской действительности.
Различные аспекты организации практической
основы социальной работы с детьми - сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей,
а также их социально-правовая защита
заложены в работах следующих авторов:
Гусаровой Г. (социализация детей-сирот
и детей, оставшихся без попечений родителей),
Вороновой Е. (социальная работа с уличными
детьми), Выготского Л. (психическое и социальное
развитие детей и подростков), Варывдина
В.А., Климантовой Г.И., Тимошиной Н.В.(социальная
защите женщин, детей и семьи) и др.
Основной целью данного исследования
является анализ и характеристика государственной
системы социально-правовой защиты детей,
оставшихся без попечения родителей в
Российской Федерации, сложившейся в современный
период, и определение путей ее дальнейшего
развития.
Исходя из цели работы, в ней необходимо
решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы проблемы
социально-правовой защиты детей, оставшихся
без попечения родителей;
- исследовать нормативно-правовую базу
системы защиты детей, оставшихся без
попечения родителей в отечественном
законодательстве;
- рассмотреть результаты государственной
политики в отношении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Объектом настоящего исследования являются
дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом – сложившаяся в Российской
Федерации система социально-правовой
защиты детей, оставшихся без попечения
родителей.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых
документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ
электронных источников, синтез, обработка
и редактирование информации, наблюдение.
Глава 1. Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Детство - это период, когда
закладываются фундаментальные
качества личности, обеспечивающие психологическую
устойчивость, нравственные ориентации,
жизнеспособность и целеустремлённость.
Эти духовные качества личности не
развиваются спонтанно, а формируются
в условиях выраженной родительской
любви, когда семья создаёт у
ребёнка потребность быть преданным,
способность сопереживать и радоваться
другим людям, нести ответственность
за себя и других, стремление научиться
самому.
Исследования, проведённые во многих странах
мира, свидетельствуют о том, что вне семьи
развитие ребёнка идёт по особому пути
и у него формируется специфические черты
характера, поведения, личности, про которые
часто нельзя сказать, хорошие они или
плохие, они просто другие.
Оказание помощи детям, по разным причинам
оставшимся без попечения родителей, является
важнейшим направлением социальной политики
государства. Содержание социальной работы
с этой категорией детей определяется
приоритетами государственной политики.
Сиротство - социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, родители которых
умерли, а также детей, оставшихся без
попечения родителей вследствие лишения
родительских прав, признание в установленном
порядке родителей недееспособными, безвестно
отсутствующими и т.д. Сюда также относят
детей, родители которых не лишены родительских
прав, но фактически не осуществляют какой-либо
заботы о своих детях. Сиротство, как социальное
явление существует столько же, сколько
существует человечество, и является неотъемлемым
элементом цивилизации. Во все времена
войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие
причины приводили к гибели родителей,
вследствие чего дети становились сиротами
[20, 23].
Дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения
родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые
остались без попечения единственного
или обоих родителей в связи с отсутствием
родителей или лишением их родительских
прав, ограничением их в родительских
правах, признанием родителей безвестно
отсутствующими, недееспособными (ограниченно
дееспособными), находящимися в лечебных
учреждениях, объявленными умершими, отбывающими
наказания в учреждениях исполнения наказания
в виде лишения свободы, находящиеся в
местах содержания под стражей, подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений,
уклоняющихся от воспитания детей или
от защиты их прав и интересов, отказом
родителей взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных
учреждений и в иных случаях признания
ребёнка оставшимся без попечения родителей
в установленном законом порядке [6, 1].
Закон не проводит принципиального различия
между этими категориями детей с точки
зрения общих принципов, содержания и
мер их государственной поддержки. В Семейном
кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты»
отсутствует, они также считаются оставшимися
без попечения родителей.
Наиболее грозным явлением в последние
годы стало значительное увеличение размеров
«социального» сиротства, появление его
новых характеристик. Обнаруживается
так называемое «скрытое» социальное
сиротство, которое связано с ухудшением
условий жизни семьи, падением её нравственных
устоев и изменения отношения к детям,
вплоть до их полного вытеснения из семей,
вследствие чего растёт беспризорность
огромного количества детей и подростков.
Социальное сиротство - явление устранения
или неучастия большого круга лиц в выполнении
ими родительских обязанностей (искажение
родительского поведения). В обязанности
родителей входит: воспитывать детей,
готовить их к общественно полезному труду,
содержать несовершеннолетних детей,
защищать их права и интересы во всех учреждениях
и т. д.
В силу несовершенства системы учёта,
высокой динамики роста численности детей,
утративших попечение родителей, точно
количество детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в нашей стране
вряд ли возможно определить. Однако, детей-сирот
в России сейчас больше, чем было в годы
войны, - примерно 697 тысяч против 678 тысяч
в 1940-е годы. Две трети нынешних детей-сирот
- это социальные сироты, то есть сироты
при живых родителях. Об этом заявила председатель
думского комитета по делам семьи, женщин
и детей Елена Мизулина.
В последние сто лет нарастающий темп
общественных преобразований захватил
и сферу семейных отношений, традиционные
формы которых стали меняться: огромные
патриархальные семьи распадаются, количество
детей в семье неуклонно сокращается,
тесные связи между её членами становятся
ломкими и непрочными. В нашем веке семья,
помимо всего прочего ещё и перестала
быть той единственной средой, где воспитывается
и развивается ребёнок.
Возникли разнообразные типы детских
учреждений - от прогулочных групп до детских
домов. Одни учреждения дети посещают
только днём, в других они живут пять дней
в неделю, возвращаясь к родителям на субботу
и воскресенье. В учреждениях третьего
типа дети пребывают постоянно, лишь к
некоторым из них изредка и ненадолго
приходят родственники. Эти учреждения
называются закрытыми.
Появление детских учреждений (институтов)
вызвало весьма неоднозначное отношение
и стремление разобраться в том, как они
влияют на психическое развитие детей,
а также породило проблему «институализации»,
т. е. вопрос об особенностях формирования
личности и поведение ребёнка, посещающего
общественные детские учреждения. За рубежом
долгое время широко бытовало убеждение,
что развитие детей в таких учреждениях
сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали
губительное и необратимое негативное
действие «институтов» на психику детей.
В настоящее время приходится констатировать,
что ко всему психическому развитию дети,
воспитывающиеся без попечения родителей,
отличаются от ровесников, растущих в
семье. Темп развития первых замедлен.
Их развитие и здоровье имеют род качественных
негативных особенностей, которые отличаются
на всех ступенях детства - от младенчества
до подросткового возраста и дальше. Особенности
по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают
себя на каждом возрастном этапе. Но все
они чреваты серьезными последствиями
для формирования личности подрастающего
человека [14, 94].
Лишение детей материнской заботы с последующей
психической депривацией в сиротских
учреждениях, катастрофически сказываются
на их социальном, психическом и физическом
здоровье [18, 54].
Большинству брошенных детей не хватает
личного внимания и эмоционального стимулирования
необходимого для развития. Наблюдая у
таких детей тяжелые повреждения личности,
самосознания и интеллектуального развития,
ученые высказывали предположение о том,
что эмоциональная депривация делает
особенно актуальным сам «момент отторжения».
Этот травмирующий комплекс сохраняется
у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные
с рождения до шести месяцев навсегда,
остаются менее разговорчивы, чем их сверстники
из семей. Изоляция ребенка от матери от
1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям
для интеллекта и личностных функций,
которые не поддаются исправлению. Разлука
с матерью, начиная со второго года жизни,
также ведет к печальным последствиям,
не поддающимся реабилитации, хотя их
интеллектуальное развитие может нормализироваться.
Сравнение особенностей адаптационных
реакций детей, поступающих в детские
дошкольные учреждения и дошкольные детские
дома показывает, что неблагоприятное
течение адаптации в детских домах имеют
55% детей, а в детских садах - 3,4% [22, 218]. Неблагоприятное
течение адаптации проявляется в выраженных
изменениях психоэмоциональной сферы,
вегетативной регуляции, в формировании
глубоких нервно - психологических расстройств,
нарастании отрицательных эмоций, сложении
функциональных возможностей и перенапряжении
регуляторных механизмов.
Проблема социально-психологической помощи
детям-сиротам и детям, оставшимся без
родителей и их социально-правовой защиты
требует объединения усилий государства,
региональных и местных органов власти,
социальных работников, психологов и педагогов
в разработке индивидуальных методик
работы с каждым ребёнком, оказавшимся
в детском доме, приюте, социальной гостинице,
после интерната.
Сиротство - это перманентная социальная
проблема, решить ее раз и навсегда не
возможно. Поэтому социальная политика
государства должна осуществляться в
двух направлениях: профилактика социального
сиротства (эффективная семейная политика,
оказание помощи одиноким матерям, половое
просвещения и т.д.) и развитие системы
социально-правовой защиты и воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей
[22, 217].
Гражданская активность в деле защиты
прав детей - сегодня насущная необходимость.
Без коренного перелома в настроениях
общества, разрешить эти проблемы не удастся.
Таким образом, особенностями социально-правовой
защиты детей, оставшихся без попечения
родителей можно считать то, что без семьи
развитие ребёнка идёт по другому пути,
нежели у ребенка в семье, и у него формируется
специфические черты характера, поведения,
личности, а также детям, оставшимся без
попечения родителей сложнее адаптироваться
к изменяющимся условиям окружающей среды.
Глава 2. Социальная поддержка
детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей
В соответствии с требованиями
норм международного права ребенок,
который временно или постоянно
лишен своего семейного окружения
или не может более оставаться
в таком окружении, имеет право
на особую защиту и помощь, предоставляемые
государством.
В Российской Федерации задачей государственной
важности является создание условий для
полноценного физического, интеллектуального,
духовного, нравственного и социального
развития детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, подготовки их
к самостоятельной жизни в современном
обществе. Для этого предусматривается
комплексное осуществление мероприятий,
как на федеральном уровне, так и на уровне
субъектов федерации, направленных на
формирование и реализацию государственной
политики по отношению к детям, оставшимся
без попечения родителей, и обеспечивающих
их социальную защищенность, профессиональную
подготовку, трудоустройство и полноценную
интеграцию в обществе.
Меры государственной поддержки детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из их числа в возрасте до 23
лет, предусмотрены Федеральным законом.
«О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 17 декабря 2009 г),
в соответствии с которым предоставляются
и обеспечиваются органами государственной
власти следующие гарантии:
1. При получении образования.
Для реализации права на
2. В области труда и
занятости. Главной задачей
3. При медицинском обслуживании.
Детям-сиротам и детям,
4. В жилищной сфере.
Одним из важнейших вопросов,
с которым сталкиваются
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под
опекой (попечительством), имевшие закрепленное
жилое помещение, сохраняют на него право
на весь период пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального
обслуживания населения. А также в учреждениях
всех видов профессионального образования
независимо от форм собственности, на
период службы в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации, на период нахождения
в учреждениях, исполняющих наказание
в виде лишения свободы. А лица, не имеющие
закрепленного жилого помещения, обеспечиваются
органами исполнительной власти по месту
жительства вне очереди равноценной ранее
занимаемому ими (или их родителями) жилому
помещению жилой площадью не ниже установленных
норм.
Рассмотрение всех вопросов, связанных
с отчуждением жилой площади, заключением,
а также изменением всевозможных договоров,
косвенно или напрямую запрашивающих
законные права и интересы несовершеннолетних,
проживающих в семье. Либо лишенных родительского
попечения и помещенных в государственные
учреждения любых форм собственности
на полное государственное обеспечения.
А также выпускников данных учреждений,
следует проводить коллегиально с учетом
мнения законных представителей, самих
несовершеннолетних на заседаниях комиссии
(советов) по охране прав детей, а также
других органов, на которые органами местного
самоуправления возможны функции по опеке,
попечительству в отношении несовершеннолетних.
Наличие закрепленной жилой площади у
выпускников детских государственных
учреждений, тем не менее, не всегда решает
жилищный вопрос, так как возврат в ранее
сохраненные за ними жилые помещения не
способствует их нормальной дальнейшей
жизни. Зачастую происходит возврат в
асоциальную обстановку, к лицам лишенных
родительских прав, страдающим алкоголизмом,
наркоманией, ведущим аморальный образ
жизни, психически больным. А также в жилые
помещения, не отвечающие санитарным и
техническим требованиям. Кроме того,
пользуясь тем, что выпускники детских
государственных учреждений в первые
годы выпуска не адаптированы к условиям
самостоятельной жизни, а получаемая выпускником
заработная плата не дает возможности
оплачивать полностью расходы по содержанию
жилого помещения. Криминальные элементы,
недобропорядочные лица путем обмана,
злоупотребления доверием сирот добиваются
совершения ими сделок по обмену, приватизации
и последующему отчуждению занимаемых
жилых помещений или ухудшению их жилищных
условий. Все это ведет к росту числа лиц,
утрачивающих постоянное место жительства,
занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством,
проституцией и совершением правонарушений.
Наряду с Федеральным законом, устанавливающим
дополнительные гарантии по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей существуют различные
фонды для оказания помощи таким детям.
Например, общественный фонд помощи детям
«Содействие» разработал интерн
Необходимо отметить, что Федеральный
закон «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает разработку
и реализацию органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
целевых программ по охране и защите прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. И в большинстве регионов Российской
Федерации такие программы существуют.
Очень важным направлением государственной
работы является формирование семейной
политики, нацеленной на укрепление семьи,
как социального института, пропаганда
семейных ценностей в средствах массовой
информации.
Органами управления образованием и социальными
педагогами учреждений образования, осуществляется
комплексная работа с родителями и детьми
в целях возвращения детей в родные семьи.
Производится подбор лиц для осуществления
функций опекунов и попечителей, усыновителей,
приемных родителей; осуществляется контроль
детей за их проживанием, оставшихся без
попечения родителей, в семьях граждан;
оказывается помощь лицам, замещающим
родителей, в воспитании, обучении и организации
летнего отдыха детей. Осуществляется
защита прав и интересов детей в судебном
порядке.
5. Результаты государственной
политики в отношении детей-
Главным контрольным управлением Президента
Российской Федерации совместно с работниками
аппаратов полномочных представителей
Президента Российской Федерации. В Центральном,
Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном
Федеральных округах проведена проверка
деятельности федеральных органов исполнительской
власти. Ряда субъектов Российской Федерации
по реализации подпрограммы «Дети-сироты»
федерально-целевой программы «Дети России»
на 2003-2006 годы.
Анализ выполнения ранее действовавших
федеральных целевых программ «Дети-сироты»
и подпрограммы «Дети России» на 2003-2006
годы (далее - Подпрограмма) показал, что,
несмотря на то, что в 2003-2006 годах средства
федерального бюджета выделялись в полном
объеме, реализация целей и задач, поставленных
в них, не принесла ожидаемых результатов
[10].
Продолжает иметь место устойчивая тенденция
роста числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Если в 1994 году
было учтено 496,3 тыс. детей, то на 1 января
2003 года 867,8 тыс. детей. При этом лишь около
10% из общего числа детей, лишившихся попечения
родителей, стали сиротами следствии смерти
или инвалидности родителей, остальные
- социальные сироты [14, 95].
Одной из причин роста числа таких детей
является по-прежнему тяжелая ситуация
в семьях. Ежегодно увеличивается число
родителей, ведущих асоциальный образ
жизни. Только в 2008 году 32,6 тысяч родителей
были лишены родительских прав, более
168,8 тысяч родителей привлечены к административной
ответственности и поставлены на учет
в органы милиции, возбуждено 9 тысяч уголовных
дел в отношении указанной категории родителей
[21, 116]. Правительством Российской Федерации
не принимаются меры по повышению ответственности
родителей и лиц, их заменяющих, за надлежащее
содержание и воспитание детей.
Таким образом, социальная поддержка
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей осуществляется в нескольких
направлениях – в образовании, в области
труда и занятости, при медицинском обслуживании, в жилищной сфере, регулируется
Федеральными законами, благотворительными
и общественными фондами и целевыми программами по охране
и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Глава 3. Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с действующим
законодательством функции