Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...……………. 3
Глава 1. «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей»................................……………………………………………………..6
Глава 2. «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»………………………………………………… ….……….……… ….......11
Глава 3. «Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».................................…………………………………16
Заключение ………………………………………………………………………….……….....22
Список использованной литературы …………………………………….………………...…24

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

Отсутствие в действующем  законодательстве единых федеральных  стандартов, предъявляемых к работе органов опеки и попечительства, приводит к несоблюдению государственных  гарантий по защите детей, а также  к злоупотреблениям и нарушениям законодательства на местах. Органами прокуратуры ежегодно выявляется более 100 тысяч нарушений законодательства, регулирующего вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органами местного самоуправления не удалось в должной степени  решить проблему кадрового обеспечения  органов опеки и попечительства специалистами по охране прав детей. В Российской Федерации около 18% органов местного самоуправления не имеют таких специалистов, а в 32% из них не соблюдается норматив соответствия, количества специалистов численности детского населения [15].

Неудовлетворительная деятельность многих органов местного самоуправления по обеспечению опеки и попечительства свидетельствует о необходимости  создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченной решать вопросы семейного устройства и защиты детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, через  систему патронатного воспитания.

В настоящее время каждый пятый ребенок в стране, оставшийся без родительского попечения, проживает  в интернатных учреждениях [15]. По  результатам проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению подпрограммы «Дети-сироты» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы, государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на начало 2003 года насчитывала 2740 учреждений, многие из них переуплотнены, в них содержится более 270 тысяч детей. Только за 2006 год рост числа детей в учреждениях составлял 36 тысяч. 

Вместе с тем деятельность в части строительства и реконструкции  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей выполняется неудовлетворительно.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  не выполняют принятых обязательств по долевому финансированию строительства  объектов. Регионами было профинансировано строительство объектов в среднем  на 21%. При этом 28 регионов вообще не участвовали в долевом финансировании их строительства (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская области  и другие). 

По-прежнему сохраняется  тенденция включения в инвестиционную программу объектов, на которые не разработана проектно-сметная документация. По этой причине распоряжениями Правительства  Российской Федерации только в 2008 году снято с финансирования 9 объектов [21,117].

Значительное количество детей-сирот своевременно не размещается  в государственные учреждения, как  это предусмотрено законодательством, из-за отсутствия мест. По этой причине  дети, лишенные родительского попечения, длительное время (до 4-6 лет) вынуждены  проживать в приютах системы социальной защиты населения, рассчитанных на временное пребывание детей, которые таким образом фактически дублируют систему детских домов.

По-прежнему сохраняется  критическая ситуация с материально-техническим  обеспечением учреждений. Более 40% зданий и сооружений учреждений системы  образования требует капитального ремонта, 2,7 % - находится в аварийном  состоянии, 4,8 % - не имеет центрального отопления, 5,6% - канализации. Во многих учреждениях требует замены технологическое  оборудование [15]. Однако в рамках Подпрограммы оборудование, необходимое для обеспечения  жизнедеятельности детей не приобреталось. (По  результатам проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению подпрограммы «Дети-сироты» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы) [15].

Условия содержания детей  во многих учреждениях для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствует предъявляемым  требованиям. Во многих учреждениях  воспитанники несвоевременно либо в  полном объеме обеспечиваются одеждой  и обувью, мягким инвентарем, игрушками, учебно-методической и художественной литературой.

Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное  питание. При среднероссийской норме  питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рублей, во многих субъектах  РФ (Ивановская область, Кемеровская  область, Вологодская область) она  составляет не более 50 рублей [11, 53]

Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской  диспансеризации, в домах ребенка  признаны здоровыми только 15,2% детей, в детских домах 22,5% детей, в детских  домах-интернатах - 13,8%. В 30 субъектах  Российской Федерации смертность детей  в домах ребенка превышает  среднероссийский показатель. Растет число детей-инвалидов, проживающих  в интернатах учреждениях, однако реабилитационные мероприятия ограничиваются в основном проведением физиотерапевтических процедур и оказанием медицинской  помощи.

Во многих образовательных  учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности [19].

Минобразования России, Минтрудом  России и Минздравом России при реализации Подпрограммы допускается неэффективное  использование бюджетных средств. Несмотря на наличие в Министерстве образования России структурного подразделения, решающего задачи реализации государственной  политики в области охраны прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, и профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Министерство в  нарушение постановления Правительства  Российской Федерации от 26.06.1995 года № 594 передало часть своих функций  по реализации ряда мероприятий Подпрограммы государственному учреждению «Исполнительная  дирекция «Дети России»» (далее - Дирекция). В результате за оказание посреднических услуг вынуждено было выплатить  Дирекции только в 2009 году 646,5 тысяч  рублей бюджетных средств, предназначенных  на проведение организационно-методических мероприятий [21, 115].

Часть приобретенного Дирекцией  оборудования интернатными учреждениями используется неэффективно.

Средства федерального бюджета  в объеме 2 млн. рублей, выделенные Минздраву  России на закупку лечебно-профилактического  оборудовании для оснащения образовательных  учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были использованы на приобретение модульных комплектов и комплектов ортопедических парт для реабилитационного центра «Детство» Минздрава России, не относящегося к категории образовательных учреждений для детей-сирот.

В ряде субъектов Российской Федерации Федеральный закон  «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения  родителей» выполняется не в полном объеме.

Работа по формированию регионального  банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не начата в Республике Ингушетия, Чеченской  Республике, Агинском, Бурятском, Корякском, Усть-ордынском Бурятском и Эвенкийском  автономных округах.

Причиной отсутствия в  государственном банке данных полноты  сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является невыполнение руководителями образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения  требований данного закона о своевременном  направлении сведений о таких  детях в органы опеки попечительства. Эти органы также допускают случаи непредставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных. Органы исполнительной власти всех уровне, органы местного самоуправления не принимают  необходимых мер по обеспечению  и защите жилищных прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Вместе с тем в настоящее время нуждаются в обеспечении жилой площадью около 14 тысяч детей указанной категории [21,117]. Выпускники, не обеспеченные в срок жилым помещением, вынуждены жить в интернатных учреждениях, общежитиях, а зачастую становиться и лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилой площади на селе, где отсутствуют общежития, закрепленное жилье разрушено, свободных муниципальных помещений нет, строительство не ведется.

Наиболее неблагоприятная  ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В  связи с выпуском детей-сирот  из государственных учреждений в  последующие два года количество нуждающихся увеличится на 13 тысяч  человек. Например, в Республике Хакасия  в очереди на получение жилья  состоят выпускники 1989 года, а в  Ордынской области - 1997 года [16, 75].

Вместе с тем поручение  Президента Российской Федерации о  принятии дополнительных мер по обеспечению  данной категории детей жилой  площадью Правительством Российской Федерации  до настоящего времени не выполнено.

 
Органами государственной  власти и местного самоуправления нарушают действующее законодательство в  части обеспечения выплаты пособий  опекунам. Ежегодно около 40% выявленных детей-сирот передаются под опеку  или попечительство, однако в ряде муниципальных образований допускаются  случаи нарушения постановления  Правительства Российской Федерации  от 20.06.1992 года № 409 в части расчета  суммы денежных средств, выделяемых на содержание опекаемых детей, а  также их несвоевременные выплаты. Правительством Российской Федерации  до настоящего времени не утвержден  порядок возмещения из федерального бюджета расходов на указанные цели. 
 
        

 

 

 

Заключение

    Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.         

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи  проявляется и в нарушение  ее структуры и функций. Рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение  условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого  населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого  обращения с детьми в семьях и  интернатных учреждениях при  снижении ответственности за их судьбу.          

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения  среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в  детской среде.        

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает  один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного  общения в неполной семье негативно  сказываются на детях. Они труднее  налаживают контакты со сверстника ми, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей  выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей.         

Продолжает увеличиваться  число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения  родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в  дома ребенка, детские дома, школы-интернаты  и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.         

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и  не получившие положительного опыта  семейной жизни не могут создать  здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых  далеки от совершенства, они часто  повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым  расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством  и лишь 10% - способны к полноценной  самостоятельной жизни.            

При этом именно профилактически - восстановительная работа с семьями  группы риска, с кровной семьей, в  России практически не развита, такая  работа не является сегодня приоритетом  для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе  Российской Федерации есть целый  раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить  и укрепить родительское попечение  ребенка.     

 

Список использованной литературы:

1.   Конвенция ООН «О правах ребенка». - М.: Класс, 1989

2.   Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993

3.   Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2002).

4.   Федеральный закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

 
5.   Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120. 
 
6.   Федеральный закон от 21.12.1996 г. (ред. от 17.12.2009  г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996). 
 
7.   Постановление Правительства РФ от 04.04.02г. № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". 
 
8.   Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». 
 
9.   Постановления Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366). 
 
10.  Подпрограмма “Дети-сироты” федеральной целевой программы “Дети России” на 2003-2006 годы//Официальные документы в образовании.-2002.-№31.-С.70-89. 
 
11. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с. 

Информация о работе Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей