Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:36, доклад
Возникновение философии связано с периодом разложения первобытно-общинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.
«Законники» (легисты) противопоставили
конфуцианскому ритуалу «ли» (ценность
добродетели, справедливости, человеколюбия)
свой закон «фа», понимаемый ими
исключительно как наказание. В
системе управления законники целиком
отказались от убеждения, от нравственного
принуждения, и перешли к политике
правового принуждения и
Легисты выдвинули концепцию равных возможностей и концепцию круговой поруки и личной ответственности. Крупным теоретиком и практиком легизма был Шан Ян. Он говорил о неизменно злой природе человека, которую можно держать в рамках лишь наказаниями и страхом.
Даосизм, в отличие от рассмотренных
выше школ, серьёзно занимался вопросами
объективной картины мира – проблемами
бытия, небытия, становления, единого,
многого и т.д. Главный труд даосизма
– «Книга о дао и дэ». Основателем
даосизма считается Лао Цзы. Само
название представителей школы –
даосы – говорит о том, что
в основу своего мировоззрения они
положили «дао» - всеобъемлющее
Наиболее глубоким и тёмным местом в даосизме является его учение о двух дао – безымянном (непостоянном) дао и дао, обладающим именем.
Даосскую картину мироздания можно представить следующим образом. Небытие первично. Это есть дао, не имеющее имени. Оно не имеет имени потому, что, назвав его, мы тем самым превращаем его в бытие. Небытие порождает бытие. Бытие - дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля.
Двум дао соответствуют два вида знания. Гносеология даосизма подчинена его онтологии. Знание безымянного дао особое, имеет привкус мистики, ибо знание о нём состоит в молчании. Это знание доступно не всем людям, а лишь совершенномудрым (тем, кто лишён страстей). Дао в конечной форме – это мир вещей, опирающийся непосредственно на дао, имеющее имя. Оба вида знания связаны.
Этический идеал даосов – совершенномудрый. В основу их концепции управления положен принцип недеяния (у вэй) как высшей формы поведения. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путём – дао. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао.
Социальный идеал даосов в прошлом, в тех временах, когда жизнь была проста, ничто не мешало естественному ходу событий, не было порочности и просвещения.
Гносеологические и логические проблемы рассматривались в школе имён. Была разработана нумерологическая методология, состоящая из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой. В основу нумерологических схем было положено 3 фундаментальных числа: 2, 3 и их сумма 5. От рождения вещам присуща двоичность, троичность и пятеричность. Онтологическими эквивалентами 2 являются силы инь и ян, 3 – небо, земля и человек, 5 – пять элементов.
Таким образом, методология
познания в Древнем Китае развивалась
по двум основным направлениям – нумерологическому,
генетически восходящему к
Можно выделить две противоположные точки зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счёт принижения последних, а другая – к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.
Особенности развития китайской
философии. Особое место в мировоззренческих
подходах китайцев занимает проблема
отношений человека и неба. Небо
первоначально трактуется как мифическое
сверхъестественное существо, а затем
как синоним природы, естественного
хода вещей. Особое место в подходах
китайцев к социальным явлениям имеет
проблема соотношения современности
и древности, и в этой связи
рассматриваются вопросы
Китайцы создали оригинальную
систему взглядов на природу и
человеческое общество, на историю
развития культуры. Стержнем всей истории
китайской философской и
Исследователи истории философии Китая выделяют следующие специфические особенности её развития и содержания:
– Развитие философской мысли опиралось на наивные представления о мире и природе как целостности, наивно-диалектический характер взглядов на природу и человеческое общество.
– Философские знания неразрывно связаны с этикой и политикой.
– Философская мысль была служанкой традиционности и учения о канонах, что предопределило такую её черту развития, как изложение собственных взглядов в виде комментария или толкования классических конфуцианских и других древних канонов. Поэтому логические методы анализа и синтеза не получили всестороннего развития и не оформились в логику как науку о законах и правилах мышления.
– Склонность рассматривать предметы в их целостности, органической взаимосвязи частей, преемственности развития, поэтому природа, человек и дух рассматривались как нечто органически единое, взаимосвязанное.
– Система категорий китайской философии носит оригинальный характер и имеет свои длительные традиции развития. Важнейшие категории:, «Дао» – путь, закономерность, «Ци» – эфир, 5 первоэлементов, «Ли» – разум, закон, «Ли» – правила поведения, дух, истина, ясность, верность, применимость и полезность, «Тайцзи» - великий предел, «Ян-Инь» – борьба светлого и тёмного начал и др.
Список использованных источников
1. Мартынов, В. Ф. Мировая
художественная культура/В.Ф.
2. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.
3. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.
Информация о работе Особенности развития философии Древнего Китая