Особенности развития философии Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:36, доклад

Описание работы

Возникновение философии связано с периодом разложения первобытно-общинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 23.91 Кб (Скачать файл)

 

«Законники» (легисты) противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» (ценность добродетели, справедливости, человеколюбия) свой закон «фа», понимаемый ими  исключительно как наказание. В  системе управления законники целиком  отказались от убеждения, от нравственного  принуждения, и перешли к политике правового принуждения и наказания. Совесть они заменили страхом, в  котором и видели главный рычаг  управления. Правитель – источник законов, выразитель единства государства, где всё подчинялось одной  цели – сплотить народ для достижения государством могущества. Ради этой цели упразднялось искусство, пресекалось  разномыслие, уничтожалась философия, изгонялись излишества. Вся жизнь  упрощалась и унифицировалась.

 

Легисты выдвинули концепцию  равных возможностей и концепцию  круговой поруки и личной ответственности. Крупным теоретиком и практиком легизма был Шан Ян. Он говорил о неизменно злой природе человека, которую можно держать в рамках лишь наказаниями и страхом.

 

Даосизм, в отличие от рассмотренных  выше школ, серьёзно занимался вопросами  объективной картины мира – проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.д. Главный труд даосизма – «Книга о дао и дэ». Основателем  даосизма считается Лао Цзы. Само название представителей школы –  даосы – говорит о том, что  в основу своего мировоззрения они  положили «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое  понятие, первоначало, первооснова  и завершение всего существующего  в мире, всеобъемлющий закон мироздания.

 

Наиболее глубоким и тёмным местом в даосизме является его учение о двух дао – безымянном (непостоянном) дао и дао, обладающим именем.

 

Даосскую картину мироздания можно представить следующим  образом. Небытие первично. Это есть дао, не имеющее имени. Оно не имеет  имени потому, что, назвав его, мы тем  самым превращаем его в бытие. Небытие порождает бытие. Бытие - дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля.

 

Двум дао соответствуют  два вида знания. Гносеология даосизма подчинена его онтологии. Знание безымянного дао особое, имеет  привкус мистики, ибо знание о  нём состоит в молчании. Это  знание доступно не всем людям, а лишь совершенномудрым (тем, кто лишён  страстей). Дао в конечной форме  – это мир вещей, опирающийся  непосредственно на дао, имеющее  имя. Оба вида знания связаны.

 

Этический идеал даосов –  совершенномудрый. В основу их концепции  управления положен принцип недеяния (у вэй) как высшей формы поведения. Совершенномудрый правитель предоставляет  всему идти своим естественным путём  – дао. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао.

 

Социальный идеал даосов в прошлом, в тех временах, когда  жизнь была проста, ничто не мешало естественному ходу событий, не было порочности и просвещения.

 

Гносеологические и логические проблемы рассматривались в школе  имён. Была разработана нумерологическая методология, состоящая из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой. В основу нумерологических схем было положено 3 фундаментальных числа: 2, 3 и их сумма 5. От рождения вещам присуща  двоичность, троичность и пятеричность. Онтологическими эквивалентами 2 являются силы инь и ян, 3 – небо, земля  и человек, 5 – пять элементов.

 

Таким образом, методология  познания в Древнем Китае развивалась  по двум основным направлениям – нумерологическому, генетически восходящему к архаичной  культуре и гадательной практике, с одной стороны, и протологическому – с другой. Формально-универсальный  характер нумерологической методологии  создавал ей определённые преимущества по сравнению с протологической  традицией, в результате последняя  постепенно исчезла.

 

Можно выделить две противоположные  точки зрения на историю китайской  культуры и философии, одна из которых  сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и  философии за счёт принижения последних, а другая – к превращению отдельных  элементов китайской культуры, в  том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для  подражания.

 

Особенности развития китайской  философии. Особое место в мировоззренческих  подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Небо первоначально трактуется как мифическое сверхъестественное существо, а затем  как синоним природы, естественного  хода вещей. Особое место в подходах китайцев к социальным явлениям имеет  проблема соотношения современности  и древности, и в этой связи  рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.

 

Китайцы создали оригинальную систему взглядов на природу и  человеческое общество, на историю  развития культуры. Стержнем всей истории  китайской философской и общественно-политической мысли является триада: знания-действия-нравственность.

 

Исследователи истории философии  Китая выделяют следующие специфические  особенности её развития и содержания:

 

– Развитие философской мысли  опиралось на наивные представления  о мире и природе как целостности, наивно-диалектический характер взглядов на природу и человеческое общество.

 

– Философские знания неразрывно связаны с этикой и политикой.

 

– Философская мысль была служанкой традиционности и учения о канонах, что предопределило такую  её черту развития, как изложение  собственных взглядов в виде комментария  или толкования классических конфуцианских  и других древних канонов. Поэтому  логические методы анализа и синтеза  не получили всестороннего развития и не оформились в логику как науку  о законах и правилах мышления.

 

– Склонность рассматривать  предметы в их целостности, органической взаимосвязи частей, преемственности  развития, поэтому природа, человек  и дух рассматривались как  нечто органически единое, взаимосвязанное.

 

– Система категорий китайской  философии носит оригинальный характер и имеет свои длительные традиции развития. Важнейшие категории:, «Дао»  – путь, закономерность, «Ци» – эфир, 5 первоэлементов, «Ли» – разум, закон, «Ли» – правила поведения, дух, истина, ясность, верность, применимость и полезность, «Тайцзи» - великий предел, «Ян-Инь» – борьба светлого и тёмного начал  и др.

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Мартынов, В. Ф. Мировая  художественная культура/В.Ф.Мартынов.-3-е  изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2000.

 

2. Скворцова, Е. М. Теория  и история культуры: Учебник для  вузов/Е.М.Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.

 

3. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич,  Н.С.Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.


Информация о работе Особенности развития философии Древнего Китая