Особенности русской философии XIX-ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

XIX-XX века занимают особое место в развитии русской философии, а именно – с первых десятилетий XIX века начинается период самостоятельной философской мысли. Русская философия, пишет В.В. Зеньковский в своей “Истории русской философии”, в этот период выходит из состояния ученичества по отношению к западной философской мысли и находит свои собственные пути; продолжая учиться у Запада постоянно и прилежно, она начинает жить своими вдохновениями и своими проблемами.

Файлы: 1 файл

Философия реферат +.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

“Соборность” же предполагает внутреннюю гармонию между живой  личной душевностью и надындивидуальным  единством. Она включает, с одной  стороны, стремление к тому, что С. Франк называет “органически-корпоративно-иерархическим  состоянием”, а с другой – чувство  свободы и демократическую активность самоуправления. Удастся ли русскому духу достигнуть такого адекватного  ему социально-политического состояния  – это вопрос, решение которого лежит в сфере конкретной исторической политики.

Любое мировоззрение содержит единство теории и идеала и так  или иначе соединяет область  того, что есть, с областью должного и ценного. Русское мировоззрение изначально рассчитано на улучшение мира в соответствии с должным, и никогда – на чисто теоретическое познание того, что есть.

Это связано с особым пониманием истины, которое лежит в основе русского мировоззрения и является его предпосылкой. Речь идет не об истине как чистой идее, или сугубо теоретической  картине мира, но истине в форме  внутренней основы жизни, представленной в истинном человеке или жизни  человечества. В русском языке  такому пониманию истины соответствует  непереводимое на западноевропейские языки слово “правда”, которое  одновременно означает и “истину”, и “моральное и естественное право”. Русский дух в лице религиозного искателя или странника из народа, в лице Достоевского, Толстого или Вл. Соловьева всегда искал ту истину-правду, которая объяснит и осветит жизнь, а также станет основой “подлинной”, то есть справедливой, жизни.

Это понятие живой “истины-правды”  ведет к тому, что русская философская  мысль никогда не является “чистым  познанием”, но всегда есть выражение  религиозного поиска спасения. В этом состоит опасность пренебрежения  чистым, бескорыстным взглядом на истину. Но, с другой стороны, понятие “истины-правды”  побуждает стремиться к глубочайшей  и конкретнейшей форме философского рассуждения.

Русскому сознанию чуждо  индивидуалистическое понимание этики: речь идет всегда о поиске не личного  спасения или исцеления, но основы, на которой зиждется вся человеческая жизнь и все космическое мироздание и через которую человечество и мир спасаются и преображаются.

Русскому духу присущи  стремление к целостности, ему чужды  дифференцированность и обособленность отдельных сфер и ценностей западной жизни. Все относительное – мораль, наука, искусство, право, национальности и т.д., взятое само по себе, не является для русского ценностью и обретает ценность лишь как выражение и форма проявления абсолютной истины и абсолютного спасения.

Русский нигилизм, который  составляет болезненное состояние  русской духовной жизни, является оборотной  стороной этого духовного радикализма. Русский дух не знает середины: либо все, либо ничего – вот его  девиз. Русскому человеку не приходит в голову, что можно чувствовать  себя связанным моральными, правовыми  и государственными обязанностями  самими по себе, не задаваясь вопросом, на чем, в конечном счете, основывается их законная сила. С. Франк приводит анекдот о русском майоре, который  недоумевает: “Если Бога нет, как  я могу оставаться майором?”

В заключение необходимо подчеркнуть, что нельзя говорить о полной противоположности  и несравнимости русской и  западноевропейской философии. Отношение  между ними можно уподобить отношениям между своеобразными, но в то же время внутренне родственными личностями. Обе культуры, западноевропейская и русская, происходят от сплава христианства с духом античности и “являются лишь различными ответвлениями этого общего ствола”. Это духовное родство всегда признавали наши глубочайшие мыслители.

Мы дали, опираясь на работы А.Ф. Лосева “Русская философия” и  С.Л. Франка “Русское мировоззрение”, основные идеи русской философии  ХIХ-ХХ веков. Необходимо теперь ее представить в конкретных именах и направлениях.

В русской философии ХIХ-ХХ веков можно различить три этапа. Первый – с начала ХIХ века до его середины, когда философское творчество было нацелено главным образом на то, чтобы уяснить свои собственные задачи, свой самостоятельный путь. Это деятельность П.Я.Чаадаева, западников и славянофилов.

Второй этап – с середины до конца ХIХ века. Здесь появляется целый спектр философских направлений: религиозная философия Вл. Соловьева; материализм М.А. Бакунина, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева и др.; позитивистская школа Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина и др.; так называемые младшие славянофилы Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев; персонализм А.А. Козлова, Л.М. Лопатина; неокантианство А.И. Введенского и И.И. Лапшина. Особой строкой необходимо отметить творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, космическую философию Н.Ф. Федорова.

С начала ХХ века начинается третий этап русской философии. От Вл. Соловьева берут исток течение религиозно-философской мысли, включающее такие имена, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.О. осский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, а также философские идеи поэтов-символистов А. Белого, В. Мережковского, Вяч. Иванова. Особняком стоят сложные и противоречивые фигуры В.В. Розанова и Л. Шестова. Из новейших русских религиозных философов можно назвать И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Г.В. Флоровского.

В ХХ веке развивают идеи Н.Ф. Федорова естествоиспытатели В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов и гуманитарии – писатели, поэты, художники – В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А. Платонов, В. Чекрыгин.

В.В. Зеньковский пишет  в своей “Истории русской философии” о том, что русская философия  в ХХ веке выходит на путь мирового влияния. Он имеет в виду, прежде всего, русских философов (Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Франка, Л. Шестова и др.), которые эмигрировали или были высланы из Советской России в 20-х годах и своим творчеством в значительной степени обогатили и стимулировали развитие европейской философии и европейской духовности вообще.

В нашей работе мы рассмотрим некоторые из перечисленных здесь  имен и направлений: из первой половины XIX века – П.Я. Чаадаева, славянофилов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского; из второй половины XIX века – философское  творчество Вл. Соловьева и Ф.М. Достоевского. Изложение учений этих мыслителей мы дадим во второй главе. В третьей  главе будут изложены учения таких  философов ХХ века, как В.В. Розанов, Лев Шестов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов.

 

 

 

Литература

1.  Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет. — М.: ТК Велби; Проспект, 2005. — 236с.

2.  Волович В.И., Горлач Н.И., Головченко Г.Т., Губерский Л.В., Кремень В.Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). — Х. : Консум, 2002. — 751с.

3.  Зеньковский Василий Васильевич. История русской философии: В 2 т. — М. : Аст, 1999. — 542с. Т. 1 — 542с.

4.  История философии: Учеб. для вузов / В.П. Кохановский (ред.), В.П. Яковлев (ред.). — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 573с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ИШИМЕ

Реферат

по дисциплине «Философия»

ТЕМА 

«Особенности русской философии XIX-ХХ веков»

 

 

студента 1 курса

специальности (направления) Экономика

очная форма обучения,

Лысова А.О

Проверил:

Кучак.Л.Л


 

 

 

 

                                                               Ишим 2013


Информация о работе Особенности русской философии XIX-ХХ веков