Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:28, реферат
Цель работы заключается в том, что очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера. Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
Узнать особенности современной цивилизации.
Выявить проблемы современной цивилизации, их сущность и происхождение.
Найти пути решения данных проблем.
Рассмотреть имеющиеся перспективы развития современной цивилизации.
Проблемы стремительного роста населения, нехватки ресурсов и загрязнения окружающей среды привели к необходимости анализа перспектив и возможностей дальнейшего развития современной цивилизации. Свое выражение анализ этих перспектив получил в деятельности представителей Римского клуба. Так, в первом докладе «Пределы роста» авторы пришли к выводу, что если современные тенденции роста численности населения, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, то в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства. Однако данный вывод, сделанный на основе совершенной для того времени компьютерной модели динамики использования ресурсов, оказался неточным. по той причине, что со времен Т. Мальтуса новые технологии, которые повысили эффективность производства и обеспечили альтернативы скудеющим ресурсам, развеяли угрозу их истощения. Несмотря на данную неточность, при всех недостатках и ошибках, первый доклад «Пределы Роста» дал толчок, экспериментальным исследованиям будущего, обозначив те проблемы, которые в это время практически не рассматривались.
Концепция экологически приемлемого развития («органического роста»), представленная во втором докладе Римскому клубу, исходила из признания разнообразия частей и регионов мира, включающих национальные государства и идеи ограничения потребления ресурсов за счет так называемых промышленно слаборазвитых стран. Тем самым концепция «нулевого роста» была заменена концепцией «органического роста» − дифференцированного развития разных частей мировой системы, что в итоге и приводит к сбалансированному развитию всего населения земли.
Возникновение так называемого «общества потребления», в котором «акцент перенесен на сам процесс потребления, а не на сохранение приобретенного и проблема нищеты в современном мире говорит о возможной перспективе вооруженного конфликта между мировыми лидерами как за энергетические так и продовольственные ресурсы. Так, например, К.В. Симонов отмечает, что «Углеводородный голод - это то, что толкает сегодня мир к глобальному конфликту. То, что заставляет сильные государства вновь заниматься колонизацией слабых стран. Все более возрастающая угроза существованию современной цивилизации, связанная с ростом населения Земли, экологическими и климатическими изменениями, разрушающей деятельностью человека, приводит к необходимости освоения морских территорий, возникновению проектов плавучих городов «ковчегов», пригодных для дальнейшего существования и развития человечества. Так, например, глобальный подъем уровня моря за последние десятилетия привел к необходимости создания проекта, решающего вопрос «все прибывающей воды».16 Одним из вариантов решения проблемы стал проект архитектора В. Каллебаута «Лилипад» представляющий собой концепцию самодостаточного плавучего города, имеющего возможность вмещать в себя 50 тыс. жителей. Японские инженеры предлагают проект создания искусственных островов на территории Тихого океана, в центре которых будут находиться небоскребы. Небоскребы - поплавки смогут вмещать в себя от 10 до 50 человек.
Изучение и освоение Мирового океана, непосредственное исследование его глубин, предопределяют возможность создания государств на дне океана, что представляет собой еще одну возможную перспективу дальнейшего развития современной цивилизации. Так, например, уже в 1961 г., в Англии был создан проект большого города на 30 тысяч жителей, который будет построен в море в виде огромного 16-этажного амфитеатра на сваях, проект глубоководного города также был создан и американскими инженерами.17
Освоение подводных территорий представляется возможным благодаря созданию на глубине «земных» условий. И уже в настоящее время совершенствование высоких технологий позволяет ученым создавать глубоководные аппараты, батискафы.
Развитие науки, высоких технологий, привели не только к возможности современной цивилизации выхода в космос, но и к возникновению перспектив будущего расселения в нем.
Вторая половина XX в. ознаменовалась выходом человечества в космическое пространство и развитием новой отрасли науки и техники – космонавтики, позволяющей исследовать космическое пространство с помощью автоматических и пилотируемых аппаратов. Полеты в космос представили возможным получать более полное представление о поверхности Земли, других планетах. Появились проекты освоения космоса, его колонизации. Освоение космоса, развитие космонавтики, в настоящее время является одним из приоритетных направлений в развитии науки. Перспектива освоения космоса и возможность использования планет Солнечной Системы для жизнеобеспечения человечества представляется тем самым возможной перспективой развития современной цивилизации.
Наконец, завершая анализ современной цивилизации и перспектив ее развития, я пришёл к следующим выводам:
Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер.
Глобальные проблемы современности показывают, что состояние человеческой цивилизации становится все более критическим из-за неспособности мирового сообщества вырабатывать и согласовывать «стратегию развития природы» и «стратегию развития общества». Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности. Поскольку прежние нравственно-философские принципы технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее увеличение власти человека над Природой, оказались несостоятельными, сегодня человечество стоит перед выбором, результатом которого является решение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути, о сценариях будущего развития человеческой цивилизации.
Каждая из стран боролась со своими трудностями, не осознавая того факта, что мир вступил в полосу гигантского всеобщего кризиса, выйти из которого вообще нельзя, не поняв глобальный характер опасности, не мобилизовав людей Земли на преодоление её «затруднений». Только качественный сдвиг во всем человеческом мышлении и поведении могло бы разорвать этот порочный круг проблем. Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-нибудь распрощается с Глобальными проблемами? Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на некую «человеческую революцию», которая должна была приобщить всех людей Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за свое «выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию в мире, где насчитывается свыше 1 млрд. неграмотных и голодающих, где политики, озабочены сохранением собственной власти, не слушают ученых, а «массы» заняты своими заботами?
Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.
Научная литература и материалы периодической печати
1 Брагина Л.М. Античное наследие в культуре Возрождения. / Л.М. Брагина. – М.: РИОР, 2007. – С. 125.
2 Алексеев П.В. Философия: учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – С. 123.
3 Лебедев С.А. Философия: учебное пособие для вузов / С.А. Лебедева. - М.: Академический Проект, Трикста, 2004. – С. 364.
4 Балашов Л.Е. Философия: учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями / Л.Е. Балашов. — М.: РИОР, 2008. – С. 359.
5 Маршак А.Л. Общая социология: Учебник для вузов /А.Л. Маршак. – М.: РИОР, 2006. – С. 34.
6 Арсланова Е.Б. Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы разоружения. Методические рекомендации к лекционному курсу: учебное пособие. / Е.Б. Арсланова. – М.: ИНФРА-М, 2009. С. 89.
7 Рорти Р. Философия и зеркало природы. / Р. Рорти. – М.: Проспект, 2010. – С. 136.
8 Семьянова А.Ю. Экологическое право: курс лекций. / А.Ю. Семьянова. – М.: Проспект, 2012. – С. 57.
9 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
10 Маршак А.Л. Общая социология: Учебник для вузов /А.Л. Маршак. – М.: РИОР, 2006. – С. 167.
11 Дмитревский А.А., Сазонова И.М. СПИД: приговор отменяется. / А.А. Дмитревский И.М. Сазонова. — М.: Олимп, 2009. – С. 67.
12 Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие / В.А. Канке. – М.: Логос, 2008. – С. 235.
13 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. – М.: МИЭМП, 2005. – С. 78.
14 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. – М.: МИЭМП, 2005. – С. 79.
15 Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – С. 153.
16 Миронов А.В. Социология: Курс лекций. / А.В. Миронов. – М.: РИОР, 2007. – С. 201.
17 URL: http://lenta-ua.net/novosti/