Особенности, ведущие мотивы и основные этапы развития русской философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с её многовековым опытом критически – рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

Содержание работы

Оглавление.
Введение……………………………………...………………………………...3
1. Особенности, ведущие мотивы и основные этапы развития русской философской мысли……………………………………………….….5
1.1 Особенности русской философской мысли…………………………..5
1.2 Ведущие мотивы русской философской мысли…………………….10
1.3 Основные этапы развития русской философской мысли………….24
2. Западничество и славянофильство………………………………………...27
3. Идеализм и материализм в русской философии…………………………29
4. Русский космизм……………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……………………………………………36

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии вариант 9.docx

— 65.48 Кб (Скачать файл)

С содержательной стороны  русская философия также имеет  свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала  тема России, постижение смысла ее существования  в истории. Другой ведущей темой  стала тема самого человека, его  судьбы и смысла жизни.

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время  Киевский митрополит Илларион создает  знаменитое "Слово о законе и  благодати", в котором развивает  богословеко-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме"20.

Оригинальные поиски русской  философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили  в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и  связывала эту самобытность с  неповторимым своеобразием русской  духовной жизни. Вторая же тенденция  выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской  культуры. Представители этой тенденции  считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран  Европы, то она должна учиться у  Запада и пройти тот же исторический путь.

Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в. В это время характерно распространение  философии в России в форме  философского осмысления науки и  культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

 

 

 

 

  1. Западничество и славянофильство.

Вообще, становление самобытной русской  философии начиналось с постановки и осмыслении вопроса об исторической судьбе России. В напряжённой полемике конца 30-х гг. XIX века о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество  как противоположные течения  русской философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой, завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путь и  её культура принадлежит к другому  типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции  русской истории.

Славянофилы в своей трактовке  русской истории исходили из православия  как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники  основывались на идеях европейского Просвещения с его культом  разума и прогресса, и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного  пути развития России.

Изучение истории у славянофилов была направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические  условия, ни сильная личность, а только сам народ как "единственный и  постоянный действователь в истории. Славянофилы считали, что экономические, политические и другие21 факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, обуславливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создаёт народ, но и народ создаёт веру. Православие в концепции славянофилов выступала как духовная основа всей русской жизни:". проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитию". В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью.

Величайшая заслуга славянофилов заключается в том, что они  стали рассматривать нацию как  духовное явление.

Влияние славянофилов на русскую мысль  было необычайно сильным. В новых  исторических условиях в послереформенной России прямым продолжением славянофильства  выступил почвенничество.

Как идейное течение общественно" мысли западничества не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Пётр Яковлевич  Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич  Белинский (1811-1848), и др. были мыслители  самых равных убеждений, в том  числе либералы, радикалы, консерваторы.

 

 

 

 

 

 

  1. Идеализм и материализм в русской философии.

Одной из центральных философско-мировоззренческих  проблем является вопрос об отношении  материи и сознания. Он имеет несколько  сторон. Во-первых, это вопрос о том, что в этом отношении является исходным и самостоятельно существующим (говоря языком традиционной философии - что тут является субстанцией)? Во-вторых, важным ответвлением этого  вопроса является так называемая "психофизическая проблема": как  связаны состояния сознания человека - его чувства и эмоции, его  представления и мысли - с состояниями  его мозга как материального  объекта - частицы живой материи, находящейся в черепной коробке; может ли и как именно сознание причинно воздействовать на тело человека - почему наше решение почесать затылок  может привести нашу руку в необходимое  для этого движение. В-третьих, может  ли обладающий сознанием человек  получить знание о материальных объектах, или же сознанию доступно достоверное  знание только о самом себе? 

Необходимо отметить, что  вопросы, подобные только что сформулированным, волновали людей задолго до появления  философии и науки. Первые ответы на них можно обнаружить в мифологическом мышлении, затем в религиозных  учениях22. И в самом обычном житейском опыте отражается наше понимание отношения души и тела. Это понимание проникает в философию и преобразуется в ней в соответствии с вырабатываемыми философами способами осмысления сути бытия и используемыми для этого категориями и понятиями. 

Основных таких фундаментальных  категорий три. Это - субстанция, материя  и сознание (душа). Категория субстанции в философии применяется для  обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то другому. Категория материи выражает идею основы, субстрата телесного мира. Категория сознания - идею общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей. 

На протяжении долгой истории  философии и постоянного спора  в ней различных учений и школ было предложено множество решений  проблемы взаимоотношения души и  тела, сознания и материи. Здесь не хватит места даже их просто перечислить. Вместе с тем они, так или иначе, тяготеют к трем главным направлениям, различие между которыми определяется тем отношением, в котором полагаются понятия материи и сознания к  категории субстанции. 

Первое решение возникает  тогда, когда материя принимается  за единое основание всего существующего, т.е. трактуется в качестве субстанции. Такая позиция называется материализмом. Это учение о том, что все существующее в мире является материей, а то, что  мы называем душой, сознанием, мышлением, суть или движение самых маленьких  и легких атомов, как это думал  Демокрит, или организация и взаимодействие нейронных структур мозга, как это  считают современные материалисты. Сознание в категориальном отношении  осмысливается при этом как род  материального, либо как особое его  свойство или функция. 

Если же в качестве субстанции принимается так или иначе  понимаемое сознание, то возникает  идеализм. Это учение обосновывает тезис, что в основе всего существующего  во Вселенной лежат идеи, как этому  учил Платон, или же, как доказывал  Лейбниц, что все состоит из монад - атомов, но не материальных, а обладающих той или иной степенью сознания. Материя при этом толкуется либо как зависимый от сознания род сущего, либо как особая форма существования духа, его собственное порождение. Существовал и вариант субъективного идеализма, который в крайней своей форме отстаивался британским философом первой половины XVIII в. Дж. Беркли, доказывавшим, что все, что нас окружает есть только совокупности наших восприятий, и что эти восприятия есть единственное, что мы можем знать. Здесь тела, вместе с присущими им свойствами, отношениями и пр., трактовались в качестве лишь комплексов ощущений. 

Наконец, существуют и учения о двух субстанциях: в них утверждается, что тело и душа, материя и сознание есть два принципиально различных  и независимых друг от друга вида бытия, т.е. две самостоятельных субстанции. Такая позиция называется дуализмом. Стоит заметить, что она ближе  всего стоит к нашему обычному здравому смыслу. В самом деле, мы обычно уверены в том, что у  нас есть и сознание, и тело; и  что хотя они как-то согласуются  между собой, различие между мыслями, чувствами и такими материальными  вещами, как камни или столы, слишком  велико, чтобы отнести их к одному роду сущего. Это разведение до противоположности  материального и относящегося к  сознанию дается относительно легко, однако затем в дуализме возникает главная  и по существу неразрешимая проблема, которая состоит в том, чтобы  объяснить, как столь отличные по свойствам сознание и материя  способны к согласованным взаимоотношениям друг с другом23. Ведь в качестве субстанциональных начал, т.е. начал независимых, они, согласно приданному им категориальному статусу, не могут влиять друг на друга и взаимодействовать между собой. Дуалистические версии трактовки отношения сознания и материи вынуждены либо допускать такое взаимодействие в некоторых особых случаях, либо предполагать предустановленную гармонию в согласованном изменении духа и материи. Позже мы специально остановимся на основных современных подходах к анализу психофизической проблемы.  

Здесь уместно сказать  несколько слов о весе и значении философско-мировоззренческих позиций  по поводу отношения материи и  сознания, поскольку этому вопросу  еще не так давно в нашей  стране придавалось большое значение. Дело в том, что материализм в  нашей философии, особенно в учебной, тесно ассоциировался с марксизмом. Вернее, марксизм как особый, "диалектический материализм" рассматривался как  высшая форма развития материалистической линии в философии. Соответственно этому, вопрос об отношении материи  и сознания рассматривался как главный  вопрос философии, от решения которого тем или иным философом прямо  зависела и оценка содержания учения этого философа, и его социально-политическая позиция. 

В диалектическом материализме считалось, что основной вопрос философии - это вопрос о соотношении материи  и сознания, бытия и духа. Впервые  в таком виде он был сформулирован  Ф.Энгельсом в работе "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии". Все философы так или иначе  классифицировались как материалисты или идеалисты в зависимости  от того, как они решали этот вопрос. Например, уже в античной философии  выделялись две основные "линии" - материалистическая "линия Демокрита" и идеалистическая "линия Платона"24. Эти линии затем прослеживались во всей последующей философии, а борьба между ними представлялась стержнем всего философского развития. 

В решении различных сторон вопроса об отношении материи  и сознания, духа и природы позиция  диалектического материализма была вполне оптимистической. Признавалась познаваемость мира и отрицалось существование каких-либо принципиальных границ для его постижения. Объявлялось также, что и предшествующие материалисты, как правило, считали, что мир познаваем. А вот идеалистов, особенно представителей субъективного идеализма, отличает склонность к скептической позиции, они якобы тяготеют к агностицизму - отрицанию возможности познания мира.  

Далее, объявлялось, что для  философов-материалистов типична  опора на научное знание, что они  выражают интересы передового слоя людей  своей эпохи, что они отстаивают демократические политические взгляды. Напротив, философы-идеалисты, как правило, являются сторонниками религии, а по своей социально-политической позиции  обычно относятся к консерваторам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Русский космизм.

П.А.Флоренский является одним  из тех, кого по праву относят к  традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное  родство" мира и человека, их "пронизанность  друг другом", взаимосвязанность. Подобно  древнегреческой философии он соотносит  мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом  и подобием Вселенной"  и несущий  в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к  человеку лишает его полноты личностного  бытия, Флоренский сумел найти выход  из этой трудной ситуации. И мир  и человек одинаково сложны и  внутренне бесконечны, поэтому они  могут рассматриваться как части  друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир  есть раскрытие Человека, проекция его"25. В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство) Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается" . "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства" 26.

Информация о работе Особенности, ведущие мотивы и основные этапы развития русской философской мысли