Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:45, контрольная работа
Отличительные особенности русского и восточного мировоззрения в образе мышления и поведении, которые дают представление о сознании человека и совокупности его повседневных действий, которые формируют представление об окружающей жизни, отличное от других. Особенность каждого мировоззрения является результатом их взаимодействия и соприкосновения с культурным пространством, что является основой их исторического образа. Каждое мировоззрение выработало свое представление о религии, бытии, обществе, нравственности и поведении, которые либо отличают его от других, либо делают похожим на них некоторыми человеческими ценностями по содержанию: открытому или закрытому, противоречивому или гармоничному, широкому или узкому, успешному или потерпевшему поражение и по другим элементам жизни.
1.Сравнить особенности восточного и русского мировоззрения.
Найти сходства и различия. 3
2.Выделить основные положения философской концепции Аристотеля. 8
3.Прочитать и проанализировать пьесу Ж.-П. Сартра «Мухи». 13
4.Как Вы понимаете Ф. Бэкона: «Знание – сила»? 15
5. Литература. 16
1.Сравнить особенности восточного и русского
мировоззрения.
Найти сходства и различия.
2.Выделить основные положения философской концепции Аристотеля. 8
3.Прочитать и проанализировать пьесу
Ж.-П. Сартра «Мухи».
4.Как Вы понимаете Ф. Бэкона: «Знание –
сила»?
5. Литература.
1. Сравнить особенности восточного и русского мировоззрения. Найти сходства и различия.
Отличительные особенности русского и восточного мировоззрения в образе мышления и поведении, которые дают представление о сознании человека и совокупности его повседневных действий, которые формируют представление об окружающей жизни, отличное от других. Особенность каждого мировоззрения является результатом их взаимодействия и соприкосновения с культурным пространством, что является основой их исторического образа. Каждое мировоззрение выработало свое представление о религии, бытии, обществе, нравственности и поведении, которые либо отличают его от других, либо делают похожим на них некоторыми человеческими ценностями по содержанию: открытому или закрытому, противоречивому или гармоничному, широкому или узкому, успешному или потерпевшему поражение и по другим элементам жизни.
В культуре Востока, например в Индии,
используется логика, в которой нет «закона
исключенного третьего». В этой ментальности
вполне допустимы утверждения: «человек
и добр и зол» или «он ни добр, ни не добр». У Восточного мировоззрения
человек смотрит "внутрь", а не на
то, что снаружи. Эти особенности мировоззрения и
религиозно-философские идеи являются
своеобразными чертами народов Востока
и оказывают влияние на процессы, которые
происходят в мире. Знакомство с восточной
философией показывает, что она вобрала
в себя не только рациональные формы освоения
человеком себя и мира, но и другие формы,
которые существовали в культуре.
В восточном мировоззрении взаимосвязь человека с абсолютом складывается как бы по двум моделям, в которых отражены одновременно особенности психологического склада восточных народов, и специфика общественного уклада древнеазиатского общества. Два столпа его составляют: централизованный деспотизм, основанный на государственном владении землей и водой, и сельская община. Практически безграничная власть восточного монарха преломилась в сознании как всемогущество единого, обретшего атрибуты главного божества.
В Китае единое – великое начало, способное родить, наделить и погубить человека, обожествлено в Небе – “Тянь”. В “Каноне стихов” Небо – всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно. Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание – важнейшая социальная функция культа Тянь. Примечательно, что складывающееся несколько позже представление о человеческом совершенстве предполагает, прежде всего “гуманность”, которая трактуется как следование правилам, ритуалу, этикету. “Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы”, он обязан соответствовать требованиям ритуала . Этикет, помимо норм непреходящей ценности, вроде правдивости, доброты, смелости, морального императива “то, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим” , включал в качестве первостепенных принципов добродетельности уважение и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных ролей: государь должен быть государем, сановник – сановником, отец –отцом, сын – сыном.
Аналогичным образом в Индии “образующий реальное и нереальное” Брахма не только “вечный творец существ”, но и определяющий для всех “имена, род деятельности (карму) и особое положение”. Ему приписывается установление кастового деления и требование безусловного его соблюдения. Согласно исходящим от Брахмы “Законам Ману” (сложившимся в VI-V вв. до н.э.), высшее положение в обществе занимают жрецы – брахманы, служение которым оценивается как “лучшее дело” для простолюдина – шудры. Последний же» не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как, приобретая богатства, притесняет брахманов”.
Индивидуалистическая модель совершенного человека отличалась от нормативной “социальной” тем, что не находилась в прямой зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Совершенство определялось не сравнением с достоинствами других людей, а соотнесенностью с абсолютом, степенью близости к нему. “Тяжелая работа” по совершенствованию – многоступенчатый путь. Он начинается с соблюдения общечеловеческих норм морали, по существу включенных в кодекс поведения, предусмотренный каждым из вероучений. Далее следуют отречения от земных страстей, искушений, аскетический образ жизни. Отключенность от мирских дел позволяет сосредоточить все физические и психические силы на созерцании, на углубленном как бы вглядывании в себя, позволяющем, в конечном счете, ощутить свое “единение» с Истиной.
Индивидуалистическая модель является чужой для русского мышления. И эта чуждость индивидуализму может быть понята как проявление еще одной характерной черты русского мировоззрения, а именно – его приверженности определенного рода духовному коллективизму, или тому, что в работах славянофилов выражается понятием “соборность”. Русское мировоззрение изначально рассчитано на улучшение мира в соответствии с должным, и никогда – на чисто теоретическое познание того, что есть.
Это связано с особым пониманием истины, которое лежит в основе русского мировоззрения и является его предпосылкой. Речь идет не об истине как чистой идее, или сугубо теоретической картине мира, но истине в форме внутренней основы жизни, представленной в истинном человеке или жизни человечества. В русском языке такому пониманию истины соответствует слово “правда”, которое одновременно означает и “истину”, и “моральное и естественное право”. Русский дух в лице религиозного искателя или странника из народа, в лице Достоевского, Толстого или В. Соловьева всегда искал ту истину-правду, которая объяснит и осветит жизнь, а также станет основой “подлинной”, то есть справедливой, жизни.
Это
понятие живой “истины-правды” ведет
к тому, что русская философская мысль
никогда не является “чистым познанием”,
но всегда есть выражение религиозного
поиска спасения. В этом состоит опасность
пренебрежения чистым, бескорыстным взглядом
на истину. Но, с другой стороны, понятие
“истины-правды” побуждает стремиться
к глубочайшей и конкретнейшей форме философского
рассуждения. Русскому сознанию чуждо
индивидуалистическое понимание этики:
речь идет всегда о поиске не личного спасения
или исцеления, но основы, на которой зиждется
вся человеческая жизнь и все космическое
мироздание и через которую человечество
и мир спасаются и преображаются [5].
Русскому духу присущи стремление к целостности. Все относительное – мораль, наука, искусство, право, национальности и т.д., взятое само по себе, не является для русского ценностью и обретает ценность лишь как выражение и форма проявления абсолютной истины и абсолютного спасения.
Русский нигилизм, который составляет болезненное состояние русской духовной жизни, является оборотной стороной этого духовного радикализма. Русский дух не знает середины: либо все, либо ничего – вот его девиз. Русскому человеку не приходит в голову, что можно чувствовать себя связанным моральными, правовыми и государственными обязанностями самими по себе, не задаваясь вопросом, на чем, в конечном счете, основывается их законная сила [1].
Восточное мировоззрение, по сути, является пантеистическим. Пантеисты видят Бога как отождествление со вселенной. Пан – означает «всё» и «везде». И что это не отдельная личность Бога. Если пантеисты правы, то мы, человеческие существа, являемся частью Бога. И мы не можем иметь отношения с Ним, потому что мы и есть Бог. Цель пантеистов - быть поглощёнными в непостижимого, всепроникающего Бога – сущности вселенной. Пантеисты верят, что физический мир вокруг нас это иллюзия. Слово, применимое для этой концепции в Индуизме и Буддизме, это майя (цивилизация). Это физическая действительность представляет собой ракушку, которая содержится в космическом пространстве. Буддисты, джайны, сикхи и индуисты имеют довольно усложнённую космологию (учение о происхождении эволюции и конечной судьбе вселенной - прим. переводчика). Они считают, что реальность находится на разных уровнях или плоскостях, а мы находимся на одном из низших уровней. Это распространённая восточная космология. Наша цель - добраться до самого высокого уровня, где духовные вещи более очевидны, а физическая реальность менее проникающая. В конечном итоге, это цель потерять себя и быть поглощённым во всепроникающую доброту.
Если восточная концепция правильна, то тогда наша цель не знать и не иметь личных отношений с Богом, которые находятся вне нас, но открыть для себя Бога - естество внутри нас. Практически поиск Бога внутри себя. Буквально это путешествие в эгоизм. Мы обретаем Брахман, невыразимое объяснение Бога и состояние блаженства, известного в индуизме, как нирвана, и находим Атман (энергию) внутри себя. Русское религиозное сознание никогда не спрашивало, каким образом приходит человек ко спасению: через внутренний образ мыслей и веру или внешние действия. Обе части дилеммы, как ему представляется, предполагают слишком внешние отношения между человеком и Богом, неподобающее разделение между ними. Ни внутренний субъективный человеческий настрой на религиозность, ни какие-либо действия человека не достаточны для того, чтобы установить внешнюю связь с Богом; только сам Бог, и Он один, по мере того как Он завладевает человеком, если тот погружается в Него, может спасти его.
Восточный человек экстремален в своей любви и ненависти, в своем одобрении и опровержении. В грусти человек становится принадлежностью коллектива, в радостях не знает мер. Позиция русской мысли не сильно отличается от восточной. Иван Ильин говорит: «Русский народ, прежде всего — народ чувств, и главный его творческий акт — акт сердца». Несмотря на то, что русское мировоззрение содержит в себе силу мышления, воли, творчества в гуманитарных и естественных науках, в искусстве, сердце остается главным источником его духовной силы. У Ильина разум и вместе с ним общее русское настроение остается продолжением тепла духа сердечного. Русское мировоззрение объединяет силу научного сравнения с силой сердечных ощущений. Такое мировоззрение пытается найти диалектическую связь между сердцем и разумом во всех аспектах мышления и поведения, однако оно склонно к изобилию чувств и доведению вопросов до конца. Как у восточного, так и у русского отсутствует усредненная позиция, пытающаяся умеренно согласовать сердце и разум. Отсутствие в обоих мировоззрениях достаточной нормы в укоренении принципов разумности во всех нуждах человека, как материальных, так и духовных, вынуждает их находиться в состоянии неуравновешенности. Духовный покой не может проникнуть в личность русского и восточного человека без творческого воссоединения между мудростью разума и духовностью сердца.
Сравнение иудаизма, христианства и ислама.
У этих
трех религий больше сходства, чем различий,
хотя исторически сложилось так, что именно
различиям придавалось решающее значение.
Все они верят в одну, единственную жизнь,
за которой следует рай или ад. Они соглашаются
в том, что Богу противостоит зло в лице
Сатаны, который искушает и губит грешников,
заставляя их не повиноваться закону Бога.
Все эти религии ориентированы на пророков,
причем, только в христианстве пророк
становится божественным. Каждая из этих
религий считает себя единственно истинной
религией и утверждает, что неверующих
ждет осуждение. Все три библейские религии
основаны на монотеизме и дуализме и на
вере в то, что человек вечно отделен от
Бога и его высочайшее предназначение
- достичь рая. Все они полагаются не столько
на внутренний опыт или мистический контакт
и руководство, сколько на священные ритуалы,
веру и труд, которые ведут человека к
Богу. Каждая из этих религий верит, что
Бог имеет особый договор со своими приверженцами,
хотя условия договора различны. Верующие
всех авраамических религий хоронят своих
мертвых в земле в предвидении того, что
физическое тело будет, однажды воскрешено
на земле, встав из могилы в Судный День.
ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия,
иудаизм, и одно откровенное писание, Танах
(ветхозаветная часть Библии). Священным
писанием считается также Талмуд, обширный
сборник комментариев к Торе (первым пяти
книгам Ветхого Завета).
ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная
религия, христианство, и одно писание
- Библия (Ветхий и Новый Заветы).
ИСЛАМ: Единственная истинная вера - это
ислам, а высочайшее откровенное писание
- Коран, но как откровенные почитаются
и другие книги, в том числе Библия и ряд
индуистских писаний.
Об изначальном грехе
ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и
лишение милости Божьей и в изначальный
грех. Христианство: То же. ИСЛАМ: То же,
с той разницей, что Аллах (Бог) простил
Адама. Поэтому нет изначального греха.
О доказательстве силы Бога
Об обязательствах человека перед Богом
ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед
Яхве, поскольку Он освободил их из Египта.
Христианство: Человек обязан Богу, поскольку
Он пожертвовал Своим Сыном во искупление
человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого
особого обязательства; человек мотивируется
тем, чтобы не попасть в ад.
О средствах спасения
ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным
следованием Закону, данному в Торе. Христианство:
Спасение достигается принятием Христа
как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение
достигается полным подчинением Аллаху.
Информация о работе Особенности восточного и русского мировоззрения