Освальд Шпенглер и Закат Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Состояние, в котором Шпенглер пишет свою книгу – чувство одержимости своим открытием. Он убежден, что говорит вещи, которые никому не снились, никогда никому не приходили на ум, что он ставит проблему, которую в ее немом величии еще никто никогда не чувствовал, что он высказывает мысли, которые до него никем еще не были осознаны, но в будущем неизбежно заполнят сознание всего человечества. Книга Шпенглера безусловно книга подлинного пафоса, временами, однако, досадно опускающегося до некоторой личной заносчивости, почти надменности. Настроение, которое остается от нее, настроение тяжести и мрака.

Файлы: 1 файл

Шпенглер.docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и

техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение

гибели  культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. “Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих “вечных истин - как истинные”.

Если  культура перестанет притягивать и  вдохновлять человеческие души, она  обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве  жизни, но когда оно поглощает  человека целиком, то на культуру уже  не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру : “Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.

Шпенглер  не отрицает цивилизацию, но он и не “человек цивилизации”, способный  откинуть в сторону старый “культурный  хлам” ради того, чтобы уютно  чувствовать себя в мире обыденных  забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал  Н.Бердяев : “Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации... с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нём нет цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. Шпенглер слишком хорошо всё понимает. Он не новый человек цивилизации, он человек старой европейской культуры. Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.

Основную  идею концепции “заката Европы”  выразил  И.Я.Левяш : “Циклы развития культур, их взлёты и падения создают впечатление ряда сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений”.

         Из идей Шпенглера развилось  новое направление в культурологии  и философии науки. После его  работ исследователи стали замечать  то, что раньше ускользало от  их внимания. Теперь уже нельзя  обойтись без исследования того, как, каким образом внерациональные  смысловые основания культуры  детерминируют развитие не только  религии и искусства, но и  науки и техники. И заслуга  открытия этой проблемы принадлежит  Шпенглеру. Его “Закат Европы”  стал не только событием культурологии,  но и событием европейской  культуры. Конечно не всё в его книге совершенно. Но, пожалуй, Шпенглер и не стремился к этому, так как для него главное было теоретически полнокровно выразить болевые проблемы эпохи, и это ему вполне удалось.

Предисловие ко второму  изданию

Впервые сборник "Освальд Шпенглер и закат  Европы" увидел свет в московском издательстве “Берег” в 1922 году. Это  достаточно крупное частное книгоиздательство  существовало в период 1921-22 гг. В  числе его основателей были известные  деятели культуры и науки Н.А.Бердяев, Я.М.Букшпан, А.Д.Кассель и С.Л.Франк.

В официальном  Бюллетене комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по наблюдению над частным книжным рынком в Москве в октябре-ноябре 1922 г. отмечалось, что "Берег" выступает в защиту Шпенглера и ищет спасения от революции в славянофильстве. По поводу вышедшего в 1922 году сборника, приравненного многими исследователями к новому изданию нашумевших “Вех” (1909) В.И.Ленин также писал: "По-моему это похоже на литературное прикрытие белогвардейской организации". В своей статье “К десятилетнему юбилею “Правды”” от 5 мая 1922 г. он определяет идеологию Шпенглера и его последователей как выражение скорби “образованных мещан” по поводу гибели буржуазной Европы, которая загнила и лопнула в первой империалистической бойне.

Чтобы понять враждебное отношение советской  власти к упомянутой критике шпенглеровского шедевра, уместно привести краткие сведения как о самом “певце заката”, так и об авторах посвещенного ему и его книге сборника, двое из которых (Бердяев и Франк) в свое время принимали участие в знаменитых “Вехах”, а один (Степун) долгое время считался большевиками одним из апостолов антикоммунизма.

Освальд Шпенглер (Spengler) (1880-1936) получил известность как немецкий философ и историк, представитель философии жизни. Он развил учение о культуре как множестве замкнутых “организмов” (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную “душу” народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. По его мнению, умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность –цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение Шпенглера – Закат Европы” (т. 1-2, 1918-22).

Несколько слов о критиках Шпенглера. Заглавную  статью сборника написал Федор Августович Степун (1884-1965), русский философ, писатель и литературный критик. В 1922 г. он был выслан из РСФСР, после чего долгое время жил в Германии. В его философско-эстетических трудах, близких философии жизни, прослеживаются трагические проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошенной культуры (сборники “Жизнь и творчество”, “Основные проблемы театра”, оба 1923 г.). Степун является автором художественно-автобиографических книг “Из писем прапорщика-артиллериста” (1918) и “Николай Переслегин” (1929). Его перу также принадлежат мемуары “Бывшее и несбывшееся” (на немецком языке, 1947-1950; на русском языке, 1956), очерки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. А. Блоке, И. А. Бунине и другие произведения, вошедшие в сборник “Встречи” (1962).

Авторство статьи “Кризис Западной культуры”  принадлежит российскому религиозному философу Семену Людвиговичу Франку (1877-1950). В 1922 г. он был также выслан за границу. От “легального марксизма” Франк перешел к религиозной  философии, разрабатывая учение “о всеединстве” в традиции апофатической теологии и христианского платонизма. Он резко  выступал против социализма как крайней  степениобщественного рационализма. Основные труды Франка: “Предмет знаний” (1915), “Смысл жизни” (1926), “Духовные основы общества” (1930), “Непостижимое” (1939), “Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия” (издан в 1956 году).

Включенная  в сборник статья “Предсмертные  мысли Фауста” была написана Николаем Александровичем Бердяевым (1874-1948), русским религиозным философом  и публицистом. Примкнув в 1894 году к  марксистским кружкам, в 1898 году он за участие в них был исключен из университета и арестован. В 1900-03 годах Бердяев находился в  ссылке в Вологодской губернии, во время которой, в 1901-02 годах, проделал эволюцию, характерную для идейной  жизни России тех лет и получившую название “движение от марксизма  к идеализму”. Бердяев участвовал в таких эпохальных сборниках  как “Проблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). В 1922 году его, как Степуна и Франка, выслали  из Советской России. С 1925 года, во Франции, Бердяев издавал религиозно-философский  журнал “Путь” (Париж, 1925-40). Философ  проделал нелегкий путь от марксизма  к философии личности и свободы  в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения Бердяева (переведены на многие языки): “Смысл творчества” (1916), “Миросозерцание Достоевского” (1923), “Философия свободного духа” (т. 1-2, 1927-28), “Русская идея” (1948), “Самопознание” (1949). Кроме того из всего многочисленного творческого наследия Бердяева стоит выделить характерные для него статьи: "Борьба за идеализм" ("Мир Божий", 1901), "Критика исторического материализма" (там же, 1903), "О новом русском идеализме" ("Вопросы философии и психологии", 1904).

Наконец, автором статьи “Непреодоленный  рационализм” является Яков Маркович Букшпан (1887-1939) – экономист, сотрудник Института экономики РАНИОН и профессор Московского университета. В сферу его научных интересов входили прикладная экономика, мировое хозяйство, а также внешняя торговля. Как и многие интеллигенты, оставшиеся в России, Букшпан в период “большого террора” был репрессирован и расстрелян.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы :

1. Бердяев  Н. Предсмертные мысли Фауста. // Лит. газета. 1989. №12, 22 марта.

 

2. Культурология.  Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф.Кефели., С.П.,1996.

 

3. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

 

4.   Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1.М., 1993.

5. Л. Барсова Закат Европы Час пик 1997г.

6. О.Шпенглер Пессимизм ли это? Ежегодник филосовского общества М Наука.1991г.

7. Б.Старостин Историософия Шпенглера в наше время Европейский альманах М Наука 1991г.

8. Л.Пономарёва О.Шпенглер и русская историко- философская мысль конца XIX столетия Европейский альманах. М Наука 1991г.

9. С.Аверинцев Морфология культуры О.Шпенглера Ежегодник философского общества М Наука 1991г.

10. Г.Тульчинский Шпенглер и мы или Где же русско- сибирская культура? Час пик 52 1992г.

11. К.А.Свасьян Социально-политическая филосифия О.Шпенглера Социологические исследования 6 1987г. 14. Ю.Давыдов Шпенглер и война Вопр.лит. 8 1983г.СТВ

12 .Ф.А.Степун - Освальд Шпенглер и Закат Европы

13 .С.Л.Франк - Кризис Западной культуры


Информация о работе Освальд Шпенглер и Закат Европы