Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:10, реферат
Цель данной работы изучить этапы развития и особенности отечественной философии.
Задачи данной работы:
Изучить становление, особенности и этапы развития русской философии;
Познакомиться с философией русского Просвещения XVIII в.;
Рассмотреть русскую философию второй половины XIX – начала XX вв.;
Раскрыть суть философии русского космизма.
Введение с. 3
1. Становление, особенности и этапы развития русской философии с. 5
2. Философия русского Просвещения XVIII в. с. 11
3. Славянофилы и западники с. 15
4. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв. с. 20
5. Философия русского космизма с. 29
Заключение с. 33
Список литературы с. 36
Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина Петра I». Его участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В. Н. Татищев (1686-1750), А. Д. Кантемир (1708-1744). Крупным представителем этой дружины являлся В. Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области творческой деятельности человека. В философии и конкретных науках он видел важное средство обновления российского общества. Философия, по Татищеву, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. «Истинная философия не грешна, а полезна и необходима».
Мыслитель предложил свою классификацию наук на основе их общественной значимости. Он выделил науки «нужные», «полезные», «щегольские» (или «увеселяющие»), «любопытные» (или «тщетные») и «вредительные». К разряду нужных наук были отнесены «речение» (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным - грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки, по его мнению, имеют лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцы и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным - некромантия, чернокнижество. По сути дела к наукам Татищев относил всякое знание.
Разрушая теологическое
объяснение истории, он положил в
основу общественного развития уровень
знания и степень распространения
просвещения. Вера в силу разума и
историзм объединяли его с западными
просветителями. Считая, что Россия
стоит перед задачей
Проблему соотношения души и тела он решал с дуалистических позиций, объявляя телесную организацию человека областью философии, а душу относя к компетенции религии. В то же время ему был присущ религиозный скептицизм и критика церкви. Он стремится секуляризировать общественную жизнь, освободить ее от церковного контроля, доказывая при этом, что церковь должна быть подчинена контролю государства.
Будучи рационалистом
и сторонником естественного
права Татищев связывал развитие
общества с такими естественными
факторами как земледелие, торговля
и просвещение. Стремясь обосновать
«новую интеллигенцию», он исходил
из учения о «естественном праве»,
признающего нерушимую
Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению светской философии. Первым русским мыслителем мирового значения был М. В. Ломоносов (1711-1765), являвшийся, по словам А. С. Пушкина, «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Будучи деистом, Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины. Согласно последней представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.
Занимаясь естественными науками, Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Он считал, что закон опыта нужно восполнять «философским познанием». Стремясь создать философию природы, он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а стремился к философским обобщениям.
Давая определение материи,
русский мыслитель писал: «Материя
есть то, из чего состоит тело и от
чего зависит его сущность». При
этом он избегал отождествления материи
и вещества, сведения материи к
телесности. По его мнению, никакого
абсолютного пространства не существует:
мир заполнен целиком и представляет
собой сочетание двух родов материи
– «собственной» и «
Согласно Ломоносову, все происходящее в мире связано с процессами движения материи. Существуют три формы движения: 1) поступательное, 2) вращательное, 3) колебательное, которые переходят от одних к другим телам. Движение понималось им с механистических позиций: «Тела приводятся в движение одним только толканием». Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения.
Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А. Н. Радищев (1749-1802), написавший философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии». Находясь на позициях деизма, он считал бога «первой причиной всех вещей», который находится вне пространственно-временных отношений природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия может иметь бог един». Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться.
Отстаивая материалистические позиции, Радищев писал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее благодаря опыту, который есть «основание всего естественного познания». Чувственный опыт, по Радищеву, должен дополняться опытом разумным, поскольку «сила познания едина и неразделима».
Основное внимание Радищев
уделял социально-философским
Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода. Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству.
Радищев неоднократно отмечал
действие естественных условий на развитие
«умственности человека», на обычаи
и нравы людей. С местоположением
людей связывались и их потребности,
удовлетворение которых осуществляется
посредством различных
Таким образом, влияние западноевропейской идеологии способствовало развитию философии в России, хотя оно не было однозначным. Приобщаясь к философской культуре Запада русские мыслители как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философского мышления, с одной стороны, а с другой – их собственное творчество было стеснено влиянием западной культуры. Однако после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей началось постепенное утверждение национальной духовности.
3. Славянофилы и западники
Поиски русской философской
мысли путей исторического
Довольно четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40 – 60-е гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876), а вторую - западники Н. В. Станкевич (1813-1840), А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), Т. И. Грановский (1813-1855), К. Д. Кавелин (1818-1885). Б. Н. Чичерин (18828-1904). Все последующее развитие русской культуры являлось борьбой представителей этих двух тенденций, происходившей в различных формах.
Славянофильство
как направление философской
и политической мысли занимало видное
место в идейной борьбе середины
XIX в. Пронизанное противоречиями, оно
имело как прогрессивные, так
и реакционные черты. От славянофильства
ведут начало многие течения, каждое
из которых брало из него какую-то
одну идею, доводя ее до крайности и
увязывая с различными политическими
задачами. Идеологи официальной народности
находили в нем подкрепление для
обоснования царистского
Несомненно влияние славянофильства не только на Герцена и Чернышевского, но и на народничество. При этом использовались такие славянофильские идеи как противопоставление России и Запада, особого самобытного пути России, апелляция к духу славянских народов и т.д.
Одним из основателей и теоретиков славянофильства был А. С. Хомяков, преломлявший все коренные практические и теоретические вопросы через призму православной догматики. Хомяков отрицал возможность логического познания и подчинял разум вере, поэтому главную задачу философии видел в том, чтобы поднять разум до уровня веры. Постижение бога возможно лишь разумом, соединенным в церкви на основе нравственной любви. Все творчество мыслителя пронизывала идея о коренном различии исторических путей России и Запада и доказательство самобытности русского народа.
Вторым основоположником
славянофильства считается
В работах славянофилов утверждается, что реформы Петра I явились причиной своеобразного дуализма русской культуры, элитарный слой которой обращен на Запад, а народный - на Восток. Они выступали с критикой слепого подражательства Западу, прямого заимствования западных форм общественной и культурной жизни и их переноса на российскую почву. Противопоставляя русскую и европейскую культуры, славянофилы доказывали необходимость для России следовать самобытным путем. Так, Киреевский характеризовал древнерусскую образованность как цельную и разумную, а западную – как построенную на принципах дуализма и рационализма. Исходным положением славянофилов является утверждение решающей роли православия в дальнейшем развитии всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот русский дух», который создал землю в ее бесконечном объеме.
Ключевым понятием религиозно-философских воззрений славянофилов является понятие соборности. Определяющим признаком соборности служит принцип «единства и множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности – в церкви, в семье, в обществе, в отношении между государствами и т.д.
В основе славянофильского
учения лежала идея о мессианской
роли русского народа, о его религиозной
и культурной самобытности и даже
исключительности. Народ славянофилы
рассматривал как некий постоянный
набор идеальных качеств, т.е. выделяли
в нем некую неизменную «духовную
сущность», субстанцией которой
выступают православие и
Западничество как идейное течение восходит к «Философическим письмам» П. Я. Чаадаева (1794-1856), философские воззрения которого носили ярко выраженный религиозный характер. Его историософия основывалась на положении об истории как созидании в мире царства Божия. В связи с этим считалось, что течение исторических событий и ум отдельного человека управляются Провидением. Россию Чаадаев характеризовал как страну, где отсутствуют традиции, которая не внесла никакой лепты в развитие других народов.
Вместе с тем эти пессимистические рассуждения приводят мыслителя к парадоксальному выводу: именно в силу своей отсталости Россия может избежать ошибок и заблуждений Европы и дать разрешение всем вопросам, возбуждающим споры. Она призвана завершить большую часть идей, возникших в старых обществах и ответить на вопросы, которые занимают человечество. По мнению Чаадаева, Россия, освоив все ценное, что есть в Европе, может стать центром религиозного синтеза и интеллектуальной жизни.
К западничеству
примыкали те мыслители и политические
деятели, которые считали
Информация о работе Отечественная философия: этапы развития и особенности