Отечественная философия: этапы развития и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:10, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить этапы развития и особенности отечественной философии.
Задачи данной работы:
Изучить становление, особенности и этапы развития русской философии;
Познакомиться с философией русского Просвещения XVIII в.;
Рассмотреть русскую философию второй половины XIX – начала XX вв.;
Раскрыть суть философии русского космизма.

Содержание работы

Введение с. 3
1. Становление, особенности и этапы развития русской философии с. 5
2. Философия русского Просвещения XVIII в. с. 11
3. Славянофилы и западники с. 15
4. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв. с. 20
5. Философия русского космизма с. 29
Заключение с. 33
Список литературы с. 36

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

"Подготовительный период", или "пролог", XIV – XVIII вв. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является       Г. С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют  такие мыслители, как Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в трудах которых превалировала социальная и нравственная проблематика.

В этот период выступает и М.В. Ломоносов, с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель.

Период конца XVIII – XIX в., который А. И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как        В. Ф. Одоевский и П .Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы). Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский).

В этот период творит А. И. Герцен. Под влиянием позитивизма и марксизма работают такие философы, как Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский.

Период начала XX в. характеризуют  как "вторичное рождение" или "период систем". Он действительно представляет собой этап классического развития философии, отличающийся созданием  больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого  существования. Здесь прежде всего следует отметить творчество В. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию - понятие "Софии". Софийность, соборность, всеединство на долгие годы становятся главными идеями русской философии. Н. Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблема смерти человека и пути воскрешения, бессмертность человека и Космос.

В начале века получают дальнейшее развитие такие направления, как  религиозная философия и экзистенциализм (Д. С. Мережковский,                 Н. А. Бердяев, Л. Шестов), антропологическое направление (князья С. и Е. Трубецкие), трансцендентальная метафизика (П. Б. Струве,                                 П. И. Новгородцев). Философия права, соотношение права, морали и нравственности, роль насилия в общественной жизни, своеобразная критическая переработка гегелевского наследия – проблемы, стоявшие в центре внимания оригинального русского мыслителя И. А. Ильина. И наконец, разрабатываются проблемы феноменологической философии в работах Г. Г. Шпета и А. Ф. Лосева. Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства           (Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков).

Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г. В. Плеханов, А. А. Богданов, В. И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

После революции в России наступил догматический период бесконечной  интерпретации трудов классиков  марксизма, а позже марксизма-ленинизма  и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей  стране не стояли вдали от магистральных  линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения  и тенденции. Попыткой своеобразного  ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской  проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.

 

Список литературы

  1. Антонов Е.А., История философии. Курс лекций. – Белгород, 2000. – С.152-171.
  2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. -Л., 1989.
  3. Громов М.Н. Русская философская мысль X-XVII вв. / М.Н. Громов -М., 1990.
  4. Евлампиев И.И. История русской философии. / И.И. Евлампиев. -М., 2002.
  5. Замалеев А.Ф., Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М., 1995.
  6. Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1995.
  7. Русский космизм: Антология философской мысли. – М., 1993.

 


Информация о работе Отечественная философия: этапы развития и особенности