Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 15:00, реферат
Цель данной работы состоит в изучении достижений П. А. Флоренского и освещении роли этих достижений для современности. Цель предлагает решение следующих задач:
исследовать жизненный путь П. А. Флоренского;
выяснить основные события, повлиявшие на творчество русского Леонардо да Винчи;
показать все основные достижения Флоренского во всех сферах его деятельности;
очертить важность достижений для сегодняшней науки;
сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО 5
РАЗДЕЛ 2. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ХХ ВЕКА:
МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ П. А. ФЛОРЕНСКОГО 9
РАЗДЕЛ 3. БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА
И ЕГО ЭСТЕТИКА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО 5
РАЗДЕЛ 2. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ХХ ВЕКА:
МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ П. А. ФЛОРЕНСКОГО 9
РАЗДЕЛ 3. БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА
И ЕГО ЭСТЕТИКА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Жизнь мыслителя ‒ т. н. «его житие», ‒ это важнейший аргумент в его творчестве. Особо важными тут являются те факты биографии мыслителя, которые дают возможность понять и оценить свободу его мыслей, творческих поисков, что возможно только при знакомстве с обстоятельствами его жизни. Русская философская традиция, к которой принадлежит Павел Александрович Флоренский, относится именно к такому типу философствования.
Прошло не так много времени, как современное научное сообщество стало иметь возможность свободного и полного исследования творчества религиозно-философских мыслителей. Не секрет, что большинство трудов русских религиозных философов и ученых ХХ века уничтожались либо хранились в архивах под грифом «секретно». Возможность на сегодняшний день изучать данные труды обусловлена сменой политического строя, благодаря чему страна может узнать о своих гениях. Павел Александрович Флоренский принадлежит к их числу. Он получил признание многих тогда, еще больше его труды ценятся сегодня. А в научном мире его принято называть русским Леонардо да Винчи.
Чрезвычайно широким является общественный резонанс философских идей Павла Флоренского, а влияние его идей на современную гуманитарную мысль очень заметно. Поразительный факт: чем больше изучается творчество великого мыслителя и ученого, тем большей становится для исследователей глубина и многогранность его идей.
Спектр исследований Павла Флоренского чрезвычайно широк: он занимался и точными науками, и гуманитарными. Причем характерно, что ученый намеренно не отдает предпочтение какому-то одному научному направлению, потому что все философские, лингвистические, математические и прочие изыскания для Флоренского имели единую точку схождения.
Развернувшееся осмысление идей Флоренского открывает их мощный потенциал, выявление которого оправдывает все приложенные усилия и показывает полезность для науки изучение наследия Флоренского.
Объектом исследования выступает личность русского гения ХХ века Павла Александровича Флоренского.
Предмет реферата – основные достижения и наследие Павла Флоренского во всех сферах деятельности великого ученого и мыслителя.
Цель данной работы состоит в изучении достижений П. А. Флоренского и освещении роли этих достижений для современности. Цель предлагает решение следующих задач:
Степень разработанности темы. Творческое наследие Павла Александровича Флоренского не оставляло равнодушными современников, которые анализировали те или иные аспекты творчества мыслителя. Историко-философские труды Флоренского обсуждали Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. Н. Лосский, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, Г. В. Флоровский, А. Ф. Лосев, С. И. Фудель и др. На сегодняшний день существует мало научные конференций, которые бы проходили без доклада, посвященного учениям Павла Флоренского.
Структура реферата соответствует поставленной цели и задачам. Логика изложения исследования обусловила структуру работы: введение, 3 основных раздела, заключение, список использованных источников и литературы из 10 наименований. Общий объем составляет 18 страниц.
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО
Родился Павел Александрович 9 января 1882 года в Закавказье, возле местечка Евлах Елисаветпольской губернии (ныне – Азербайджан). Его отец – Александр Иванович Флоренский – русский инженер путей сообщения, мать – Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарьян) – из древнеармянского рода. Семья крестила новорожденного мальчика в Тифлисе, и нарекла в честь апостола Павла. Кроме Павла в семье было ещё шестеро детей [3, с. 471].
В 1900 г. Флоренский окончил с отличием учебу в Тифлисской классической гимназии, после чего поступил на физико-математический факультет Московского университета, где сблизился с одним из основателей Московской математической школы Н. В. Бугаевым и серьезно занялся математикой. Помимо основных занятий, он посещал на историко-филологическом факультете лекции известных философов С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина, самостоятельно изучал историю искусства.
Именно в этот период своей жизни Павел осознает, что без веры в Бога познание истины невозможно. Поэтому в 1904 г., после окончания университета, он поступает в Московскую духовную академию, желая, как он писал в одном из своих писем, «произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без каких-либо компромиссов, честно, воспринять все положительное учение Церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством...» [2, с. 540].
Он стремился познать духовность не отвлеченно философски, а через призму окружающего мира. Его кандидатское сочинение «О религиозной Истине» (1908 г.), которое легло в основу магистерской диссертации, а затем и книги «Столп и утверждение Истины» (1914 г.), были посвящены путям вхождения в Православную Церковь. Следует отметить, что основа его духовного мировоззрения выражена в магистерской диссертации «О духовной Истине», которую он защитил в 1911 г. В этом же году он принял сан священника.
После окончания Московской духовной академии Флоренский был оставлен преподавателем кафедры истории философии. За время своей деятельности (1908–1919 гг.) в Московской духовной академии он создал ряд оригинальных работ по истории античной философии, кантовской проблематике, философии культа и культуры. Данную должность Павел совмещал с должностью редактора журнала «Богословский вестник» (1912–1917 гг.). Помимо всего он также был священником Сергиево-Посадской церкви – убежища сестёр милосердия Красного Креста [7, с. 21].
После Октябрьской революции П. А. Флоренский одним из первых среди лиц духовного звания, служа Церкви, стал работать в светских учреждениях. Вопрос об участии в культурном строительстве обновленной России он решал не с абстрактно-теоретических позиций, а с позиции гражданина, сына Отечества. Флоренский ощутил нравственный долг и призвание в том, чтобы сохранить основу духовной культуры для будущих поколений. 22 октября 1918 года он входит в состав Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Благодаря деятельности Комиссии удалось за короткий срок описать громадное историко-художественное богатство Лавры и спасти национальное достояние духовной и материальной ценности, важность которой неизмерима. Вершиной деятельности Комиссии стала подготовка проекта Декрета «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» (подписан в апреле 1920 г. В. И. Лениным) [10, с. 34].
Одновременно со своей борьбой за культурное наследие, Павел Флоренский продолжает свою научно-практическую работу. Теперь его сферой деятельности стала прикладная физика – это было продиктовано нуждами государства, в частности разработкой плана ГОЭЛРО. В 1920 г. Флоренский работает на московском заводе «Карболит», а уже через год – в Главэлектро ВСНХ РСФСР. Он участвовал в работе VIII электротехнического съезда, где широко обсуждался план ГОЭЛРО. В результате Флоренского избирают членом Центрального электротехнического совета Главэлектро. В это же время Павел Александрович создает первую лабораторию в СССР по испытанию материалов (в Государственном экспериментальном электротехническом институте), которая впоследствии становится отделом материаловедения по изучению диэлектриков. В 1924 г. была издана книга «Диэлектрики и их техническое применение» ‒ своего рода первая пропаганда применения в науке и технике синтетических пластмасс [7, с. 42].
Расширялась и сфера педагогической деятельности П. А. Флоренского: его избрали профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в 1921 г.
Во второй половине 1920-х, выполняя широкомасштабную организационную и научную работу, Павел Флоренский назначается соредактором «Технической энциклопедии» (в 1927 г.). Для нее он напишет более 120 статей. Затем его избирают в состав президиума Бюро по электроизолирующим материалам Всесоюзного энергетического комитета, а немного позднее включают в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений терминов и символов при Совете Труда и Обороны СССР.
Однако, будучи талантливым ученым, Флоренский, как и многие другие в то время, рано или поздно должен был подвергнуться травле со стороны власти Союза. Это произошло на фоне его работы по сохранению наследия Троице-Сергиевой Лавры – работа была истолкована попыткой создать «православный Ватикан». А преподавательскую деятельность Флоренского нарекли попыткой создания «идеалистической коалиции». Летом 1928 г. Павел был арестован и сослан в Нижний Новгород. Вернувшись спустя 3 месяца, он продолжал работать в ГЭЭИ. Однако новая волна репрессий 1930-х гг. привела к тому, что Павел вновь был арестован в 1933 г. и сослан в г. Сковородино [2, с. 541].
Пребывая в Сковородино, Флоренский занимался научно-исследовательской деятельностью на мерзлотной станции Бамлага. Объектом изучения стали явления, которые были связаны с многолетней мерзлотой в Забайкальско-Амурском регионе. Считается, что результаты исследования были положены в основу книги «Вечная мерзлота и строительство на ней» (авторство принадлежит сотрудникам станции Н. И. Быкову и П.Н. Каптереву») 1940 г.
В сентябре 1934 г. Флоренский оказывается на территории бывшего Соловецкого монастыря. Там отбывали наказание много других известных ученых и деятелей культуры. Здесь П. А. Флоренский был приписан к 3-й части 8-го Соловецкого отделения «Беломорканала» и работал на заводе йодной промышленности (йодпром), занимаясь проблемой извлечения йода из морских водорослей. Флоренскому удались свыше десятка научных открытий и изобретений, в наши дни, применяемые в медицинской практике. В тяжелых условиях у него получилось создать машину, которая помогала добывать йод из водорослей [2, с. 542].
Когда летом 1937 года в Соловецком лагере начались массовые расстрелы, постановлением Особой тройки Управления НКВД по Ленинградской области от 25 ноября 1937 г. Флоренский был вторично осужден и приговорен к высшей мере наказания («за проведение контрреволюционной пропаганды»). Был расстрелян 8 декабря того же года. Место гибели и захоронения ученого, мыслителя и богослова остаются неизвестными [1, с. 45].
Спустя двадцать лет после гибели П. А. Флоренского он был реабилитирован ввиду отсутствия доказательств виновности в его антисоветской деятельности и за отсутствием состава преступления.
РАЗДЕЛ 2. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ХХ ВЕКА:
МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ П. А. ФЛОРЕНСКОГО
Павел Александрович Флоренский был очень многогранной личностью, что не может не поражать. Одновременно он был и священником, и богословом, и философом, и искусствоведом, и теоретиком культуры, и математиком, и даже физиком. Именно за это он и получил свое прозвище – Леонардо да Винчи ХХ века.
Жизненный и творческий путь Флоренского во многом был предопределен выбором, который он сделал после революции 1917 года. С. Булгаков – его друг – также выдающийся мыслитель ХХ века, назвал этот акт «выбором между Парижем и Соловками» [2, с. 541]. Будучи профессором Духовной Академии, профессором ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские – первый советский художественный институт), участником плана электрификации страны – плана ГОЭЛРО, он все время оставался священником. Он оставался священником даже во времена весьма сложных и трагических обстоятельств 20-х – 30-х годов.
Круг проблем, волновавший деятелей русской культуры начала XX века, был полностью отражен в научных интересах Флоренского в период 1908 – 1919 годов. В это время он преподает историю античной философии. В своих курсах освещает кантовскую проблематику; занимается философией культа и культуры. Современники отмечали, что он являлся как бы связующим звеном между Церковью и московской интеллигенцией.
Обдумывая всевозможные пути синтеза научного, художественно-философского и религиозного мышления, П. А. Флоренский обращается к мыслителям древности и их концепциям. Учения Платона, Аристотеля и Птолемея, а также «Божественная комедия» Данте и теории Канта надолго стали основой раздумий ученого. Знаменательно свидетельство выдающегося русского философа А. Ф. Лосева: Флоренский «дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую всё, что я читал о Платоне» [5, с. 7].
В итоге Павел Флоренский вывел постулат, который становится одним из главных в его философии. Он считал, что, только проинтерпретировав все культурные и природные феномены, являющиеся символами Высшей Истины, можно создать целостную истинную картину мироздания.
Флоренский, признавая величайшую ценность культуры, тем не менее, считал эту ценность незаключенной в самой культуре: «всякая культура представляет собой целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры» [10, с. 114].
Информация о работе П. А. Флоренский и освещении роли этих достижений для современности