Память как один из важнейших аспектов существования и функционирования сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения.
Память – необходимое условие формирования личности, которое происходит путем усвоения социального опыта в процессах общения и обучения.
Она давно стала объектом исследований психологов и представителей других наук: нейрофизиологии, психиатрии, биохимии, бионики и кибернетики. О памяти известно уже очень много, и в то же время еще недостаточно для создания общей и практически действенной теории мнемических процессов.

Содержание работы

Введение
1. Общее представление о памяти
2. Структура сознания, её особенности и функции.
3. Виды памяти и их особенности
4. Кратковременная и долговременная память
5. Индивидуальные различия памяти у людей
6. Теории и законы памяти
7. Мнемоника, или мнемотехника
8. Узнавание и воспроизведение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему: 

«Память как один из важнейших аспектов существования и функционирования сознания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Выполнила студентка  группы 5508

                                                                                             Соболева Ярослава

         

                                                                                             Проверила: Кутыкова  Ирина Валентиновна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2012 год.

Оглавление  
  
  
  
 

Введение                                                                                                

1. Общее представление  о памяти 

2. Структура сознания, её особенности и функции.                                            

3. Виды памяти и их особенности                                          

4. Кратковременная и долговременная память                      

5. Индивидуальные различия памяти у людей                      

6. Теории и законы памяти                                                       

7. Мнемоника, или мнемотехника                                          

8. Узнавание и воспроизведение                                             

Заключение                                                                                           

Список  литературы                                                                                 
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение      

Память  является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения.     

Память  – необходимое условие формирования личности, которое происходит путем  усвоения социального опыта в процессах общения и обучения.     

Она давно стала объектом исследований психологов и представителей других наук: нейрофизиологии, психиатрии, биохимии, бионики и кибернетики. О памяти известно уже очень много, и в то же время еще недостаточно для создания общей и практически действенной теории мнемических процессов.      

Актуальность  данной темы заключается в необходимости решения многих актуальных теоретических вопросов об организации системы психических процессов, а так же ряда практических задач оптимизации обучения, организации эффективной работы человека в различных видах деятельности. Практика ставит множество актуальных вопросов: в какой мере человек ограничен возможностями своей памяти и насколько он способен сознательно ею управлять, каковы критерии оценки уровней развития памяти, в чем состоит сходство и различие памяти человека и памяти технических устройств?     

Учеными были раскрыты многие закономерности памяти. Были так  же выделены ее процессы, виды и типы, исследованы ее пути развития, средства ее формирования в обучении, динамика ее возрастных изменений и т.д.   
      

Память - основа психической  деятельности. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Поэтому для лучшего понимания  человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.      

Память  лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим…  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общее представление о  памяти       

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а так же воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».     

Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы  поведения есть не что иное, как  запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.     

Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.     

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством.     

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.     

Память  человека можно определить как психофизиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. 

             

 

                                                                      

                                                      Структура сознания, её особенности и функции.                      

    Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме.

    К факторам, обусловившим возникновения сознания  можно отнести следующие:

• внешний предметный и духовный мир

• социокультурная  среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы)

• духовный мир индивида, жизненный опыт

• мозг как макроструктурная природная система

• космическое информационное поле

    Все выделенные  источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного человеческого субстрата- головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, биохимическими, физиологическими процессами, протекающими в нем. Однако, мозг не источник, а орган сознания.

     Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека.

    Структура общественного сознания - это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

    К основным функциям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (сознание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанное обществом и принятые субъектом ценности) отражение действительности. 
 
 
 
 
 
 

                                                                  

Виды  памяти и их особенности  
  
      

Существует  несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.      

Мгновенная, или иконическая память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.      

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.     

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.     

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.     

Информация о работе Память как один из важнейших аспектов существования и функционирования сознания