Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:16, реферат
Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения.
Память – необходимое условие формирования личности, которое происходит путем усвоения социального опыта в процессах общения и обучения.
Она давно стала объектом исследований психологов и представителей других наук: нейрофизиологии, психиатрии, биохимии, бионики и кибернетики. О памяти известно уже очень много, и в то же время еще недостаточно для создания общей и практически действенной теории мнемических процессов.
Введение
1. Общее представление о памяти
2. Структура сознания, её особенности и функции.
3. Виды памяти и их особенности
4. Кратковременная и долговременная память
5. Индивидуальные различия памяти у людей
6. Теории и законы памяти
7. Мнемоника, или мнемотехника
8. Узнавание и воспроизведение
Заключение
Список литературы
Реферат
на тему:
«Память
как один из важнейших
аспектов существования
и функционирования
сознания»
2012 год.
Оглавление
Введение
1. Общее представление о памяти
2. Структура
сознания, её особенности и функции.
3. Виды памяти и их особенности
4. Кратковременная и
5. Индивидуальные различия памяти у людей
6. Теории и законы памяти
7. Мнемоника, или мнемотехника
8. Узнавание и воспроизведение
Заключение
Список литературы
Введение
Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения.
Память – необходимое условие
Она давно стала объектом исследований психологов и представителей других наук: нейрофизиологии, психиатрии, биохимии, бионики и кибернетики. О памяти известно уже очень много, и в то же время еще недостаточно для создания общей и практически действенной теории мнемических процессов.
Актуальность данной темы заключается в необходимости решения многих актуальных теоретических вопросов об организации системы психических процессов, а так же ряда практических задач оптимизации обучения, организации эффективной работы человека в различных видах деятельности. Практика ставит множество актуальных вопросов: в какой мере человек ограничен возможностями своей памяти и насколько он способен сознательно ею управлять, каковы критерии оценки уровней развития памяти, в чем состоит сходство и различие памяти человека и памяти технических устройств?
Учеными были раскрыты
многие закономерности памяти. Были так
же выделены ее процессы, виды и типы,
исследованы ее пути развития, средства
ее формирования в обучении, динамика
ее возрастных изменений и т.д.
Память - основа психической деятельности. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Память лежит в основе
способностей человека, является условием
приобретения знаний, формирования умений
и навыков. Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, ее совершенствованию
человек выделился из животного царства
и достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции
немыслим…
Общее
представление о памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а так же воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.
У дочеловеческих организмов
есть только два вида памяти: генетическая и механич
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Память человека можно определить
как психофизиологический и культурный
процесс, выполняющий в жизни функции запоминания,
сохранения и воспроизведения и
Сознание -
это специфически человеческое, неразрывно
связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной
материи отражать материальный мир в идеальных
(субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием
К факторам,
обусловившим возникновения
• внешний предметный и духовный мир
• социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы)
• духовный мир индивида, жизненный опыт
• мозг как макроструктурная природная система
• космическое информационное поле
Все выделенные источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного человеческого субстрата- головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, биохимическими, физиологическими процессами, протекающими в нем. Однако, мозг не источник, а орган сознания.
Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека.
Структура общественного сознания - это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.
К основным
функциям сознания относят прежде всего
отражательную функцию. Она предполагает
обобщенное, целенаправленное (сознание
образов, предвосхищающих практические
действия), оценочное (избирательная ориентация
на выработанное обществом и принятые
субъектом ценности) отражение действительности.
Виды
памяти и их особенности
Существует несколько оснований для
Мгновенная, или иконическая па
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Информация о работе Память как один из важнейших аспектов существования и функционирования сознания