Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:16, реферат
Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения.
Память – необходимое условие формирования личности, которое происходит путем усвоения социального опыта в процессах общения и обучения.
Она давно стала объектом исследований психологов и представителей других наук: нейрофизиологии, психиатрии, биохимии, бионики и кибернетики. О памяти известно уже очень много, и в то же время еще недостаточно для создания общей и практически действенной теории мнемических процессов.
Введение
1. Общее представление о памяти
2. Структура сознания, её особенности и функции.
3. Виды памяти и их особенности
4. Кратковременная и долговременная память
5. Индивидуальные различия памяти у людей
6. Теории и законы памяти
7. Мнемоника, или мнемотехника
8. Узнавание и воспроизведение
Заключение
Список литературы
Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу.
Часто бывает так, что человек,
будучи не в состоянии точно вспомнить
Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудности при припоминании и часто терпели неудачу.
На этой же особенности долговременной
памяти, вероятно, основан процесс узнавания
когда-то виденного или слышанного.
Индивидуальные
различия памяти у
людей
Память у людей различается по
многим параметрам: скорости, прочности,
длительности, точности и объему запоминания.
Все это количественные характерист
В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти:зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.
Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
«Чистые» виды памяти
в смысле безусловного доминирования одного
из перечисленных крайне редки. Чаще всего на
практике мы сталкиваемся с различными
сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной
памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.
Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.
По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную.
Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная — невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий — прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.
Основатель психоанализа
З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов
забывания, которые случаются в
Примерами мотивированного забывания,
по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно
теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем,
что он хочет забыть, и забывает об этих
вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически
неприятных обстоятельствах.
Теории
и законы памяти
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером, А.Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г.Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Отдельные элементы информации, согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию.
Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гешталыптеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.
Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
Представители этих наук
стали проявлять повышенный интерес к собственно
психологическим исследованиям памяти,
потому что это открывало возможности
для совершенствования языков программирования,
его технологии и памяти машин. Этот взаимный
интерес привел к тому, что в психологии
стали разрабатывать новую теорию памяти,
которую можно назвать информационно-
В отечественной психологии
преимущественное развитие получило направление в
изучении памяти, связанное с
При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.
Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
Большую роль в запоминании и
Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным А.Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
Один из интересных эффектов
памяти, которому до сих пор не найдено
объяснения, называетсяреминисценцией. Это
— улучшение со временем воспроизведения
заученного материала без дополнительных
его повторений. Чаще это явление наблюдается
при распределении повторений материала
в процессе его заучивания, а не при запоминании
сразу наизусть. Отсроченное на несколько
дней воспроизведение нередко дает лучшие
результаты, чем воспроизведение материала
сразу после его выучивания. Реминисценция,
вероятно, объясняется тем, что со временем
логические, смысловые связи, образующиеся
внутри заучиваемого материала, упрочиваются,
становятся более ясными, отчетливыми.
Часто реминисценция происходит на 2—3-й
день после выучивания материала. Реминисценция
как явление возникает в результате наложения
друг на друга по сути дела двух различных
законов, один из которых характеризует
забывание осмысленного, а другой — бессмысленного
материала.
Информация о работе Память как один из важнейших аспектов существования и функционирования сознания